Понятие качества продукции и его показатели

Качетсво проукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответсвии с ее назначением.

Показатели качества продукции:

· Назначение (характеризует технико-эксплуатационные свойства потребителя: производительность либо мощность)

· Надежность (способность безотказно работать в нормальных условиях эксплуатации; наработка на отказ [часы])

· Ремнотопригодность (время работы до ремонта, время простоя во время ремонта, затраты на ремонт)

· Долговечность (способность сохранять свои свойства, срок службы)

· Технологичность (затраты материала либо труда на единицу продукции)

· Сортность (коэффициент сортности)

· Экологические (например, содержание вредных примесей)

· Эстетические

Методы количественного определения показателей качества

~ Экспертный метод

~ Орагнолептически

~ Эскпетиментальный метод

~ Социологические методы

Брак и его виды

Виды брака:

1. По возможности устранения

· Устранимый

· Неустранимый

2. От места обнаружения

· Внутренний (брак установлен на организации)

· Внешний (по рекламации от потребителя)

Причина брака: отклонение от установленного технологического процесса

Учет брака на предприятии ведется на основании актов о браке, который выписывается контролером ОТК или мастером:

- Виновник выработки брака

- Количество бракованной продукции

- Причина выработки брака

На основании акта высчитываются затраты, которые взыскиваются с виновника.

Потери от неисправимомго брака относят на себестоимость продукции, а также затраты на исправление брака за вычетом удержания с виновников брака.

Содержание и виды технического контроля на предприятии

Технический контроль- это совокупность методов, средств и мероприятий, с помощью которых качество сырья и готовой продукции сверяется с требованиями стандартов, а параметры технологического процесса сопоставляются с утвержденным регламентом.

Задачи контроля:

· Предупреждение брака, его учет и анализ причин

· Разработка и внедрение мероприятий по повышению качества продукции

· Совершенствование методов контроля

Классификация контроля:

1. По этапам контроля

· Входной

· Операционный

· Приемочный

2. по полноте охвата объектов контроля

· сплошной

· выборочный

3. по месту выполнения

· стационарный

· скользящий

4. по возможности использования продукции после контроля

· разрушающий

· неразрушающий

Методы контроля:

- визуальный

- физический

- химический

- механический

- измерительный

- органолептический

Система управления качеством продукции

Ситема качества – это совокупность организационной структуры, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих общее руководство качеством продукции.

Принципы системы качества:

· Ориентация на потребителя

· Учет всех стадий жизненного цикла продукции

· Предупреждение производственных проблем

Элементы системы:

- Обеспечение качества продукции

- Управление качеством

- Улучшение качества продукции

Основное подразделение на предприятии, занимающееся вышепоставленными задачами – отдел технического контроля (ОТК).

Основные требования к рациональной организации технического контроля:

~ Профилактичность

~ Достаточная степень точности и объективности показателей качества

~ Оптимальные затраты труда и средств на проведение технического контроля

Сертификация продукции – деятельность определенных органов и субъектов хозяйствования по подствеждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами.

Значение сертификации:

· Для потребителя – гарантия высокого качества

· Для изготовителя – средство рекламы.

· Средство защиты национального рынка от импортных товаров

· Условие для участия изготовителя во внешней торговле

· Предупреждение появления на рынке товаров, угрожающих здоровью человека

Виды сертификации

1. По правовому признаку

· Обязательная

· Добровольная

2. По процедуре проведения

· С привлечением третьей стороны

· Самосертификация

3. В зависимости от круга участников

· Международная

· Региональная

· Одностороняя ?

Основной документ: сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации и подтверждающий соответствие требованиям нормативных актов и конкретных стандартов.

Теоретические основы планирования предприятия

1. Сущность и задачи планирования

2. Виды планирования

3. Методы планирования

4. Бизнесс-планирование

1. Сущность и задачи планирования

Планирование –это процесс разработки плана, организации его осуществления и контроль за его выполнением.

Планирование включает определение:

· Перспективных целей

· Способов достижения целей

· Ресурсного обеспечения

Задачи планирования:

1) Обеспечение эффективного функционирования предприятия

2) Выполнение договорных обязательств

3) Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

4) Создание новых рабочих мест

5) Создание производственных резервов

Общие критерии при выборе окончательного варианта развития:

- Осуществимость

- Конкурентная сила

- Концентрация

- Гибкость

- Экономичность

- Синергизм

Процесс планирования должен ответить на вопросы:

· Где находится фирма (анализ технического состояния)?

· Каких позиций желает достичь организация?

· Каким образом достичь?

!Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность

Заключительных этап процесса планирования включает разработку:

- Разработку меъанизма реализации плана

- Разработку системы контроля

- Корректировка плановых решений

Сравнение подходов к планированию:

Административная система Рыночная система
1. Методику планирования определяет государство 1. Методику планирования определяет сама организация
2. Гарантированный сбыт произведенной продукции 2. Самлстоятельный поиск заказчиков и потребителей
3. Дискретный характер планирования 3. Непрерывный характер планирования
4. Максимальное использование централизованно распределяемых ресурсов 4. Формируются рынки ресурсов, но степень их развития разная
5. Четкое согласование планов с вышестоящими органами управления 5. Самостоятельное планирование взаимодействия фирмы свнешней средой.
Ориентация: на внутренние возможности фирмы. Ориентация: на внешнюю среду.
Воснове: планирование производства. Воснове: маркетинг

Принципы планирования:

1) Целостность планирования – предприятие рассматривается как единая система, и планы согласованы со всеми подразделениями

2) Непрервность – планирование осуществляется постоянно в рамках установленного цикла

3) Гибкость – вохможность корректировки планов при изменении условий

4) Точность – возможность установления контактов с заказчиками плана

5) Участия – работник должен быть непосредствееными участниками, незаивисимо от занимаемой должности

6) Оптимальность плана – разработка альтернатывных вариантов и выбор наилучшего из них.

