Б) Неценовые факторы, влияющие на спрос
Тема 2.2. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен.
Спрос и предложение.
А) Спрос. Закон спроса.
Спросом называется количество товара или услуги , которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.
Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Закон спроса не действует в трех случаях:
1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;
3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).
Б) Спрос и величина спроса.
В экономике есть два понятия — «спрос»и «величина спроса»,которые очень часто обозначаются одним словом спрос,но эти понятия имеют различия.
Сравним эти два понятия.
Таблица
Понятие «спрос» | Понятие «величина (объем) спроса» |
Спрос — это желание купить конкретный товар илиуслугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку | Объем спроса — максимальное количество конкретного товара,которое согласен купить отдельный покупатель в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях (цена данного товара, цены на другие товары, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей и т.д.) |
Если мы говорим об изменении величины спроса, это значит, что меняется только цена, все другие факторы неизменны. Если мы говорим, что изменяется спрос, значит, произошли какие-то неценовые перемены.
б) Неценовые факторы, влияющие на спрос.
- изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.
- экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой
-изменение цен на взаимозаменяемые товары (субституты)— это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.
Это происходит по двум причинам.
1. Если цена на один из товаров падает, а цены других товаров остаются без изменения, то покупатель увеличивае потребление более дешевого товара, замещая им те товары,
на которые цены не снизились.
2. Если доход потребителя остался прежним, а цена на один из потребляемых им товаров снизилась, то потребитель начинает считать себя более богатым, чем был прежде. Покупательская способность возрастает, он начинает увеличивать свои расходы, и чаще всего покупает товар, который подешевел.
- изменение цен на взаимодополняющие товары— это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Такие товары называют взаимодополняющими(или комплиментарными).
Потребители обычно реагируют на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. Ручные часы совершенно бесполезны без ремешка или браслета, если в продаже не будет часов, ремешки не нужны, если спрос упадет на часы, то соответственно упадет спрос и на ремешки и браслеты.
Интересное сочетание происходит между автомобильными покрышками и бензином. Если дорожает бензин, люди меньше используют свои автомобили, следовательно, меньше изнашиваются покрышки, спрос на них падает.
Когда мы говорим о ценах на товары, нас мало волнует обозначение номинальной цены, нас больше интересует цена в определенном сравнении, отношении к другим ценам и к своему доходу. Разница в доходах дифференцирует людей по потреблению. Одни покупают суповой мясной набор, другие могут позволить себе мясо с костями, кто-то покупает мясо без костей, а кто-то мясную вырезку. Следовательно, каждый покупатель методом сравнения «доход—цена» определяет для себя товары наиболее рациональные. Сравнивая цены товаров между собой, мы тем самым определяем объем потребляемых товаров. В период инфляции, когда общий средний уровень цен
растет, становится особенно важным различать изменение в относительных ценах и изменение в ценах номинальных. При инфляции определенный товар может стать относительно дешевым при условии, что цены на другие товары
растут быстрее.
Например, в 1991 — 1993 годах, когда в России бушевала инфляция, наиболее доступными товарами были хлеб и молоко, а на такие товары, как мясо, колбаса, сыры, конфеты, спрос упал.
-потребительские ожиданияЕсли в стране ожидается рост цен, люди стремятся как можно больше (в запас) купить товаров по действующим ценам. Это особенно ярко проявляется в период инфляции, когда цены растут на все товары, но покупатели увеличивают спрос на них, порой в ущерб сбережениям. Иногда этот процесс наблюдается в обратном направлении. Сегодня, в век электроники, цены на многие модели компьютеров начинают снижаться, что заставляет потенциальных покупателей ждать той цены, которая их устроит. Правда, их устроит цена, но модификация компьютера уже устареет, т. е. они выигрют в деньгах, но проиграют в новизне и многофункциональности товара.
-изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них;