Тема 9. социально-экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания. структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов

В данной теме мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Потребности человека и их обслуживание, единство производства и человеческих потребностей;

2. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервисного обслуживания.

3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания

Вопрос 1.

Рассматривая первый вопрос, мы должны помнить, что в мировой рыночной экономике наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует рынок услуг. Основной задачей рынка услуг является удовлетворение потребностей населения в разнообразных услугах.

Рынок услуг – это большая и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера сервиса. Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей человека и общества.

При определении сервиса используются три ключевых понятия: деятельность, потребность и услуга. Сфера сервиса выступает главным фактором повышения уровня качества жизни.

Роль сервиса определяют следующие факторы:

- в сфере сервиса постоянно создаются новые рабочие места;

- неуклонно увеличивается доля сервиса в валовом внутреннем продукте страны;

- за счет сферы сервиса сокращается время обслуживания домашнего хозяйства, что также повышает качество жизни населения.

Сфера сервиса представляет собой часть экономической системы, которая выполняет соответствующие ей функции в системе общественного воспроизводства.

Поскольку потребности человека возобновляются и постоянно растут, то и производство материальных благ и сфера услуг тоже возобновляется и растет (процесс простого и расширенного воспроизводства). Следовательно мы наблюдаем круговорот экономических благ и услуг: 1. Производство; 2. Распределение и перераспределение материальных благ; 3. Обмен; 4. Потребление.

Исходный этап – производство – процесс создания полезного продукта, оно имеет основополагающее значение для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, ничего распределять – перераспределять, обменивать и потреблять.

Распределение - такое звено круговорота, где устанавливаются количественные соотношения при производстве различных благ. Чтобы создавать всё многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и средства труда по родам и видам хозяйственной деятельности и как можно ближе к источникам сырья. В конечном счете, распределению подлежит доход – как результат производства. Выявляется доля каждого человека в созданном богатстве, которая зависит от величины общего дохода; с другой стороны, способ распределения может оказать сильное воздействие на увеличение размера этого общего дохода: ведь если доход работника зависит от его хозяйственной деятельности, то он работает лучше.

Вопрос 5.

Религии мира, их сущность и функции. Религиозная деятельность человека, в чём она выражается?

Религия имеет несколько определений. Атеист даёт такое определение: религия – это специфическая форма общественного сознания, извращенное фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил.

Верующий человек определяет религию как взаимоотношения между Богом и человеком – это набожность, вера в существование Бога, святыня.

Философы считают, что религия – одна из форм мировоззрения. Как и философия она пришла на смену мифологическому мировоззрению.30

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанное на вере существования Бога.31

Религия т- это совокупность взглядов и представлений, система верований в Бога и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

На первых этапах развития человеческого общества религия является продуктом освоения человеком мира. В первобытных религиозных верованиях отражалось фантастическое осознание людьми их зависимости от природных сил. Объектом религиозного восприятия те природные явления, с которыми человек связан в повседневной жизни и значимой для него деятельности.

Позже, религии раннего классового общества по своему характеру сначала родоплеменные, затем национально-государственные (например: индуизм, иудаизм, конфуцианство); они выражают такие формы вероисповедования, которые характеризуют этническую связь между людьми и социально-государственные отношения, объединяющие их.

На более позднем этапе появляются мировые религии, они имеют национальный характер. Это – буддизм, ислам, христианство.

Религия выполняет ряд функций, например такие как:

коммуникативная – общение складывается как в религиозной, так и в нерелигиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком;

регулятивная функция – религия упорядочивает помыслы людей, их деятельность и является составной частью их культуры;

культуротранслирующая функция – способствует развитию её основ – письменности, книгопечатания, искусства, в т.ч. живописи, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

Буддизм – древнейшая религия, зародилась в VI –V вв. до н.э. в Индии, закрепилась в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.

