Основа концепции всеобщего управления качеством (TQM)
Концепция Всеобщего менеджмента качества(TQM—TotalQualityManagement) пришла на смену маркетинговой концепции управления бизнесом.TQM— это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. Составляющие концепцииTQMизображены на рис. 5.1.
TOTAL QUALITY MANAGEMENT | ||
Потребители | Качество руководства | Стратегия и политика качества |
Общество | Качество процессов | Цели в области качества |
Члены организации | Качество продукции | Комплексное решение задач |
Подразделения и процессы | Качество услуг | Настойчивость и целеустремленность |
Качество организации (предприятия) |
Рис. 5.1.Составляющие концепцииTQM
TQMпреследует следующие цели:
• ориентация предпринимательства на удовлетворение текущих и потенцальных запросов потребителей;
• возведение качества в ранг цели предпринимательства;
• оптимальное использование всех ресурсов организации
Качество продукции фирмы должно как можно точнее соответствовать тому качеству, которое в наибольшей степени устраивает потребителя (так называемому «нужному качеству»).
Система качества входит органической частью в систему управления предприятием, т.е. функционирует одновременно со всеми остальными видами его деятельности и взаимодействует с ними. Именно это обеспечивает единство количественных и качественных аспектов производства.
Менеджмент качества должен охватывать весь персонал организации, на всех уровнях ее организационной структуры.
Данная идеология нашла отражение в новой концепции управления качеством «Totalqualitymanagement» (TQM), понимаемой кактотальный менеджмент качества(«всеобщее управление качеством», «всеобщий менеджмент качества»).Ее составные частииногда называют «totalquality» («всеобщее качество»),CWQC(companywidequalitycontrol— «управление качеством в масштабах компании»),TQC(totalqualitycontrol— «всеобщий контроль качества») и т.д. Как видно из рис. 5.2, в процессе развития систем управления качеством в фокусе менеджмента последовательно находилисьсначала контроль качества, затем разрабатываемыйпродукт,процессего создания и, наконец,при TQM — вся система.
Цели всеобщего управления качеством (TQM)
Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды, как для сотрудников организации, так и для общества в целом.
В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.
Основными целями TQM являются:
· увеличение удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей
· возведение качества в ранг цели предпринимательства
· оптимальное использование всех ресурсов организации
· усиление имиджа и репутации фирмы
· повышение производительности туда
· рост морали работников
· увеличение прибыли
Управление человеческими ресурсами всеобщего управления качеством. (TQM)
Новая концепция управления человеческими ресурсами.
Управление персоналом – это процесс, на входе которого поставщик, на выходе потребитель. Организация – поставщик, персонал – внутренний персонал.
Существует три способа воздействия на работников:
· заставить;
· договориться;
· создать условия для самомотивации.
В TQMиспользуются все три способа, но наибольшее внимание уделяется последнему.
Существует четыре метода мотивации к качественному труду:
· принуждение;
· вознаграждение;
· солидарность;
· приспособление.
В TQMважное значение отводится солидарности.
Этапы развития системы мотивации на предприятии в условиях TQM:
· разработка и внедрение методики материального стимулирования;
· разработка и внедрение системы мотивации в отдельном подразделении или на каком-то этапе, например, проектирования или постановки новой продукции;
· создание общей системы мотивации на основе TQM;
· формирование корпоративной культуры на предприятии.
Удовлетворенность персонала работой определяется соотношением реальных вознаграждений к ожидаемым вознаграждениям.
· В условиях TQMвознаграждение персонала определяется качеством выполнения работ и временем ее выполнения.
· Согласно принципу Парето: 80% успешной работы делают 20% работников.