Участники уголовного процесса. Во Францииосновными участниками судопроизводства являются органы судебной полиции
Во Францииосновными участниками судопроизводства являются органы судебной полиции (национальная полиция и национальная жандармерия), прокуратуры и суда, защитники, обвиняемые и потерпевшие.
Система органов уголовной юстиции Франции строится исходя из четкого и жесткого разграничения их компетенций: обвинения (полиция и прокуратура), предварительного следствия и разрешения дел по существу (суды общей юрисдикции и действующие в их составе автономные следственные структуры – следственные судьи и следственные камеры).[411]
Судебная полиция во Франции – полиция и жандармерия – осуществляет производство дознания по уголовным делам.[412]
Полиция организована на двух относительно автономных уровнях (в организационном аспекте) уровнях: национальном и муниципальном. Первый уровень относится к компетенции Министерства внутренних дел, второй – муниципалитетов. На национальном уровне также существуют автономные структуры: полиция Парижа и полиция остальной части страны (национальная полиция в узком смысле слова). Каждая из них построена по принципу иерархии и подчинена Министру внутренних дел. Кроме того, национальная полиция имеет свое внутреннее деление на ряд специализированных подразделений (городская полиция, судебная полиция, служба разведки, служба государственной безопасности, воздушная и пограничная полиция и др.).
Национальная жандармерия находится в ведении Министерства обороны и является военизированным формированием. Состоит она из территориальных подразделений (департаментская жандармерия) и специализированных подразделений (мобильная, воздушная, морская жандармерия и др.), действующих вне территориальных рамок.
Независимо от ведомственной принадлежности все полицейские силы обладают равными полномочиями и действуют на основе одинаковых правил. Тем не менее, с точки зрения конкретных должностных обязанностей следует различать офицеров судебной полиции (ОРJ) и агентов судебной полиции (АРJ) (ст. 15 УПК - СРР).[413] Первые приобретают свой процессуальный статус по решению специальной комиссии или решению прокурора и уполномочены проводить дознания по уголовным делам, вторые получают статус в силу служебного положения и могут лишь помогать ОРJ (ст. 16-21 СРР). При этом все они в дисциплинарном отношении подконтрольны следственным камерам (ст. 13 СРР).[414]
Общие полномочия по дознанию достаточно кратко определены в СРР (ст.14) и имеют ограниченный характер: выявление всех нарушений уголовного закона, собирание всех необходимых доказательств и обнаружение правонарушителей путем проведения розыскных и неотложных процессуальных действий (по собственной инициативе или по распоряжению прокурора о сборе необходимых для него материалов либо в порядке исполнения отдельных поручений следственного судьи). Конкретизация этих полномочий производится в зависимости от условий очевидности или неочевидности преступления, на которые указывает ст. 17 СРР и которые описываются соответственно в ст. 63-67 СРР и ст. 75-78 СРР. Причем формализованы далеко не все процессуальные действия по дознанию, а только важнейшие из них (например, задержание - ст. 63, 63-1 - 63-4 СРР). Это объясняется тем, что деятельность судебной полиции носит вспомогательный характер по отношению к деятельности прокуратуры. Тем не менее, основная тяжесть работы, необходимой для принятия прокурором решения обвинять или не обвинять, лежит на полиции, которая под контролем прокурора осуществляет все предусмотренные законом виды дознания: дознание очевидных преступлений (ст. 53 СРР), дознание сомнительной смерти (ст. 74 СРР), проверка личности (ст. 78-2, 78-3 СРР) и первоначальное дознание (ст. 75-78 СРР).
При этом первые три вида дознания практически всегда производятся полицией в полном объеме и по собственной инициативе, потому что именно полиция в этих случаях обнаруживает факты, свидетельствующие о возможном совершении преступления, и это такие факты, которые требуют незамедлительного реагирования. В первом случае речь идет о ситуациях, когда преступление обнаружено в момент его совершения или сразу после его совершения; когда непосредственно после происшествия на подозреваемого указали люди видевшие его (например, своими криками) или при нем находились предметы либо на нем были следы, явно связывающие его с этим происшествием; когда владелец жилого помещения, в котором произошло преступление, вызвал к себе полицию (предполагает производство всех необходимых для принятия решения об обвинении процессуальных действий в краткие сроки). Во втором случае – о ситуации обнаружения трупа, когда причины смерти неизвестны (предполагает осмотр места обнаружения трупа и наружный осмотр трупа с помощью специалиста). В третьем – о ситуациях, когда есть необходимость проверить информацию о совершении, покушении на совершение или подготовке к совершению преступления определенным лицом (предполагает обращение к данному лицу с требованием предоставить о себе информацию, а при отказе или неспособности сделать это – задержание, сбор информации о личности, фотографирование, дактилоскопирование).