_______________

30 Философия. Учебник для вузов под редакцией проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова

В.П. – М., 2007, с.534

31 Энциклопедический словарь. – М., 1980, с.1129

В условиях планового хозяйства формирование и удовлетворение потребностей зависело от государственной политики и тех экономических концепций, которые были заложены в её основе. Например, до т.н. перестройки потребление вообще не рассматривали как производственное отношение и сферу экономической деятельности, что является абсурдом.

К.Маркс, как идеолог коммунизма, в качестве производственных отношений выделяет отношения: производства, распределения и перераспределения, обмена и потребления. Без этих четырех фаз не может быть процесса воспроизводства даже в простом виде и тем более в расширенном.

Потребление рассматривалось как второстепенная сфера общественной жизни; провозглашался абсолютный приоритет производства над сферами распределения, обмена и потребления, эта позиция проявилась в «уравниловке» в оплате труда. Слабо использования механизм стимулирования труда, преобладали моральные стимулы, социализм строился в основном на энтузиазме.

Казалось бы, что предприятия должны быть заинтересованы в реализации своей продукции, но низкая оплата труда в целом формирует низкий покупательский спрос. Генри Форд, например, говорил, что если он будет платить своим рабочим низкую зарплату, кто же будет покупать его автомобили? У нас в России государство заказывало, покупало и продавало.

В период социалистического строительства была разработана концепция «социально-экономических отличий» социалистических стран от стран с рыночной экономикой. Считалось, что эти отличия заключались в том, что при социализме преобладает потребление социальных и культурных благ, а удовлетворение потребностей должно носить «непосредственно – общественный», «нетоварный» характер, т.е. бесплатное образование, медицина, бесплатное распределение жилья (система очереди) не во владение, а в пользование, распределение путевок в санатории, на курорты через профсоюзные организации. Для этого существовали общественные фонды потребления.

С 1992 года Россия делает резкий скачок к «обществу массового потребления», переход е рыночной экономике. Население активно втягивается в торговлю товарами и услугами, повысилось потребление товаров и услуг. Потребление постепенно превращается в цель экономической деятельности.

Вместе с прогрессивными сдвигами в сфере потребления появились и негативные социальные последствия проводимых реформ, так:

- наблюдается падение потребления жизненно необходимых товаров и услуг;

- усиливаются низменные. Упрощенные наклонности потребителей, распространяются «неразумные потребности, связанные с преступной деятельностью и ущемлением законных прав других людей;

- резкая дифференциация доходов и, следовательно, возможностей удовлетворения потребностей основной массы населения по регионам и социальным группам;

- большой разрыв между богатыми и бедными .

Появление элиты, так называемых олигархов, привело к новым социальным проблемам в том числе в потреблении и удовлетворении потребностей населения.

К основным догмам христианства относится учение о троице, триединстве – выражение трех лиц единого Бога: Бог – отец, Бог – сын, Бог – Дух святой. Все три лица равны по достоинству.

Образ посредника между божественным и человеческим бытием воплощается в Иисусе Христе, который был распят при наместнике Рима в Иудее (Иерусалим) Понтии Пилате. Христос, будучи началом человеческим (рожден земной женщиной Марией) и началом божественным, умирает на кресте, приняв на себя все грехи рода человеческого. К этому искуплению его ведет долгий путь сомнений, колебаний, исканий. Такое схождение Бога к человеку является требованием восхождения человека к Богу: он должен быть не просто приведён к послушанию, а исполнению заповедей Бога, а преображён.

Краеугольным камнем христианства является вера в Спасителя – Иисуса Христа, а также одним из догматов христианства – вера в загробную жизнь – царство небесное и Ад, куда попадают души праведников и грешников.

