Анализ профессиональных приемов
Этот метод профессионального обучения специально предназначен для таких видов деятельности, которые требуют высокой степени сноровки и координации. Действия высококвалифицированного работника анализируются с высокой степенью детализации для выявления и описания:
(а) действий, которые выполняет каждый палец, каждая нога и рука работника;
(б) сочетаний всех этих действий;
(в) набора сигналов о начале и завершении действий, которые распознает работник в процессе выполнения операций;
(г) чувств, при помощи которых работник улавливает эти сигналы;
(д) возможных дефектов, которые могут иметь предметы труда; они классифицируются, определяются причины возникновения дефектов и методы их устранения, а также избежания.
22. Методы профессионального обучения425
На основе всей этой информации составляется схематический анализ профессиональных приемов и проводится анализ дефектов (табл. 22.2). Далее разрабатываются серии упражнений на тренировку распознавания стимулов, совершенствование сложных движений и координацию телодвижений в процессе работы.
Анализ профессиональных приемов помогает сократить время профессионального обучения и увеличить его эффективность. Составляющие его основу тщательно подобранные по сложности упражнения позволяют ученику достигать последовательного непрерывного прогресса в освоении профессиональных приемов.
Этот метод предполагает обучение с отрывом от основной работы; он достаточно дорогостоящий и требует длительной подготовки, поскольку детализированный анализ работы можно выполнить только с привлечением опытного консультанта. Применение его компанией может быть оправдано только тем, что, используя этот метод, она собирается обучить большое число учеников или если их обучение более простыми методами отнимет гораздо больше времени, т.е. более одного месяца. В подобных случаях значительные первоначальные затраты на привлечение опытного консультанта, специальное оборудование и помещение для обучения могут впоследствии окупиться сторицей.
Метод открытий
Эта методика обучения профессиональным навыкам была разработана в последние годы и с особым успехом применяется для переподготовки работников более старшего возраста. Во многом она аналогична новым методам, используемым в начальной школе.
Обучение посредством открытий происходит в тот момент, когда обучаемый самостоятельно выявляет принципы работы и правильные методы ее выполнения. Считается, что это более мотивирующий метод, чем прочие формы обучения, поскольку дает ученику возможность самому раскрыть эти принципы, а наградой ему служит самостоятельно найденное решение. Инструктор при этом сохраняет относительную пассивность, лишь подсказывая или показывая. Другим преимуществом этого метода является то, что процесс профобучения полностью сосредоточен на обучающемся, инструктор стремится подойти к проблеме обучения с точки зрения работника, который пока не обладает нужными умениями, а не выбирает умелого работника, как это происходит при анализе профессиональных приемов. При обучении методом открытий становится сразу очевидным, что ученик не понял, тогда как в процессе традиционного обучения инструктор никогда не знает наверняка, все ли из его объяснений поняли ученики.
22. Методы профессионального обучения427
Иллюстрация метода обучения посредством открытий — это схема обучения мастеров, ремонтирующих верхнюю одежду, приведенная в Руководстве по обучению взрослых работников автора Юнис Белбин. Обучающиеся сначала изучают расположения нитей в тканях разного плетения, где вместо натуральных нитей используется толстый эластик, а затем сами обнаруживают, каким образом можно починить дырки, специально сделанные в этих тканях. Постепенно размер плетения уменьшается до достижения натурального размера, к этому моменту обучающиеся в течение 12 недель достигают нормативного уровня умения штопать ткани, при прежних формах обучения на это требовалось от года до 18 месяцев. По мнению Белбин, обучение должно удовлетворять пяти основным требованиям: понимание того, что должно быть сделано, развитие соответствующих рефлексов, формирование адекватного отношения, запоминание и изучение процедур, связанных с выполнением работы (последовательность операций). Этот подход иногда называется подходом CRAMP — аббревиатура, образованная от пяти английских слов, обозначающих эти пять требований (С — comprehension; R — Reflex; A — attitude; M — memorising; P — procedures).
Метод обучения посредством открытий, так же как и метод анализа профессиональных приемов, является формой обучения с отрывом от основного производства и для того, чтобы быть экономически оправданным, требует наличия большого числа учеников. Его можно с успехом использовать для тренировки не только профессиональных приемов, но и знаний путем предоставления обучающемуся возможности самостоятельно выводить решение той или иной проблемы или указания, куда обратиться за необходимой для этого информацией. Преимущества этого метода профессионального обучения состоят в следующем.