Четвертый вид дознания производится полицией, как по поручению прокурора, так и по собственной инициативе (при полном прокурорском контроле) и предполагает производство различных процессуальных действий (осмотры, допросы, обыски, выемки, экспертизы и т.п.).[415]
Прокуратура во Франции представляет собой централизованную, иерархическую систему, основанную на началах подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим. Она находится в ведении Министерства юстиции и организована при судах (за исключением полицейских судов). При Кассационном суде и апелляционных судах прокуратура представлена генеральными прокурорами, генеральными адвокатами и их заместителями. При исправительных судах – прокурорами республики, их заместителями и помощниками. В полицейских судах и судах ассизов прокуратура организационно не представлена и ее функции в этих органах исполняются прокурорами других судов (ст. 32, 35-37, 44, 45 СРР).
Глава прокуратуры – Министр юстиции, который не только осуществляет общее руководство прокурорами, но и может давать им указания по конкретным делам (ст. 36 СРР).
Прокуроры во Франции наделяются полномочиями Президентом Республики (по представлению Министра юстиции) и обладают особым статусом. С одной стороны, они – государственные служащие, с другой стороны – вместе с судьями и магистратами, он образуют единый судейский корпус и обладают правом перехода в категорию судей.[416]
Общее назначение прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства – уголовное преследование (ст. 12, 31, 33, 34, 38-42 СРР).[417] Конкретно прокурор уполномочен: (1) осуществлять дознание (ст. 41 СРР) (обычно первоначальное дознание и дознание сомнительной смерти – ст. 75-78 и ст. 74 СРР); (2) давать поручения о производстве дознания и отдельных процессуальных действий судебной полиции (ст. 12, 38, 41 СРР); (3) контролировать производство полицейского дознания (ст. 12, 38, 78-1 СРР) (например, путем получения информации о начале и ходе дознания, истребования оригиналов протоколов любых полицейских действий или санкционирования продления срока задержания); (4) прекратить производство по делу по формальным основаниям (отсутствие события или состава преступления, не установление подозреваемого, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности) или по мотивам нецелесообразности (ст. 6, 40 СРР);[418] (5) условно отказать в возбуждении уголовного преследования (если будет выполнено определенное требование – например, возместить причиненный ущерб);[419] (6) применить уголовно-правовую медиацию (урегулирование с помощью посреднических структур – ст. 41-1 СРР);[420] (7) использовать уголовно-правовой «штраф по соглашению» (ст. 41-2 СРР);[421] (8) возбудить уголовный иск (ст. 1, 31 СРР);[422] (9) возобновлять расследование по делу, прекращенному следственным судьей (ст. 188-190 СРР); (10) истребовать дело из суда (в случае необходимости переквалификации совершенного деяния на более тяжкое) и передать его со своим заключением на рассмотрение в следственную камеру (ст. 195 СРР); (11) участвовать в заседаниях следственной камеры (ст. 192-202, 205, 207, 208 СРР); (12) поддерживать обвинение в суде (ст. 34, 39 СРР); (13) заявлять ходатайства и высказывать соображения, направленные на обеспечение интересов правосудия (ст. 33 СРР); (14) обжаловать решения судебных органов (ст. 185, 497, 546, 567, 623 СРР); (15) обеспечивать исполнение решений судебных органов (ст. 32 СРР).[423]
Органы предварительного следствия во Франции являются судебными органами. Они делятся на следственные органы первой инстанции (следственные судьи, осуществляющие свою деятельность единолично) (ст. 50, 52, 80, 83 СРР) и второй инстанции (следственные камеры, осуществляющие свою деятельность коллегиально) (ст. 191 СРР).
Следственный судья обладает статусом магистрата, назначается на должность в порядке, установленном для судебных магистратов, входит в состав исправительного суда на правах его члена (ст. 50 СРР) и в связи с этим пользуется гарантиями независимости и несменяемости, как и любой иной судья. При каждом следственном судье предусмотрена должность помощника-секретаря, который обязан присутствовать при проведении всех следственных действий.