Христианство прошло долгий и трудный путь своей истории, претерпело много изменений и было представлено различными ветвями и учениями, доктринами и ересями. В 1054 г. христианство разделилось на две течения: римско-католическое и православное. В V в. римские епископы присвоили себе название «папа», а в VIII в. создание Папской области положило начало светской власти пап. Папство возникло как организованное христианство во главе с наместником Бога на земле – великим Понтификом (первосвященник) Папой Римским. Официальной религиозной идеологией папства стал католицизм. В условиях развития раннего капитализма, в XVI в. в Европе началась реформация, и появилось третье направление – протестантизм. Оно протестовало против излишней помпезности (роскошной) обрядности, ведения службы только на латинском языке. Это направление упростило процедуру богослужения, разрешило толковать священные тексты на национальных языках. Протестантизм разделился на три основных течения: англиканство, кальвинизм, лютеранство, во Франции – гугенотство.

И православие, и католицизм признают семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, священство и елеосвящение (т.е. благословение умирающему, помазание его тела елеем). Более 75 мин. Приверженцев лютеранства находятся в Германии, Скандинавских странах, в Прибалтике, США.

Главным каноническим источником христианства священной книгой, является Библия – Ветхий и Новый завет.

Ветхий завет – это древнейшая часть Библии, священные книги иудаизма. Новый завет – это собственно христианская часть Библии. Она включает в себя четыре Евангелия (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), Деяния святых апостолов, Послание апостолов и наиболее древнюю новозаветную книгу – откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова.

На сегодня христианами считают себя более одного миллиарда человек (преимущественно в Европе и Америке). Католицизм и протестантизм – это духовный корень всей западной цивилизации. В православной форме христианство даёт духовные силы всему славянскому миру (Восточная Европа). В целом, христианство представлено на всех континентах планеты.

Во-первых, каждый населенный пункт отличается численностью проживающего в нем населения, степенью развития промышленности и характером отрасли, а также социальной инфраструктурой, т.е. обладает своеобразной территорией. Поэтому даже на территориях, обладающих сходными климатогеографическими характеристиками, трудно выделить контрольный населенный пункт, имеющий одинаковую социально-экономическую структуру. Кроме того, трудно, практически невозможно, подобрать «чистый» контрольный населенный пункт, отличающийся одинаковым уровнем загрязнения разных сред: воздуха, воды, почвы и т.д., обязательно одно меньше, другое больше загрязнено.

Во-вторых, параллельно вести наблюдение за здоровьем населения в нескольких населенных пунктах затрудняет организацию мониторинга, увеличивает затраты. В результате исследователи отказались использовать контрольные территории как эталонную величину для сравнения показателей здоровья населения.

Предлагается иной метод: использование информации характеризующей состояние здоровья и окружающей среды (за единицу времени), представляемой системой АГИС «здоровье». Эта система является полным банком данных о состоянии здоровья различных групп населения и состоянии атмосферного воздуха на территориях с высоким уровнем техногенного загрязнения.

В учебном пособии профессора К.М.Оганяна «Человек и его потребности» рассматриваются исследования, которые были проведены совместно с сотрудниками Санкт-Петербургской государственной медицинской академии (СПбГМА им. И.И.Мечникова). Исследования проводились в пяти городах отличающихся климатогеографическими условиями и с разной степенью загрязнения атмосферного воздуха. г.Коряжма и г.Котлас расположены в южной части Архангельской обл., г.Новодвинск – на севере Архангельской обл., г.Волжский в Центральной России; г.Череповец на северо-западе России. Здесь проведены результаты расчетов относящихся только к заболеванию органов дыхания, так как эти заболевания самые многочисленные и занимают первое место в структуре заболевания детей дошкольного возраста.41

Этот, использованный в данном случае, методический подход позволяет более точно рассчитать интенсивность влияния техногенного загрязнения атмосферы на состояние здоровья, косвенно определить влияние социально-бытовых факторов. Такой подход может использоваться для изучения влияния на состояние здоровья других, таких как водные, социально-экономические, социально-бытовые.

Вопрос 3.

Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей Россиян в ХХI веке.

