Тема 5. Рыночная система и механизм ее функционирования
Внерыночное происхождение государственного дохода - это перераспределение доходов хозяйствующих субъектов, которое носит принудительный характер.
Внутриотраслевая конкуренция - борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Государственное регулирование цен- установление правительством предельного уровня (фиксирования) цен, а также предела их отклонения на определённые группы товаров.
Государственные цены – цены, назначаемые ценообразующими или другими государственными органами.
Государство как экономический субъект - это совокупность органов и лиц, сосредоточивших а своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.
Договорные цены – цены, документально зафиксированные продавцами и покупателями.
Естественная монополия – монополия, возникающая и существующая закономерно, по объективным условиям в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство (газовая, алюминиевая, автомобильная); где целесообразен единый хозяйственный комплекс (водоснабжение, связь, метрополитен); или при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов винограда, кофе, организации художественных промыслов и т.п.
Издержки производства - суммарные затраты всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении.
Императивный статус государства - это обязательность государственных требований для всех.
Инструменты государственного регулирования рынка - это налоги, дотации (отрицательный налог, или «налог наоборот»), фиксированные цены.
Искусственная монополия – это «рукотворная» монополия, созданная специально для получения монополистических выгод путём концентрации в чьих-то руках определённой хозяйственной деятельности.
Картель (от итал. carta – документ) – наиболее простая и распространённая форма монополии, производящей однородную продукцию.
Конкуренция - конкретная форма функционирования рыночных отношений, важный неотъемлемый инструментом механизма рынка.
Конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Конкуренция (от лат. concurere – сбегаться, сталкиваться) -объективный экономический закон рыночного хозяйства.
Консорциум(от лат. consortium – соучастие, сообщество) – временное объединение промышленных, строительных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство железных дорог, тоннелей, спортивных комплексов и т.п.).
Концерн(от англ. concern – фирма, предприятие) – одна из главных и эффективных форм современных хозяйственных объединений, представляющих собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, объединяющий промышленные, торговые, банковские и другие предприятия.
Конъюнктура рынка– совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется акт купли – продажи товаров и услуг.
«Лидерство в ценах» - тайный сговор (негласное соглашение) по использованию, установление нужного уровня цен ведущей в данной отрасли фирмой и остальными «молчаливо» следующими за ней.
Межотраслевая конкуренция– борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала.
Методы косвенного воздействия государства и его институтов на социально – экономическую жизнь общества –этобюджетно – налоговая политика (регулирование государственных расходов, осуществление госзакупок, поддержка и регламентирование государственного предпринимательства); кредитная политика (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке, изменение учётной ставки); фискальная политика (регулирование налогового обложения имущества граждан, введение определённых налогов); амортизационная политика (ускоренная амортизация); внешнеэкономическая политика (законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений); создание системы экономико – правовых регуляторов, законов, рекомендаций и т.д.
Методы прямого воздействия государства на экономику -это целевое финансирование отдельных секторов экономики, систему государственных закупок и инвестиций, организацию социальных трансфертов, создание государственных унитарных предприятий, взятие под контроль различных акционерных обществ путём скупки акций, национализация отдельных предприятий.
Монополистическая конкуренция -такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели, рознично-торговых услуг и т.п.).
Монополия(от греч. monos – один, единственный + poleo – продаю) – это господство одного продавца; фирма, которая не имеет конкурентов.
Несовершенная конкуренция- состояние рыночной системы хозяйствования, при которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной (свободной) конкуренции.
«Ножницы цен» – завышение продажных и занижение покупных цен.
Олигополия (групповая монополия) – рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка.
Оптовые цены –цены,по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли.
Пеня – цена просрочки платежа.
Понятие «рынок»– отражает самостоятельную подсистему, главными элементами которой являются «спрос», «предложение», «цена». Именно их единство и выражает понятие «рынок».
Понятие «рыночная экономика» - шире понятия «рынок» за счёт включения ещё сфер «производство» и «потребление».
Понятие «социально – регулируемая рыночная экономика» - к рыночной экономике добавляет те факторы, которые образуют механизм (непосредственного и опосредованного) регулирования рыночной экономики: государство, рыночные институты, влияние мировой экономики.
Розничные цены –цены,по которым продаются в розницу товары народного потребления населению.
Рыночная система – это экономика, в которой экономические решения принимаются главным образом нецентрализованным путём, при которой рынок представляет собой форму взаимоотношений отдельно действующих, самостоятельных хозяйственных субъектов, находящихся в конкурентной борьбе между собой с целью получения прибыли, обеспечивающей продолжение экономической деятельности (процесса воспроизводства).
Рыночный механизм (или механизм рынка) – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов.
Синдикат(от греч. syndikos – действующий сообща) - форма хозяйственного объединения, участники которого, договариваясь о ценах и квотах, самостоятельно производя однородную продукцию, реализуют её через общую торговую сеть, утрачивая тем самым коммерческую самостоятельность.
Система «связанных цен» - ситуация, при которой на основной продукт (фотоаппарат, принтер) для стимулирования его сбыта цена относительно невелика, а на сопутствующий (плёнку, краску к принтеру) для получения компенсирующей сверхприбыли – завышенная.
Совершенная (чистая или свободная) конкуренция - состояние рыночной системы хозяйствования, характеризующееся большим числом продавцов, конкурирующих между собой, предлагающих стандартную, однородную продукцию многим покупателям.
Ставки – установленные на определённый период времени цены на особые виды товаров, включая ставки заработной платы; процентные ставки; налоговые ставки; арендная плата.
Стоимость – вещественная форма затрат абстрактного общественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или отношение издержек к полезности.
Таможенные тарифы - тарифные цены, взимаемые таможенной службой за перемещение товаров через границу.
Тарифы (расценки) – цены, по которым производится оплата услуг: за электроэнергию, газ, воду; за почтовые, телеграфные, банковские услуги; за стрижку, оформление документов, ремонт квартиры.
Цена - денежное выражение стоимости, форма выражения ценности (полезности) блага.
Цена «снятия сливок» – повышенные цены для богатых, «избранных» покупателей
Ценовая конкуренцию -рыночная ситуация, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения.
Ценовой механизм –включает сами цены, их суть, название, виды, структуру, функции, величину и динамику изменения и процесс (механизм) ценообразования.
Ценообразование- процесс и способ формирования и изменения уровней цен, соотношения и структуры.
«Цены проникновения» – пониженные цены для завоевания массового покупателя и массового разорения конкурентов.
Чистая (абсолютная) монополия -рынок, на котором одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Штраф – цена проступка.
Экономическая конкуренция - понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).