(а) Обучающиеся учатся методике постановки правильных вопросов, а не только поиска правильных решений.
(б) Обучение в этом случае воспринимается как непосредственно подходящее для работы обучающегося.
(в) Результаты упражнений могут быть полезными для улучшения общего уровня эффективности работы компании.
Однако метод обучения посредством открытий представляет существенные трудности с точки зрения его организации и администрирования; при этом никто не может гарантировать полного успеха обучения.
428 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ
Необходимость знаний
Ни один работник не может достигнуть успеха на выбранном поприще без детального знания своей работы. В некоторых случаях может требоваться неформальное знание, т.е. опыт выполнения работы, но, как правило, эти знания более быстро и более точно можно получить в результате формального обучения. Анализ работы может показать, какие именно знания требуются для ее выполнения, например, по следующим направлениям,
(а) Цель — функция данной работы в рамках всего производственного процесса.
(б) Необходимая для выполнения данной работы информация — история, традиции, политика компании — знания, которые помогут работнику понять важность своей работы.
(в) Юридические (правовые) требования.
(г) Нормативы качества — насколько точно или насколько аккуратно следует выполнять работу.
(д) Исходные материалы для работы, например, продавец должен знать, какие товары имеются в наличии, их цену и качество; для рабочего — это физические свойства сырья, которое он использует в своей работе.
(е) Инструменты и оборудование.
(ж) Технические знания, например отчетность, научные или инженерные знания.
(з) Личные контакты — взаимоотношения, сложившиеся с другими работниками в процессе выполнения работы.
(и) Процедуры — порядок выполнения различных производственных операций и действий.
В отличие от отношения и умений знания можно получить различными способами, большинство из которых недороги и удобны. Наиболее важные методы получения знаний рассмотрены ниже.
Натаскивание
Этот метод варьируется от нерегулярного «сидения рядом» до официальных регулярных занятий, на которых опытные работники, как
22. Методы профессионального обучения429
правило, менеджеры, объясняют суть работы, задают обучающимся вопросы, чтобы проверить их понимание и знания о работе, а также часто просто наблюдают за обучающимися, чтобы убедиться, что они правильно используют получаемые знания. В рамках этого метода инструктирование осуществляется незамедлительно; это дешевый и удобный способ обучения, он позволяет осуществлять двусторонние коммуникации. В процессе обучения можно учесть особые потребности данного обучаемого и в соответствии с этим внести изменения в инструкции.
Натаскивание часто состоит из демонстрации, сопровождаемой имитацией обучаемыми действий инструктора. Обучаемый может повторять ручные операции, задавать вопросы и постепенно достигать все более высокого уровня мастерства. Сначала следует показывать выполнение простых задач, после освоения которых можно переходить к более сложным комплексным задачам. Взаимосвязь между наставником и обучаемым достаточно тесна и дружественна, наставник всегда может исправить допущенную ошибку.
При этом возникают две проблемы.
(а) Успех обучения зависит от способности инструктора натаскивать (некомпетентный инструктор может передать обучаемому неверные методы работы).
(б) Натаскивание теряет свой смысл, если обучаемый не способен сосредоточиться на критических моментах.
Схожий метод обучения предусматривает самостоятельное изучение работником азов профессиональных навыков с последующей их проверкой инструктором, который задает вопросы, чтобы выявить наличие пробелов в знаниях. Однако подобный подход может поколебать уверенность обучающегося в себе, и его не следует использовать, пока между инструктором и обучаемым не сложатся доверительные взаимоотношения, особенно до формальной проверки знаний.
Наставничество
Это достаточно неформальный метод, когда старший, более опытный работник компании консультирует своего более молодого коллегу по проблемам, касающимся организации работы. Наставник может рассказывать своему подопечному о неформальной политике компании, может озвучивать идеи подопечного и сообщать ему общую информацию, которую молодой работник постесняется узнать у других (например, принятый стиль одежды, принятое обращение к разным членам организации и т.д.). Потенциальными выгодами
430 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
от наставничества могут быть усиление мотивации, эффективности выполнения работы, принятие организационной культуры. Новички узнают, что от них требуется, а также что можно ожидать от организации. При этом сами наставники получают необходимую обратную связь и находятся в курсе происходящего на низших уровнях организации.