Потребить можно то, что произвели своим трудом и на свои доходы.

Экономическая сфера, выражающая собой весь спектр хозяйственной жизни, только тогда может быть оптимальной урегулированной, когда каждый участник производственного, распределительного и потребительного процесса получает собственную экономическую выгоду. Экономическая практика показала, что такой принцип достигается в тех условиях, когда частная выгода может быть общим основанием, на котором стоит вся рыночная экономика.

__________________________

41 Оганян К.М. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб, 2000, с.41 - 42

Эти заповеди Корана, являются побудительным мотивом для многих фанатических и экстремистских мусульманских движений. Однако в современном мире произошли глобальные изменения, не видеть этого нельзя. Подумайте, что общего в сущности мировых религий, и какие особенности, различия? Могут ли они служить мотивом для религиозных войн?

Мы затронули, практически, все сферы человеческой деятельности, в целом, это взаимосвязь человека, общества и природы.

Деятельность человека может быть созидательной - (в чём это выражается?) и разрушительной – например: войны, терроризм и др.

Общество обособляется от природы в результате практической и духовной деятельности человека, так как эта деятельность создаёт особый мир – мир культуры, науки, техники, т.е. всего того, что не существует в природе. Это даёт возможность говорить о том, что человек, реализуя заложенный в нём потенциал, создает как бы «вторую природу» - культуру, в т.ч. культуру труда. Для чего? Для удовлетворения своих потребностей.

Как способ существования людей, общество должно выполнять набор определенных функций, а именно: производство материальных благ и услуг воспроизводство и социализацию человека, духовное производство и регулирование активности людей; распределение продуктов труда – результатах их деятельности; регламентацию и управление деятельностью и поведением людей. Для реализации этих функций формируются соответствующие организации и отношения между ними.

Таким образом, общество – это часть материального мира, сфера взаимодействия людей, совокупность производственных и общественных отношений.

К физиологическим потребностям относятся также потребности в движении, физической активности. Основные направления удовлетворения этих потребностей является: спорт, физкультура, альпинизм, туризм. Влияние биологическое испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется не только во внешнем сходстве, но и, например, в акселерации (ускоренное развитие) детей, в продолжительности жизни, в сокращении рождаемости, в детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он становится человеком лишь вступая в общественные отношения. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, который своей активностью воздействует на окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественному труду, сознание и разум, свобода, ответственность, любовь, дружба.

Любовь проявляется в разных формах. В каких? Любовь между родителями и детьми; материнская, братская, любовь к Богу, к себе, эротическая любовь. Дружба также проявляется как между индивидами, так и группами (семья, друзья, друг, подруга, коллеги, сослуживцы, земляки и т.п.). Эти потребности также как и физиологические влияют на человеческое поведение, настроение, силу воли, духовный подъём или спад, смысл жизни, состояние здоровья и т.д.

Вопрос в том, как удовлетворить эти потребности? Фактически, вся экономика, сфера услуг, инфраструктуры общества направлены в своем развитии на то, чтобы удовлетворять ту или иную потребность человека и общества (в конечном счёте, опять таки человека).

Также как мы классифицируем потребности, также классифицируются и имеют определенную структуру отрасли экономики и сферы услуг, сервисной деятельности, так, например, образование, здравоохранение, просвещение, культура, транспорт, связь, торговля, туризм и т.д., сфера материального производства – отрасли индустриальной, энергетической, пищевой и легкой промышленности, которые согревают, кормят, одевают нас, оказывают разные услуги. Развитие и совершенствование сервисной деятельности – это особый разговор.

Здесь же, в данной теме назовём основные свойства потребности:

1. Потребность является предметом, т.е. на что-то направленной, к чему-то реально отнесенной. Потребность отражает не данность, а нужность предмета (например: идёт дождь – нужен зонт, а когда сухо – не нужен);

2. Вторым свойством потребности считается её участие в активизации деятельности. Потребность служит источником всякой активности.