Следственный судья при осуществлении своих обязанностей не является судьей в собственном смысле этого слова, то есть он не разрешает уголовные дела по существу, а лишь устанавливает факты, относящиеся к совершенному нарушению уголовного закона и к личности нарушителя. Более того, ему прямо запрещено принимать участие в рассмотрении уголовных дел, которыми он занимался в качестве следственного судьи (ст. 49 СРР).[424]
Основные полномочия (функциональные обязанности) следственного судьи: (1) собирание доказательств (обвинительных и оправдательных – ст. 81 СРР) путем совершения следственных действий (осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, обыск, выемка, экспертиза, прослушивание сообщений, переданных с помощью телекоммуникаций и т.п.) (разделы III, IV, V, IX главы I части III СРР); (2) привлечение к рассмотрению (предъявление обвинения – ст. 80-1, 80-2, 116 СРР); (3) ознакомление с материалами дела адвокатов привлеченного к рассмотрению лица (обвиняемого) и гражданского истца (потерпевшего) (ст. 118 СРР); (4) судебный контроль (ст. 138, 139, 142-142-3 СРР)[425] и временное заключение под стражу (ст. 137, 143-1, 144 СРР);[426] (5) окончание предварительного следствия (прекращение или направление в суд)[427] (ст. 175, 175-1, 175-2, 177, 180-184 СРР).[428]
Следственные камеры организованы в составе апелляционных судов и включают в себя председателя и двух советников, обладающих статусом магистратов. Председатель назначается Президентом (по согласованию с Высшим советом магистратуры) и работает только в данном качестве, советники назначаются Генеральной Ассамблеей апелляционного суда из числа членов этого суда сроком на один год и могут совмещать свою деятельность с работой в качестве «обычного» судьи.[429]
Полномочия следственных камер определяются их положением как следственных органов второй инстанции. Они могут (1) проводить самостоятельное или дополнительное расследование, а также привлекать к рассмотрению новых лиц (ст. 201, 202, 204, 205 СРР); (2) прекращать уголовное преследование (ст. 212 СРР); (3) направлять дело по подсудности (ст. 213 СРР); (4) рассматривать жалобы на постановления следственного судьи (ст. 185, 186, 207 СРР);[430] (5) аннулировать и изымать из уголовного дела процессуальные акты следственного судьи (ст. 171, 206 СРР); (6) осуществлять дисциплинарный контроль за деятельностью должностных лиц судебной полиции (ст. 224, 227 СРР).[431]
Суды общей юрисдикции представляют собой иерархическую систему, в которую входят трибуналы малой инстанции (при разрешении уголовных дел именуются полицейскими судами), трибуналы большой инстанции (при разрешении уголовных дел именуются исправительными судами), апелляционные суды и суды ассизов, Кассационный суд Франции.
Полицейские суды – низовое звено судебной системы (всего - 476). Они образуются по округам (административно-территориальная единица) и рассматривают в единоличном составе (один профессиональный судья) уголовные дела о правонарушениях, наказуемых штрафом в размере не более 10 тысяч французских франков.
Исправительные суды (всего – 186) образуются по департаментам (административно-территориальная единица) и рассматривают в единоличном (один профессиональный судья) или коллегиальном составе (три профессиональных судьи) дела об уголовных проступках, переданные им прокуратурой (по делам частного обвинения) или следственным судьей.
Апелляционные суды (всего – 35) являются судами второй ступени и обладают правом пересмотра по апелляционным жалобам решений, принятых полицейскими и исправительными судами. Рассмотрение уголовных дел осуществляется на коллегиальных началах специализированной палатой по уголовным делам (так называемая «палата исправительных апелляций»), состоящей из председателя и двух членов суда.
Суды ассизов (всего образовано 102 суда, по одному в каждом департаменте) – весьма специфический орган правосудия. Строго говоря, он не является звеном судебной системы, так как работает не на постоянной основе и относительно автономно от других судов (хотя и при их организационной поддержке). Этот суд созывается и формируется всякий раз по мере накопления уголовных дел (обычно ежеквартально). В его составе действуют как профессиональные судьи (председатель и два асессора), так и непрофессиональные судьи (жюри из девяти граждан), совместно решающие вопросы виновности и наказания. Причем профессиональные судьи привлекаются из числа членов апелляционных или исправительных судов (ст. 244, 250 УПК Франции - СРР), а непрофессиональные отбираются из числа граждан в особом порядке (ст. 250-267 СРР).
Суды ассизов рассматривают дела о преступлениях (наиболее тяжких нарушениях уголовного закона) по первой инстанции и в апелляционном порядке (в другом суде ассизов в составе трех профессиональных судей и двенадцати непрофессиональных членов жюри).[432]
Кассационный суд является высшим судом Франции. Уголовной юрисдикцией в нем обладает палата по уголовным делам. Она проверяет по кассационным жалобам решения нижестоящих судов, вынесенные по последней инстанции, с точки зрения их соответствия закону. Решения по существу не принимаются, а в случае выявления нарушений закона дела отправляются на новое рассмотрение. Рассмотрение дел производится в составе не менее пяти судей (в исключительных случаях по несложным делам – трех).
