Глава 1. анализ традиционных технологических приемов в технике «батик» и росписи по ткани

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Основа формирования средств художественной выразительности в дизайне текстиля»

Автор курсовой работы:

Михальченко Анастасия Викторовна

группа 31238

Научный руководитель:

преподаватель кафедры дизайна

Галиуллина Эльмира Ринатовна

Казань – 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………...3 с.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ БАТИКА И РОСПИСИ ПО ТКАНИ ……………………………………………………………………...5 с.

1.1. История возникновения………………………………………………5 с.

1.2. Виды батика…………………………………………………………...9 с.

1.3. Традиционные приемы в батике………………………………….…11 с.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ТЕХНИКЕ БАТИК И РОСПИСИ ПО ТКАНИ …………………………………………………………………………….…….45 с.

2.1. Ткани, используемые в работе………………………………….…...45 с.

2.2. Современная интерпретация приемов батика………………….…..46 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….67 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………68 с.

ВВЕДЕНИЕ

Батик, как художественная роспись по ткани напрямую связанна с дизайном, батик используется в оформлении и декоре интерьера, и в украшении дизайнерской одежды. В данное время батик очень популярен и актуален. В современном батике очень много разнообразных техник. Батик включает в себя особенности и приемы разных изобразительных искусств, таких как – витраж, мозаика, пастель, акварель и даже графика. Все многообразие приемов в батике позволяет расписывать различные детали одежды, картины на шелке, предметы интерьера, даже тем людям, которые раньше никогда не занимались таким видом деятельности.

Актуальность данной темы заключается в том, что в свете последних лет, ручной текстиль пользуется большим спросом, людям нравятся расписанные индивидуально для них ткани. И чтобы идти в ногу со временем, требуется усовершенствование традиционных технологий, с помощью поиска новых форм в текстиле, тогда спрос на него не упадет.

Но так же существует проблема, это отсутствие объемных формообразований в батике, так как батик - это роспись на плоской поверхности.

Объект исследования: формообразование текстиля.

Предмет исследования: формообразование текстиля c использованием техники батик.

Цель заключается в том, чтобы на основе изученных традиционных техник батика и росписи по ткани создать новые объемные формы в текстиле.

Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-изучить традиционные приемы в батике и росписи по ткани.

-проанализировать изученные приемы.

-выполнить приемы в современной интерпретации батика.

Гипотеза: на основе изученных техник, но с применением нестандартных тканей для батика, можно добиться объемных форм в текстиле.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ТЕХНИКЕ «БАТИК» И РОСПИСИ ПО ТКАНИ.

Батик – это ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань, обычно это хлопок или шелк, наносится соответствующая ткани краска. Для отделения одной краски от другой используют специальный состав-резерв (резерв создан на основе парафина, бензина или на водной основе) [1].

1.1. История возникновения:

Техника батик: созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например, настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.

Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах, датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм, выполненных в технике батик, период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.

Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.

В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Впоследствии европейцы изобрели электрический прибор батик-штифт, который позволял хранить воск в расплавленном состоянии. Вскоре Жозе-Мари Жаккар в 1801 году создал автоматический станок, использующий специальные перфокарты с заложенными ткацкими программами. Благодаря этому станку стало возможным изготавливать ткани с созданными художниками рисунками и техника батика перешла на новый уровень. К 1830 году в Швейцарии и Англии были открыты фабрики, специализирующиеся на производстве имитаций батика. Но после возникновения определённых технических трудностей в Голландию были привезены яванские мастера для обучения европейцев всем премудростям техники батик. В свою очередь голландские представители направились Индонезию для формирования специализированных государственных кооперативов.

Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве.

В наше время вещи, расписанные в технике батик, пользуются большой популярностью. Мастера в качестве рабочего материала наиболее часто используют прочную игривую шёлковую ткань. Шёлковые полотна батика при бережном отношении могут храниться несколько сотен лет. Современные техники создания батика вобрали в себя художественные приёмы мозаики, графики, акварели, витража и пастели. Для упрощения процесса созидания производят множество специальных средств, позволяющих даже новичкам с успехом заниматься росписью и оформлением ткани [2].

1.2 Виды батика:

В батике большое разнообразие разных техник, которые никогда не устаревают и пользуются большой популярностью, каждый человек может найти для себя наиболее подходящую технику.

Холодный батик- основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Горячий батик- одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.

Свободная роспись- это техника выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора - сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом [3].

Далее описаны техники батика, которые положены в основу моих приемов:

Техника «сибори» - так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Техника «бандан» - или узелковый батик. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

Штамповая техника-создаются штампы с нужным узором и отпечатывается на ткани.

Трафаретная техника-делаются различные трафареты, с помощью которых можно добиться желаемого рисунка [4].

Ниже будет представлена наглядная пошаговая инструкция, как добиться того или иного эффекта.

Наши рекомендации