Практическое занятие 4. Рыночная система региона. Принципы функционирования региональной экономики

Тема 7. Регион как экономическая система. Воспроизводственные процессы в регионе

Региональная экономическая система и ее свойства. Регион как открытая экономическая система в рамках хозяйственного комплекса страны.

Элементы, границы, структура и взаимосвязи элементов региональной экономической системы.

Тема 8. Рыночная система региона

Региональный рынок: сущность, факторы формирования емкости.

Учет потребностей населения, формирование и развитие потребительского рынка региона. Меры по усилению заинтересованности предприятий в более полном удовлетворении спроса населения региона. Факторы стабилизации потребительского рынка региона.

Региональный рынок труда: субъекты, объекты, функционирование. Совокупный рынок труда. Текущий рынок труда. Региональные программы занятости.

Сущность и структура регионального аграрного рынка. Рынок земли. Факторы размещения сельского хозяйства. Направления аграрной реформы.

Региональный рынок недвижимости: управление недвижимостью, операции и с недвижимостью. Право собственности на недвижимость. Рынок жилья, его структура.

Методические указания

Региональный рынок – рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики).

Система региональных рынков – совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, который располагается на определенной территории.

Региональные рынки могут быть:

1) по воспроизводству: рынки обеспечения потребности населения региона; рынки, обеспечивающие формирование и использование отдельных факторов производства; рынки, обеспечивающие перемещение вещественных потоков.

2) объекту купли-продажи: региональные; рынки средств производства; финансовые рынки; рынки труда; рынки недвижимости; рынки информации.

3) признаку субъекта: рынки потребителей; рынки производителей; рынки промежуточных продавцов и потребителей.

4) экономико-правовому признаку: легальные; нелегальные; полулегальные.

5) материально-вещественному признаку: рынки товаров; рынки услуг.

Емкость рынка – это существующий или потенциально возможный объем реализации товара в течение определенного периода времени.

Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения. В каждый момент времени рынок имеет количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, следовательно, и покупаемых товаров.

Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях.

Следует различать два уровня емкости рынка:

- потенциальный;

- реальный.

Потенциальная емкость обозначает максимально возможный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты приобретают товары исходя из максимального уровня их потребления.

Реальная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого товара.

Для определения емкости национальных товарных рынков при подготовке и проведении экспертных операций применяется понятие «видимого» потребления товаров, т.е. собственное производство товара в стране за вычетом экспорта и с добавлением импорта аналогичных товаров.

Фактическая емкость рынка продовольственных товаров в этом случае рассчитывается по формуле

Практическое занятие 4. Рыночная система региона. Принципы функционирования региональной экономики - student2.ru ,

где V – емкость рынка;

Vв – объем производства;

Vи – объем импорта;

Vэ – объем экспорта.

Потенциальная или прогнозируемая емкость рынка может быть определена по формуле:

Практическое занятие 4. Рыночная система региона. Принципы функционирования региональной экономики - student2.ru ,

где V – емкость рынка;

Vв – объем производства товара;

Vз – остаток товарных запасов;

Vи – импорт;

Vп – потребление и потери;

Vэ – экспорт.

Потенциальная емкость рынка по нормам потребления может быть рассчитана:

1) для регионального рынка

Практическое занятие 4. Рыночная система региона. Принципы функционирования региональной экономики - student2.ru ,

где ГПР – потенциальная емкость рынка региона в целом за год в натуральных единицах измерения;

ЧН – численность населения региона;

ДН – доля в общей численности населения региона лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть потребителями данного продовольственного товара;

ДД – доля в общей численности населения региона лиц, которые имеют достаточный доход для приобретения товара;

СГН – среднесуточная норма потребления продовольственного товара в натуральных единицах измерения;

2) для общенационального (межрегионального) рынка,

где ГПМ – потенциальный национальный (межрегиональный) рынок за год.

Практическое занятие 4. Рыночная система региона. Принципы функционирования региональной экономики - student2.ru ,

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара:

- объем и структуру товарного предложения, в том числе по предприятиям-представителям;

- ассортимент и качество выпускаемых изделий;

- размеры импорта по данному товару или группе;

- достигнутый уровень жизни и потребностей населения;

- покупательская способность населения;

- уровень соотношения цен на товары;

- численность населения;

- его социальный и половозрастной состав;

- степень насыщенности рынка;

- состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;

- географическое расположение рынка.

В настоящее время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введения таможенных ограничений и т.д.

