Тема 3. Затраты и себестоимость продукции и услуг
Понятие издержек производства и себестоимости продукции. Классификация затрат на производство продукции: по виду производства, по виду продукции, по виду расходов, по месту возникновения затрат.
Калькулирование себестоимости продукции. Методы калькулирования: прямого счета, нормативный, расчетно-аналитический и др.
Разработка сметы затрат на производство. Показатели, факторы и методы обоснования снижения затрат на производство продукции. Планирование снижение себестоимости.
Зарубежный опыт определения издержек производства: применение сокращенной номенклатуры калькуляционных статей; разделение на постоянные, переменные, валовые и предельные издержки; проведение сравнительного анализа издержек производства конкурентов.
Тема 4. Структура затрат и их оптимизация
Динамика уровня затрат на производство. Эффект масштаба и экономия на условно-постоянных издержках. Зависимость суммы прибыли от объемов производства и реализации продукции. Доходы и эффект деятельности предприятия.
Показатели, факторы и методы обоснования снижения затрат на производство продукции. Планирование снижения себестоимости. Пути снижения затрат на производство продукции.
Тема 5. Налогообложение предприятия
Сущность и значение налогообложения. Принципы налогообложения. Объекты налогообложения. Федеральные, региональные и местные налоги.
Налоговый кодекс РФ. Налог на добавленную стоимость: плательщики налога, объекты налогообложения, ставки налогообложения, налоговые льготы. Налог на прибыль: плательщики налога, объекты налогообложения, ставки налогообложения, налоговые льготы. Единый социальный налог. Область применения, плательщики налога, объекты налогообложения, ставки налогообложения, налоговые льготы. Упрощенная система налогообложения.
Тема 6. Результаты хозяйственно-финансовой деятельности предприятия:
показатели, их анализ и планирование
Доход предприятия, его сущность и значение. Прибыль как мера эффективности работы предприятия. Формирование, распределение и использование прибыли. Фонды предприятия. Рентабельность предприятия.
Показатели оценки результатов текущей производственной, финансовой деятельности. Показатели оценки результатов коммерческой деятельности. Показатели оценки предприятия: абсолютные, относительные, структурные, приростные.
Добавленная стоимость: ее значение, структура и методы расчета.
Расчет доходности и определение величины факторов, влияющих на получение прибыли, выручки и себестоимости.
Маржинальный доход: понятие, методика расчета и области его использования.
Тема 7. Структура планов на предприятии, методы их обоснования и взаимосвязи
План производства и сбыта продукции. Товарная продукция. Валовая продукция. Реализованная продукция. Методы планирования. Методы расчета планов предприятия. Особенности расчета планов для структурных подразделений предприятия. Бизнес-план. Планы по труду. Планы материально-технического обеспечения.
.
Тема 8. Управленческий учет
Учет в информационной системе предприятия. Особенности управленческого учета. Учет использования основных и оборотных средств. Учет использования материальных ресурсов. Отчетность на предприятии. Порядок учета хозяйственных операций. Основные формы отчетности.
Тема 9. Стратегический и оперативный контролинг на предприятии
Контролинг на предприятии: основные понятия и определения. Методы контролинга. Сущность и содержание оперативного контролинга. Сущность и содержание стратегического контролинга. Общность и различия стратегического и оперативного контролинга.
Информационная база контролинга.
Тема 10. Учет маркетинговой стратегии в планах развития предприятия
Основные виды маркетинговой деятельности. Маркетинговая система предприятия как подсистема управления предприятием. Информационная взаимосвязь маркетинговых планов с планами производства. Обновления ассортиментного ряда продукции. Вывод на рынок новой продукции.
IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Предприятие в конкурентной среде
1.Цель создания и функционирования предприятия.
2. Предпринимательская деятельность предприятия.
3. Конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции.
Основная литература:
1. Выварец, А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
2. Экономика предприятия: учебник для вузов – / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
3. Адамчук, А.М. Экономика предприятия: учебн. пособие / А.М. Адамчук. – 3-е изд., испр. и доп. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006.
4. Чуев, И.Н. Экономика предприятия: учебник. – М. : «Дашков И.К.», 2005.
Дополнительная литература:
1. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. проф. О.И. Волкова, О.В. Девяткина.З-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА - М,2002.
2. Мокий, М.С. Экономика организации (предприятия): курс лекций : учеб. пособие / М. С. Мокий. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Экзамен, 2007. – 254 с.