Основа концепции всеобщего управления качеством (TQM)

Концепция Всеобщего менеджмента качества(TQM—TotalQualityManagement) пришла на смену маркетинговой концепции управления бизнесом.TQM— это философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. Составляющие концепцииTQMизображены на рис. 5.1.

TOTAL QUALITY MANAGEMENT
Потребители Качество руководства Стратегия и политика качества
Общество Качество процессов Цели в области качества
Члены организации Качество продукции Комплексное решение задач
Подразделения и процессы Качество услуг Настойчивость и целеустремленность
  Качество организации (предприятия)  

Рис. 5.1.Составляющие концепцииTQM

TQMпреследует следующие цели:

• ориентация предпринимательства на удовлетворе­ние текущих и потенцальных запросов потребителей;

• возведение качества в ранг цели предприниматель­ства;

• оптимальное использование всех ресурсов организации

Качество продукции фирмы должно как можно точнее соот­ветствовать тому качеству, которое в наибольшей степени устра­ивает потребителя (так называемому «нужному качеству»).

Система качества входит органичес­кой частью в систему управления предприятием, т.е. функциони­рует одновременно со всеми остальными видами его деятельнос­ти и взаимодействует с ними. Именно это обеспечивает единство количественных и качественных аспектов производства.

Менеджмент качества должен охватывать весь персонал организации, на всех уровнях ее организационной структуры.

Данная идеология нашла отражение в новой концепции управ­ления качеством «Totalqualitymanagement» (TQM), понимаемой кактотальный менеджмент качества(«всеобщее управление качеством», «всеобщий менеджмент качества»).Ее составные частииногда на­зывают «totalquality» («всеобщее качество»),CWQC(companywidequalitycontrol— «управление качеством в масштабах компании»),TQC(totalqualitycontrol— «всеобщий контроль качества») и т.д. Как видно из рис. 5.2, в процессе развития систем управления качеством в фокусе менеджмента последовательно находилисьсначала конт­роль качества, затем разрабатываемыйпродукт,процессего созда­ния и, наконец,при TQM — вся система.

Цели всеобщего управления качеством (TQM)

Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды, как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.

Основными целями TQM являются:

· увеличение удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей

· возведение качества в ранг цели предпринимательства

· оптимальное использование всех ресурсов организации

· усиление имиджа и репутации фирмы

· повышение производительности туда

· рост морали работников

· увеличение прибыли

Управление человеческими ресурсами всеобщего управления качеством. (TQM)

Новая концепция управления человеческими ресурсами.

Управление персоналом – это процесс, на входе которого поставщик, на выходе потребитель. Организация – поставщик, персонал – внутренний персонал.

Существует три способа воздействия на работников:

· заставить;

· договориться;

· создать условия для самомотивации.

В TQMиспользуются все три способа, но наибольшее внимание уделяется последнему.

Существует четыре метода мотивации к качественному труду:

· принуждение;

· вознаграждение;

· солидарность;

· приспособление.

В TQMважное значение отводится солидарности.

Этапы развития системы мотивации на предприятии в условиях TQM:

· разработка и внедрение методики материального стимулирования;

· разработка и внедрение системы мотивации в отдельном подразделении или на каком-то этапе, например, проектирования или постановки новой продукции;

· создание общей системы мотивации на основе TQM;

· формирование корпоративной культуры на предприятии.

Удовлетворенность персонала работой определяется соотношением реальных вознаграждений к ожидаемым вознаграждениям.

· В условиях TQMвознаграждение персонала определяется качеством выполнения работ и временем ее выполнения.

· Согласно принципу Парето: 80% успешной работы делают 20% работников.

Наши рекомендации