В некоторых компаниях принято прикреплять новичков к наставникам на период их обучения. Эту роль, как правило, выполняет работник, не являющийся непосредственным начальником новичка — поскольку у новичка могут возникнуть вопросы, которые он сочтет невозможным задать непосредственному начальнику или руководителю своего подразделения. Избранный в качестве наставника работник должен быть зрелым, опытным и доброжелательным, готовым выполнять эту задачу. Проблема может возникнуть, если наставник и его подопечный не сумеют поладить между собой, наставник может быть умным, проницательным, но психологически не подходить на эту роль; наставник может также передать подопечному дурные навыки и плохое отношение к организации. А подопечный со своей стороны может не считать наставника достаточно квалифицированным для выполнения этой роли.
Официальные лекции
Если в компании одновременно имеется большое число новичков, призванных выполнять аналогичную работу, можно организовать серию лекций, чтобы ознакомить с тем, какие знания и навыки требуются в соответствии с их должностью. Если это практически неосуществимо, новички могут посещать лекции на стороне, например в соседнем техническом колледже, хотя знания, которые они приобретут там, будут более общими и менее конкретными с точки зрения потребностей компании.
Лекция представляет собой процесс передачи заранее подготовленных наборов фактов и мнений. Лектор (обычно старший по должности работник) акцентирует внимание обучающихся на основных пунктах, хотя лишь меньшая часть информации запоминается обучающимися (около 25%). Большинство слушателей утверждают, что им трудно сосредоточиться более, чем на один час. Другой возможной проблемой может стать недостаток мотивации внимательно слушать.
Технические знания обычно приобретаются за пределами компании. Как и при натаскивании, эффективность лекций зависит от их полезности, от способностей лектора, от уровня подготовленности лекционного материала и от того, насколько лектор поощряет
22. Методы профессионального обучения
слушателей принимать участие в обсуждении материала. Лекции могут стать более эффективными за счет использования демонстрационных материалов, в том числе, учебных фильмов; кроме того, принято раздавать слушателям краткие конспекты с тезисами лекции.
Прочие методы
Для обеспечения помощи обучаемым в освоении основных знаний можно использовать следующие методы.
(а) Организация для обучающихся экскурсий и посещений других отделов и подразделений компании, в ходе которых они могут побеседовать с работниками компании, с которыми они в ходе производственного процесса общаются только по телефону или при помощи писем. Как правило, имея возможность близко познакомиться с предыдущими и последующими стадиями производственного процесса, работник получает общее представление о работе компании в целом и о своем вкладе в общее дело.
(б) Руководства и диаграммы. Иногда обучаемого снабжают детальным описанием его обязанностей, в которое, как правило, включены графики и диаграммы, иллюстрирующие производственный процесс, или поясняют, какие решения должен принимать работник. Многие работники предпочитают этот метод обучения вместо личных контактов с инструктором, хотя и при этом методе все равно необходимо на кого-либо возложить ответственность за обучение работников, и за дальнейший контроль их профессионального роста.
(в) Моделирование. Вместо того чтобы немедленно по окончании обучения направлять работника на производство, можно сначала попросить его воспроизвести производственный процесс с использованием материалов, имитирующих настоящее сырье или документы. Разрабатывается специальная программа, располагающая все производственные операции в порядке возрастания их сложности. Этот метод может заменить формальные руководства и инструкции, так как будучи грамотно организованным и примененным он может стать аналогом метода открытий.
(г) Баскет-метод — изучение корреспонденции руководителем и принятие решений на основе данных корреспонденции, т.е. работа с ежедневным потоком документов. Этот метод является одной из разновидностей моделирования и представляет собой обучение работника в процессе обработки оперативных документов, ежедневно поступающих на его стол. Обучаемый должен обработать каждый
432 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
документ, принять множество решений, хотя они, естественно, не осуществляются на практике и носят учебный характер.
Ценность этого метода для обучения зависит от последующего анализа правильности принятых решений, в ходе которого обучаемый обсуждает с инструктором принятые решения и объясняет их. Этот метод используется для обучения руководителей и иногда для отбора менеджеров, хотя трудно признать его объективность.
(д) Самообучение. Для того чтобы этот метод был успешным, обучаемый должен обладать интеллектом выше среднего уровня, сильной мотивацией и настойчивостью. Обучаемым раздают программу, состоящую из набора задач, требующих посещения разных подразделений компании для сбора и обработки производственной информации разного характера, полученной как лично у менеджеров и руководителей, так и в архивах и текущих делах компании. Затем обучаемые должны периодически представлять отчет о проделанной работе своим инструкторам.
Как и метод открытий, метод самообучения основывается на принципе, гласящем, что знания, полученные в ходе активных исследовательских действий, гораздо прочнее знаний, просто переданных инструктором.