3. Потребность обладает способностью к удовлетворению и к последующему воспроизводству, возобновлению. Потребности имеют своё течение, существуют во времени, а деятельность по их удовлетворению составляет базис, основу человеческой жизни.

4. К свойствам потребностей относят их прижизненную динамику, изменение, развитие, которые могут осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, это изменение (расширение или сужение) круга, поля предметов, удовлетворяющих потребности.

Так потребность в познании, удовлетворяемая за счёт детских «почемучек» отличается от познавательной потребности опредмеченной в книгах, разных научных источниках, средствах информации.

Реформация (ХVI – ХVII вв.) – мощное религиозное и общественно-политическое движение привело к тому, что в Европе утверждаются новые этические принципы: честность в деловой жизни, высокий престиж в предпринимательской деятельности, в религиозных отношениях свобода совести. Реформация способствовала укреплению в человеке чувство личной ответственности за свои поступки и за всё, что происходит в мире.

Эпоха Возрождения и Реформации в Европе духовно подготовила переход к индустриальному обществу. В экономическом плане начало индустриальному обществу было положено промышленной революцией в Англии конца XVIII в. Это был переход от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры – к фабрике, переход к капитализму.

В индустриальном обществе экономика – это базовая структура, основа общества. Экономика влияет на организацию труда, распределение ресурсов, власть, на все аспекты общественной жизни. Далее с развитием экономике идет процесс централизации и концентрации производства, образование монополий, слияние банковского и промышленного капитала и образование финансового капитала. Эти процессы, а также развитие НТП приводят к новому этапу общественного развития – постиндустриальному, периоду систематизации (ХIX – первой половине ХХ вв.).

И затем (70-е годы ХХ в.и начало ХХI в.) приводят общество к более высокому периоду постиндустриализации – информационному.

Доминирующим в экономике становится информационный сектор. Разработаны новые подходы к управлению экономикой и обществом в целом, активно используются математические методы, кибернетика, компьютеры, новые способы, технологии производства и создание разветвленной сети экономики услуг. Бурно развивается, «индустрия знаний», в обществе доминирует слой научно-технических специалистов. Всё это свидетельствует о растущих потребностях человека и возможностях удовлетворения этих потребностей.

В современном обществе существуют десятки различных институтов. С точки зрения организации общества, ключевыми являются такие социальные институты как: семья и брак, наследование, власть, собственность и др.

В системе политических институтов современного общества, наряду с ведущими институтами власти, выделяются демократические: политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие как: институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов включены институты епископата, крещения, исповеди, монашества, целибата (безбрачия католических священников). Каждый из социальных институтов выполняет общественно значимую функцию, выполняя потребности человека и общества.

Современные экономисты разработали концепцию типов потребления или стилей потребительского поведения людей. В соответствии с концепцией трех стадий развития цивилизации (доиндустриальной или аграрной, индустриальной и постиндустриальной) можно выделить четыре основных вида потребления.33

_________________________

33 Орлов С.В., Дмитриенко Н.А. Человек и его потребности. Питер. 2007, с.110

Свидетельства тому существующие и поныне Морозовский и Щукинский музей европейской живописи, Третьяковская галерея, Бахрутинский театральный музей, Художественный театр Станиславского и Немировича – Данченко, опера Зимина и многие другие замечательные явления культуры, созданные на деньги благотворителей – меценатов. Меценат – богатый покровитель наук и искусства (по имени римского богача, жившего в I в до н.э., который прославился покровительством и материальной поддержкой поэтов и художников).

Российские предприниматели были для своего времени прекрасно образованы. Образцовыми учебными заведениями мирового класса считались в начале ХХ в. Петербургский Политехнический институт, Московский, Киевский, Харьковский коммерческие институты, в которых обучались десятки тысяч предпринимателей и управляющих.