7) Экономичность

8) Научность – использование норм и нормативов

9) Органическое единство – т.е. все подразделения связаны между сосбой (индикативное планирование или диррективное планирование)

Бенч-маркетинг – сравнение фирмы с лучшими в отрасли и равнение на них

Понятие качества продукции и его показатели - student2.ru

А – значение конкретного показателя (производительность, ФО, ЭЕ и т.д.)

Напряженным считается план, обеспечивающий, обеспечивающий выполнение поставленых задач при наболее рациональном использовании ресурсов

2. Виды планирования

1) По времени

a. Долго

b. Средне

c. Краткосрочные

2) По объекту планирвания

a. Предприятие

b. Цех

c. Участок

d. Рабочее место

3) По предмету планирования

a. Объем продаж

b. Производственная программа

c. Численность работающих

d. Численность работающих

e. ФОТ

f. ОФ и т.д.

4) По виду документов

a. План

b. Программа

c. Проект

d. Задание

5) По длительности

a. Стратегическое (определение главных целей, направлений деятельности организации, разрабатывается руководством)

b. Тактическое (как должны быть распределены ресурсы для достижения стратегических целей)

6) По структуре управления

a. Директивное (планы идут «сверху вниз»)

b. Индикативное (планы идут «снизу вверх»)

3. Методы планирования

1. Баласовый

Источники ресурсов Потребности
   

2. Экономико-математическое моделирование

3. Сетевое планирвание и управление

4. Программно-целевое

5. Нормативный

· Нормы использования средств труда

· Нормы использования живого труда

· Нормы использования орудий труда и т.д.

Норма      
Плановый показатель  
Базовый показатель  
   

4. Бизнесс-планирование

Бизнесс-план – это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия и рабочий инструмент, который помогает эффективно управлять организацией.

Бизнесс-план – это развернутая и поэтапная экономическая программа, в которой на основе оценки сложившейся экономической ситуации формируется стратегия, направленная на максимальное извлечение дохода за счет соверщенствования управления

Схема разработки БП
Источники и доходы: кому что почем и сколько?
Альтернативы (субституы, конкуренты)
Прогнозы объёма продаж
Потребитель
Продукт
Что нужно делать, чтобы организовать продажи?
Необходимые ресурсы
материальные ресурсы
Список действий
нематериальные ресурсы
человеческие ресурсы
Календарное планирование
Финансовая оценка ресурсов
Финансовый кадендарный план
Периоды
План доходов                  
План расходов                  
План результатов                  
Оценка параметров проекта (срок окупаемости, эффективность и т.д.)

Виды бизнесс-планов:

1. По цедям разработки:

a. Получение внешнего финансирования

b. Выработка стратегии развития

c. Финансовое оздоровление

d. Планирование деятельности меропрятия (текущий бизнесс-план)

2. По объекту планирования

a. Предприятия (группы предприятий, подразделения)

b. Направления бизнеса

c. Инвестиционного проекта

Цель разработки бизнесс-плана: спланировать деятельность предприятия в соответствие с потребностями рынка и возможностями получения всех необходимых ресурсов.

Значение бизнесс-плана:

1. Дает возможность определить жизнеспособность предпрятия

2. Содержит ориентиры, в соответсвие с которыми предприятие должно развиваться в дальнейшем

3. Является важным иструментом для получения финансовой поддрежки от потенциоальных инвесторов

Потребность в составлении бизнесс-плана при решении следующих задач:

1. Открытие нового предприятия и определение его профиля

2. При перепрофилировании существующего предприятия

3. При получении кредитов в банке

4. При приватизации госпредприятий

5. При проведении санации (предотвращения банкротства или обоснования банкротства)

6. При создании совместных предприятий

Постановление Министерства экономики РБ от 31.08.2005 №158 «Правила по разработке бизнесс-планов, инвестиционных проектов», измененное и дополненное.

Структура бизнесс-плана жестко не регламентирована и зависит от ряда фокторов.

1. Резюме

2. Характеристика предприятия и стратегия развития

3. Описание продукции (услуги)

4. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга

5. Производственный план

6. Организационный план

7. План реализации проекта

8. Инвестиционный план

9. Финансовый план

10. Расчет эффективности проекта

11. Юридический план

12. Информация о разработчике бизнесс-плана

1. Резюме – это краткое содержание концепции плана

1) Загрузка производственной мощности

2) Численность работающих

3) Инвестиционные издержки

4) Источники финансирования проекта

a. Собственные средства

b. Заемные привлеченные средства ( иностранные инвестиции под гарантии правительства, внутренные валютные (рублевые) кредиты, государственное участие)

5) Выручка от реализации продукции

6) Показатели эффективности проекта

(дисконтированный срок окупаемости, внутрення норма доходности, индекс рентабельности, уровень безубыточности, рентабельность продукции, рентабельность продаж и т.д.)

Наши рекомендации