Тема 9. социально-экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания населения. структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов

Вопросы для обсуждения:

1. Потребности человека и их обслуживание; единство производства и человеческих потребностей.

- чтобы раскрыть этот вопрос нужно обратиться к экономике и инфраструктуре (отрасли обслуживающие основное производство), именно здесь находится область деятельности людей по созданию материальных благ и услуг удовлетворяющих потребности людей и общества в целом;

- чтобы показать единство производства и человеческих потребностей, надо рассмотреть структуру производства. Какие отрасли и промышленные комплексы создают товары и услуги для удовлетворения личных и общественных потребностей;

- процесс воспроизводства (простого и расширенного) материальных благ и разного рода услуг, кругооборот экономических благ (производство – распределение и перераспределение – обмен – потребление – удовлетворение производственных и личных потребностей).

Всё это знакомо вам из экономики, используйте эти знания.

2. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

- рассматривается понятие «услуга и сфера услуг»;

- характер услуги, виды услуг;

- услуги, которые государство оказывает населению;

- услуги частного характера;

- в связи с развитием НТП, появление новых, современных услуг.

3. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания населения.

- роль государственных механизмов в развитии услуг;

- развитие малого бизнеса;

- адаптация социальной сферы к рыночным условиям хозяйствования;

- туристический, рекламный сервис, библиотечные, культурные услуги, семейные консультации.

Задания:

1. Укажите объективные условия и важнейшие факторы, определяющие развитие услуг в Российском обществе.

2. Объясните сущность конкуренции между государственным и частным секторами сферы услуг.

3. Социальная и экономическая зависимость сервисного обслуживания населения. Назовите социальные виды сервиса и экономические виды сервисного обслуживания. В чем выражается зависимость?

3. Установки – психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации (в этом случае люди действуют спокойно, уверенно, добросовестно, меньше тратят сил и лучше усваивают задания);

4. Оценки – характеристики степени возможного достижения результатов или удовлетворения потребностей;

5. Стимулы – блага, возможности и прочие условия, с помощью которых субъект может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных или противозаконных действий.

Потребности – это движущая сила потребления. Потребление – есть деятельность по удовлетворению потребностей.

Но, чтобы удовлетворить потребности человека в товарах и услугах, надо произвести эти товары и услуги.

Исходя из этого – важнейшее содержание экономической деятельности – это производство и распределение материальных благ (товаров и услуг). Производство всегда находится в взаимосвязи с потреблением. Подумайте и объясните эту связь. В экономике разделяют потребление на производственное (процесс создания товаров, обслуживание техники и оборудования) и непроизводственное, т.е. личное потребление. Услуги также делятся на производственные (транспортировка грузов, ремонт, техническое обслуживание оборудования) и непроизводственные, связанные с личным потреблением – услуги по ремонту бытовой техники, жилья, услуги здравоохранения, образования, спорта, туризма, культуры и т.п.11

Другая характеристика потребления даётся через понятие полезности. Что такое «полезность?»

С точки зрения экономики, понятие «полезность» имеет несколько значений:

- всё то, что человек стремится получить, исходя из собственной потребительской выгоды;

- способность вещи удовлетворить потребность, при этом, не обязательно принося пользу (существуют потребности, которые приносят человеку вред). Назовите эти потребности.

- основа для соизмерения благ (одни из них более полезные, другие – менее);

- экономическое значение вещи, выраженное через систему субъективных оценок (пользуется ли эта вещь спросом).

В современном обществе потребление товаров и услуг зависит от доходов людей. Потребности, которые обеспечены денежными средствами, создают платежеспособный спрос. Следовательно, спрос – это потребности, которые приобретали экономическое значение и реализуются на рынке производителей и потребителей.

Платежеспособный спрос рассматривается в экономике как главная характеристика уровня жизни населения (уровень доходов, спрос на товары и услуги)

Социологи пользуются более широким понятием – качество жизни, в это понятие включаются не только экономически, но и духовные, и культурные факторы: уровень образования, широта интересов, состояние здоровья, культура труда, отдыха и общения.

Таким образом, все человеческие потребности связаны с экономикой, материальным обеспечением жизни, услуги духовного и культурного характера также имеют, в основном платную, т.е. экономическую основу.

_______________________________

11Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. – И., 2005.

Наши рекомендации