Вплоть до октябрьской революции заслуженной всемирной славой пользовались хлопчатобумажные предприятия Морозовых, кожевенное и суконное производство Бахрутиных, промышленные предприятия Третьяковых, текстиль Прохоровых (знаменитая Трехгорка), машины и судостроение Путиловых, железные дороги Мамонтовых, химические заводы Ушаковых, гастрономы братьев Елисеевых и многие, многие другие, и все они были меценатами, оказывали благотворительную помощь как советским учреждениям, организациям, так и церкви, монастырям. (в качестве примера семейного характера российского предпринимательства и меценатства смотри В.Абчук. Занимательная экономика и бизнес. СПб, 2001, с. 310 – 314)

В наше время в сфере благотворительной деятельности чаще встречается понятие «спонсор» - гарант, поручитель, а также может быть лицо или предприятие, организация, финансирующие проведение какого-либо мероприятия, проекта, требующих значительных капиталовложений. Спонсоры поддерживают молодые таланты в разных сферах культуры, искусства.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Одна из главных тенденций развития отношений между обществом и человеком – индивидуализация личности. Развитие экономики, усложняющиеся процессы производства требовали всё более квалифицированных и самостоятельных работников.

Механизм взаимоотношений индивида и общества постоянно перестраивается, модифицируется. В простейших формах общественные потребности представляют собой сумму индивидуальных потребностей.

В более сложных устройствах общества общественные потребности не сводятся к сумме индивидуальных. Ещё древние философы считали, что обществу необходимо организованное устройство, так греческий философ Платон (428 – 348 гг. до н.э.) в Афинах создал теорию «идеального государства» - иерархия 3-х сословий:

1) Правители мудрецы;

2) Войны и чиновники;

3) Крестьяне и ремесленники.34

Каждое сословие занимается своим делом, поддерживает порядок и удовлетворяет потребности общества. Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) считает, что государство необходимо для общей пользы и создается, чтобы жить счастливо. Формы государства: монархия, аристократия, «полития» - умеренная демократия, наихудшая форма – тирания, олигархия. Томас Гоббс (анг. Философ 1588 – 1679 г.) видел в основе государства дисциплину страха, он уподоблял государство библейскому чудовищу Левиафану, называл государством лицо индивидуальное или коллективное, которое возникает в результате договора между людьми, с тем, чтобы положите конец «естественному состоянию войны всех против всех».

И чтобы это лицо (государство) обеспечило людям мир и защит и удовлетворяло потребности общества в управлении обществом, поддержании общественного порядка. Подобных или близких взглядов придерживался и Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 г.) – нидерландский философ материалист.35

Как мы понимаем, что такое государство? В основе этого понятия лежит термин «stato» - «положение», «статус общества». С этой позиции государство – это способ объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на определенной территории. Государство – это организация общества, необходимая как предпосылка для решения социально значимых дел.

Государство – это политическая организация общества, система публичной власти, воплощающая право и силу. Государство – субъект международных отношений.

Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через форму каждый народ представляет себя в мировом сообществе как единое целое.

Назначение государства выражается в его функциях. Основные функции государства: политическая, экономическая, социальная и идеологическая. Через эти функции государство реализует потребности общества и отдельных личностей.

________________

34 Энциклопедический словарь. – М., 1980, с.1023

35 Мир философии. Книга для чтения. Ч.2. – М.: Политиздат, 1991 г. – с. 232, 237

Вопрос 3.

Социализация и образование, процесс самореализации человека.

Современный подход к образованию базируется на идее подчинения образования задачам развития и саморазвития человека. Это гуманистический подход, который не может не отразиться как на отдельном человеке, включенном в образовательный процесс, так и в дальнейшем на социально нравственном, социально-экономическом состоянии общества в целом.

Характерной приметой современности стала потребность в новых профессиональных знаниях и умениях. Новые технологии, компьютеризация, входящая в производственную сферу, расширяющиеся связи внутри страны, а также с зарубежными партнёрами, предполагают, что у высококвалифицированного специалиста должен быть высокий общий уровень культуры, культуры общения, владения иностранными языками, новой технологией производства, владение компьютерной технологией т др.

