Б) Неценовые факторы, влияющие на спрос

Тема 2.2. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен.

Спрос и предложение.

А) Спрос. Закон спроса.

Спросом называется количество товара или услуги , которое будет куплено по опре­деленной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определить спрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее.

Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приоб­ретать его становится относительно выгоднее (эффект заме­щения).

Закон спроса не действует в трех случаях:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повы­шением цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).

Б) Спрос и величина спроса.

В экономике есть два понятия — «спрос»и «величина спро­са»,которые очень часто обозначаются одним словом спрос,но эти понятия имеют различия.

Сравним эти два понятия.

Таблица

Понятие «спрос» Понятие «величина (объем) спроса»
Спрос — это желание ку­пить конкретный товар илиуслугу по определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку Объем спроса — максимальное ко­личество конкретного товара,кото­рое согласен купить отдельный поку­патель в единицу времени (день, ме­сяц, год) при определенных условиях (цена данного товара, цены на другие товары, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей и т.д.)

Если мы говорим об изменении величины спроса, это значит, что меняется только цена, все другие факторы неизменны. Если мы говорим, что изменяется спрос, значит, произошли какие-то неценовые перемены.

б) Неценовые факторы, влияющие на спрос.

- изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

- экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой

-изменение цен на взаимозаменяемые товары (субституты)— это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.

Это происходит по двум причинам.

1. Если цена на один из товаров падает, а цены других товаров остаются без изменения, то покупатель увеличивае потребление более дешевого товара, замещая им те товары,

на которые цены не снизились.

2. Если доход потребителя остался прежним, а цена на один из потребляемых им товаров снизилась, то потребитель начинает считать себя более богатым, чем был прежде. Покупательская способность возрастает, он начинает увели­чивать свои расходы, и чаще всего покупает товар, который подешевел.

- изменение цен на взаимодополняющие товары— это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар. Та­кие товары называют взаимодополняющими(или комплимен­тарными).

Потребители обычно реагируют на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. Ручные часы совершенно бесполезны без ремешка или браслета, если в продаже не будет часов, ремешки не нуж­ны, если спрос упадет на часы, то соответственно упадет спрос и на ремешки и браслеты.

Интересное сочетание происходит между автомобильны­ми покрышками и бензином. Если дорожает бензин, люди меньше используют свои автомобили, следовательно, меньше изнашиваются покрышки, спрос на них падает.

Когда мы говорим о ценах на товары, нас мало волнует обозначение номинальной цены, нас больше интересует цена в определенном сравнении, отношении к другим це­нам и к своему доходу. Разница в доходах дифференцирует людей по потреблению. Одни покупают суповой мясной набор, другие могут позволить себе мясо с костями, кто-то покупает мясо без костей, а кто-то мясную вырезку. Следовательно, каждый покупатель методом сравнения «доход—цена» определяет для себя товары наиболее рациональные. Сравнивая цены товаров между собой, мы тем самым определяем объем потребляемых товаров. В период инфляции, когда общий средний уровень цен

растет, становится особенно важным различать изменение в относительных ценах и изменение в ценах номинальных. При инфляции определенный товар может стать отно­сительно дешевым при условии, что цены на другие товары

растут быстрее.

Например, в 1991 — 1993 годах, когда в России бушевала инфляция, наиболее доступными товарами были хлеб и мо­локо, а на такие товары, как мясо, колбаса, сыры, конфе­ты, спрос упал.

-потребительские ожиданияЕсли в стране ожида­ется рост цен, люди стремятся как можно больше (в запас) купить товаров по действующим ценам. Это особенно ярко проявляется в период инфляции, когда цены растут на все товары, но покупатели увеличивают спрос на них, порой в ущерб сбережениям. Иногда этот процесс наблюдается в обратном направле­нии. Сегодня, в век электроники, цены на многие модели компьютеров начинают снижаться, что заставляет потенци­альных покупателей ждать той цены, которая их устроит. Правда, их устроит цена, но модификация компьютера уже устареет, т. е. они выигрют в деньгах, но проиграют в новизне и многофункциональности товара.

-изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (ме­бель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них;

Наши рекомендации