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. К числу специфических факторов относятся:

1) размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды, обуви);

2) достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного пользования).

Пример решения задачи. Рассчитать ёмкость рынка хлеба в г. Чебоксары. Попробуем использовать методику, основанную на среднестатистическом потреблении хлеба на душу населения.

Потребление хлеба и макаронных изделий в пересчете на муку на душу населения по данным Госкомстата составляет не менее 133,7 кг/год на душу населения. Население г. Чебоксары – 460 400 чел.

Емкость рынка хлеба и макаронных изделий в пересчете на муку по г. Чебоксары в натуральном выражении, кг/год

  Емкость рынка хлеба и макаронных изделий в пересчете на муку, кг/год
Расчетное значение 61 555 480

Структура потребления хлеба и макаронных изделий

в пересчете на муку в России

Наименование 2010 год
кг. %
Хлеб
Макаронные изделия

Расчетная ёмкость рынка хлеба по г. Чебоксары в натуральном выражении, кг/год

  Емкость рынка хлеба в натуральную величину, кг/год
Расчетное значение 38 779 952

Принимаем стоимость 1 кг хлеба равным 27 р. Следовательно, емкость рынка хлеба в ценовом выражении составляет около 1,047 млрд р./год.

Задания для самостоятельного выполнения.

Задача 1.

Производство легковых автомобилей в РФ за 2011 г. составило 1 млн 737 тыс., что на 44,5 % больше, чем за 2010 г., сообщает Минпромторг. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 1 млн 71,3 тыс. (+69,9 % к 2010 г.). Из них предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, изготовили 800,5 тыс. Производство отечественных моделей составило 665,7 тыс. (+13,9 %).

В 2011 г. увеличили производство предприятия, выпускающие автомобили иностранных брендов, в частности группа компаний «Автотор», ЗАО «GM-АвтоВАЗ», ОАО «Автофрамос», ЗАО «Форд Моторс компани», ООО «Фольксваген Рус», ООО «Нисан Мануфакчуринг Рус». При этом продажи легковых автомобилей в 2011 г. выросли на 12 % по сравнению с 2010 г. Объем экспорта легковых автомобилей достиг 68,1 тыс., из них 61,4 тыс. экспортировано в страны СНГ. Импортировано за год было 1 млн 20,8 тыс. легковых автомобилей, в том числе новых – 898,1 тыс., а бывших в употреблении – 122,7 тыс.

Рассчитать емкость рынка автомобилей в России.

Задача 2.

Объем реализации услуг фирмы «Спартак», специализирующейся на ремонте бытовой техники, составляет 19 567 шт. в год. В городе работают еще 5 предприятий, оказывающих данные виды услуг, с общим объемом реализации 58 326 шт. в год. Численность жителей города 460 400 чел., средний размер семьи – 3,5 чел. Обеспеченность бытовой техникой на 100 семей
230 единиц. Коэффициент ремонта – 0,4.

Определить спрос на данный вид услуг; емкость рынка сбыта услуг по ремонту бытовой техники; величину неудовлетворенного спроса; степень удовлетворения спроса (%).

Список рекомендуемой литературы

1.Браиловская Т.Ю. Региональная экономика и управление: учеб. пособие / Т.Ю. Браиловская. Сургут. гос. ун-т Ханты-Мансийского автоном. Округа. Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. 65 с.

2. Основы региональной экономики: учеб. пособие / А.Е. Яковлев, Н.В. Морозова, И.Н. Урусова и др.; под ред. А.Е. Яковлева. М.: Палеотип, 2010. 379 с. (ГРИФ МО).

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 543 с.

4.Региональная экономика и управление: учебник (ГРИФ) / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2010. 416 с. (ГРИФ УМО).

5.Региональная экономика / С.Г. Тяглов, Е.А. Черныш и др. / под ред. проф. Н.Г. Кузнецова и проф. С.Г. Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.

6.Региональная экономика: учебник для вузов по специальности «Нац. экономика» / В.И. Видяпин, М.В. Степанов,
Н.И. Синдяшкин и др.; под общ ред. В.И. Видяпина,
М.В. Степанова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М.: Инфра-М, 2007. 665 с. (ГРИФ МО).

7. Розанова Т.Г. Экономика региона: теория и практика. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. 360 с.

8. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие / И.Н. Шапкин, А.О. Блинов, Я.М. Кестер. М.: КНОРУС, 2005. 400 с.

Наши рекомендации