В связи с экономическими изменениями на территории всех стран бывшего СССР идёт процесс высвобождения многих людей из сферы профессионального труда, что предполагает необходимость в их трудоустройстве, это связано с изменением сферы приложения сил. Возникают группы неблагополучных людей (беженцы, мигранты), растет безработица. Все эти люди нуждаются в конкретной материальной помощи и в образовательно-просветительской поддержке.

Растет проблема поиска своей индивидуальности и в молодежной среде, где влияние оказываю так называемые «модные профессии», профессиональный выбор, а значит выбор образовательных учреждений.

Вместе с тем, формируется преуспевающая социальная группа, добившаяся определенных экономических успехов: бизнесмены, банковские работники и др., у которых возникают свои образовательные потребности, связанные с требованиями их профессиональной деятельностью.

Образование в среде взрослых своей главной задачей считает содействие многостороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни, проявлению интеллектуально-духовного начала. Новые потребности производственной, общественно-социальной, культурной, политической и др. сторон жизни требуют своего удовлетворения.37 Процесс образования совершенствуется из года в год.

На сегодняшний день произошел сдвиг в демократизации образования. Образование стало более разнообразным по форме и содержанию, доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

Наблюдается тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей. Общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, а это удлиняет сроки обучения. Образование стало непрерывным, так как современный работник должен быть способным быстро переключаться на новые технологии, смежные виды работы.

Современная стратегия в области образования – достижение качества, отвечающего требованиям ХХI века. Для этого проводятся гуманизация, гуманитаризация и интернационализация образования.

_________________

37 Оганян К.М. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб, 2000, с.19

Термин «тоталитаризм» - (весь, целый, полный) служит для обозначения формы государственного устройства, которое тяготеет к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни общества.

Признаки тоталитаризма заключаются в следующем:

1. Политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой признаны все сферы общества;

2. Существует единственная массовая партия, которая обладает олигархической структурой и переплетается с государственной бюрократией, в управлении используется террор;

3. Средства массовой информации находятся под жёстким контролем властей; средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством;

4. Партия и правительство контролирует и экономическую жизнь общества и его индивидов.

В 70-е годы ХХ в. политическая мысль Западной Европы и США отходит от концепции тоталитаризма, а сама концепция подвергается критике, подчёркивается отрицательное влияние идеологии (фашизм, национализм, коммунизм).

Авторитарный политический режим - неограниченная власть одного человека или группы лиц,

- власть может править при помощи законов, но принимает их по своему усмотрению;

- монополизация власти и опора на силу;

- преследование инакомыслящих;

- политическая элита назначается сверху;

- полномочия местных органов власти минимальны;

- население превращается в объект политических манипуляций;

- широко применяются демагогия и популизм;

- поощряются расовые и другие предрассудки, пропагандируется «образ врага».

Авторитарные режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктаторских режимов, военных хунт. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и властью.

Большинство современных политических режимов заявляют о своей демократической природе.

Демократия – власть народа. В истории человечества выделяют классическую демократию и либеральную.

Классическая форма демократии возникла в V в до н.э. в некоторых полисах (городах – государствах) Древней Греции. Эта форма демократии предполагала политическое общение свободных и равных граждан, участие в управлении всего народа (глав семейства), стремление к формированию общего мнения по ключевым вопросам жизни.

Признаки либеральной демократии таковы:

1. Эффективное политическое участие граждан в управлении;

2. Равенство граждан по отношению к процессу принятия решений;

3. Возможности получать достоверную политическую информацию и делать

выбор;

4. Наличие механизма контроля граждан над политической функцией власти.

Наиболее распространенные демократические режимы – парламентские и президентские разновидности демократии.

Наши рекомендации