Типичные ошибки, встречающиеся в текстах научной и учебной литературы

Очень часто перегруженность текста происходит от употребления оборотов речи, содержащих однозначные и потому лишние слова, например: в ноябре месяце, свободная вакансия, непосредственный очевидец, специфические особенности или часто употребляемое –«семинарские занятия» (хотя понятие «семинар» и означает групповые практические занятия под руководством преподавателя).

Необходимо быть внимательным также и при выборе предлогов.

Например, предлоги «для» и «по»- не синонимичны. Предлог «по» не имеет целевого значения и в предложении «что делается для предупреждения преступления» употребление предлога «по» было бы неуместным.

Но и среди синонимичных предлогов ввиду, в связи, в силу, по причине, из-за, выражающих причинные отношения, всегда можно выбрать тот, который в данном случае предпочтительнее, учитывая смысловые оттенки, например лучше сказать «ввиду предстоящей конференции», чем «вследствие» и наоборот, лучше –«вследствие болезни», чем «ввиду».

Заметим, что написание предлога «ввиду» отличается от написания «иметь в виду», а слова «согласно», «вопреки», «благодаря»требуют дательного, а не родительного падежа, поэтому – согласно приказу, но не приказа.

При выборе предлога в сочетании «в целях-с целью» необходимо учитывать, что сочетание «с целью» употребляется только с глаголами (с целью осуществить), а «в целях» – с отглагольнымсуществительным (в целях осуществления). Чтобы избежать повторения их в тексте можно использовать предлог «для» (для осуществления…).

Довольно часто неправильно употребляются однокоренные слова, близкие по значению, но различные по образованию: с разными приставками, суффиксами и т.д.

Так, глагол «наложить» в значении «подвергнуть чему-нибудь», «обязать», «назначить, предписать что-нибудь» употребляются в ограниченном круге устойчивых сочетаний, например: «наложить штраф», «наложить взыскание». Несовершенный вид этого глагола «налагать», а не «накладывать». Поэтому неправильным будет выражение «накладывать штраф», вместо «налагать штраф (взыскание)».

Необходимо быть внимательным при написании следующих выражений:

Правильно   Неправильно
Возбудить уголовное дело но не Завести уголовное дело
Отложить разбирательство дела но не Отложить дело
Изменение квалификации преступления но не Завышение квалификации преступления
Усилить или смягчить наказание но не Сократить, удлинить наказание
Записать собственноручно показания но не Дать собственноручные показания
Уголовные дела соединяют и выделяют но не Объединяют и разделяют
Меры наказания: основные и дополнительные (может быть условное осуждение) но не Условные и безусловные
Наказание назначают но не Определяют
На имущество налагают арест но не Арестовывают
Приговор остается без изменений но не В силе
Смертная казнь – исключительная мера наказания но не Высшая
Суд рассматривает и исследует доказательства но не Изучает
В суде ходатайства заявляют но не Возбуждают
В кассационной инстанции дают объяснения но не Показания
Иск представляют но не Выносят
Похищают конкретное имущество (хищение направлено только против собственности) но не Собственность
Осудить на 3 года или приговорить к полутора годам но не Дать три года
Приговорить к лишению свободы но не Осудить к лишению свободы

На практике также часто возникают вопросы, связанные с нормативным правописанием (орфографией, пунктуацией), например:

1.В каких случаях слово «однако» выделяется запятыми?

Если оно является вводным и стоит в середине или в конце предложения.

В начале предложения оно имеет значение противительного союза «но», поэтому запятая не ставиться.

2.Почему различается написание, скажем, «ОТС» и «гтрк»?

Заглавными буквами обозначается аббревиатура, читаемая по названиям букв, как в первом случае (эр, тэ, эс).

Строчными – аббревиатура, читаемая по звукам, как во втором случает (гэ, тэ, эр, ка).

3.Будет ли считаться правильным написание «слушатель Иванова»?

Сразу однозначно на этот вопрос и не ответишь. В учебнике русского языка Д.Э.Розенталя читаем:

1.Многие имена существительные муж. рода, обозначающие лицо по профессии, должности, занятию, ученому или почетному званию и т.д., сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, судья, адвокат, доцент, лейтенант и т.д.

2.Наряду с ними существуют парные образования (студент-студентка, лаборант-лаборантка, преподаватель-преподавательница и т.д.).

Слово «слушатель» относится кпарному образованию, в чем легко можно убедиться, обнаружив в словаре слово «слушательница».

3.Однако в официально-деловом стиле предпочтительнее сохранять форму мужского рода.

Казалось бы, ответ найден. Но здесь надо учитывать, еще один нюанс. В отношении «Ивановой» - все ясно. А если фамилия оканчивается на «о», «а», «ых» и т.д. например Сущенко, Олещенко, Кузьминых? В таком варианте использование парного образования женского рода позволит нам устранить неясность и установить, идет ли речь о мужчине или о женщине.

Все приведенные выше конкретные примеры из практики (типичные ошибки и примеры) свидетельствуют о том, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи, может быть выполнено только при соблюдении определенных норм словообразования и правил грамматики. Это обстоятельство обязывает нас, в свою очередь, в затруднительных случаях обращаться к словарям, справочной литературе, а также к новейшим разработкам современных компьютерных технологий.

Исходя из вышеизложенного еще раз рассмотрим что из себя представляет язык и стиль документа (например, его рукописного варианта).

1.Благодаря использованию специальных терминов достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления. Следовательно, нужно с большим вниманием выбирать научные термины и определения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию, помня, что каждая наука имеет свою, присущую только ей, терминологическую систему.

Нельзя также употреблять вместо принятых в данной науке (например, уголовному или гражданскому процессу, криминалистике) терминов профессионализмы.

Профессионализмы – это не обозначения научных понятий, а условные, в высшей степени дифференцированные наименования реалий, используемые в среде узких специалистов и понятные только им. Это своего рода их жаргон. В основе такого жаргона лежит бытовое представление о научном понятии.

2.при изложении научного материала часто возникает необходимость с нужной полнотой сделать разъяснения, привести дополнительные факты, побочные рассуждения, оговорки и уточнения, описать источники и их особенности. В этих случаях, чтобы не загромождать основной текст подобным материалом, используются примечания, которые или помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску), или располагают в конце глав (разделов, параграфов).

Примечания(сноски) связывают с основным текстом, к которому они относятся, с помощью знаков сноски, арабских цифр – порядковых номеров. Иногда примечания нумеруют звездочками. Нумеруют примечания или постранично, если их мало и они разрознены, или насквозь (по всей главе).

Наши рекомендации