В исправительных судах предусмотрена также специальная должность судьи по свободам и заключениям. Такой судья осуществляет контроль над соблюдением прав и свобод органами уголовного преследования и предварительное следствие не осуществляет.[433]
Все судьи назначаются на должность Президентом Республики и несменяемы.[434]
Основное назначение полицейских и исправительных судов - разрешение уголовных дел. Делается это в порядке ординарного (обычного) производства (исправительный суд) и упрощенного производства (полицейский суд).
В ходе ординарного производства основные функции суда следующие: (1) решение вопроса о принятии дела к рассмотрению (ст. 388 СРР) (на основании решения судебных органов предварительного следствия или прокуратуры); (2) осуществление подготовительных действий к судебному разбирательству (ст. 406-426 СРР) (проверка явки и т.п.); (3) исследование доказательств, представленных прокуратурой и заинтересованными лицами (ст. 427-457 СРР); (4) истребование дополнительных доказательств (ст. 434, 456 СРР); (5) направление дела для дополнительного расследования (следственному судье того же суда) (ст. 463 СРР); (6) заслушивание выступлений прокурора и заинтересованных лиц в судебных прениях (ст. 460 СРР); (7) постановление приговора (ч. 1 ст. 464 СРР); (8) отсрочка решения вопроса о наказании (простая или с испытанием) и его разрешение (ст. 469-1 СРР); (9) рассмотрение дела об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных во время судебного заседания (по собственной инициативе – ст. 675-678 СРР).
Упрощенное производство возможно в порядке уголовного приказа и уплаты штрафа в твердо установленной сумме.
В первом случае суд рассматривает требование прокурора об издании уголовного приказа и при наличии процессуальных препятствий возвращает дело прокурору, а при отсутствии таких препятствий принимает решение по существу (оправдать или назначить наказание в виде штрафа).
Во втором случае фактически речь идет о добровольном исполнении наказания на основании полицейского протокола о правонарушении, что не предполагает какой-либо судебной деятельности вообще.
Кроме этого, исправительные суды (в прежнем составе судей) могут пересматривать разрешенные ими уголовные дела в порядке оппозиции. Это допустимо лишь в ситуации, когда дело по первой инстанции рассматривалось в особом заочном производстве (ст. 412 СРР) и обвиняемый требует повторного судебного разбирательства на основании того, что он не был информирован о его вызове в суд.
Апелляционные суды пересматривают по жалобам заинтересованных участников процесса (подсудимых, прокуроров, гражданских истцов и гражданских ответчиков) приговоры исправительных и полицейских судов.[435] Судебное разбирательство в этом случае осуществляется также как и в суде первой инстанции, но без права выхода за пределы первого рассмотрения дела и заявленных апелляционных требований.
В суде ассизов, разрешающем дело по существу функции профессиональных судей (председателя и асессоров) и непрофессиональных судей (жюри) различаются.[436]
Председатель (1) принимает дело к производству; (2) вручает копию постановления следственного судьи или следственной камеры о предании суду подсудимому; (3) удостоверяется в личности подсудимого и разъясняет ему его права; (4) назначает защитника (если он выбран подсудимым); (5) организует передачу подсудимому и гражданскому истцу копий материалов дела (наиболее принципиальные - бесплатно и независимо от волеизъявления указанных лиц, остальные – по желанию за их счет); (6) предоставляет возможность сторонам ознакомить друг друга с имеющимися у них списками свидетелей и экспертов; (7) вручает подсудимым список жюри; (8) руководит проведением судебного заседания (при определенном участии асессоров); (9) исследует доказательства (по своему усмотрению и независимо от мнения других членов суда и жюри); (10) составляет и оглашает вопросы, подлежащие разрешению при постановлении приговора; (11) дает наставление жюри (общая формула без конкретных инструкций). Помимо этого еще до судебного заседания председатель может (12) издать распоряжение о производстве дополнительных следственных действий, произвести их лично или поручить асессору либо следственному судье; (13) дает наставление жюри (общая формула без конкретных инструкций).
Асессоры совместно с председателем и на условиях равенства с ним (то есть как коллегия профессиональных судей) (1) разрешают споры между сторонами, возникающие в ходе судебного заседания, (2) налагают процессуальные взыскания, а также выносят решение по гражданскому иску.
Жюри в ходе судебного заседания пассивно. Однако, с разрешения председателя его члены вправе задавать вопросы свидетелям.
Суд ассизов в полном составе (совместно и на равных условиях) осуществляют лишь одну функцию: принятие решения о виновности и наказании подсудимого (без обсуждения путем тайного письменного голосования).
Как и в других судах в суде ассизов возможно заочное производство. При этом все функции сосредоточены в руках профессионалов (жюри не участвует), защитник не допускается, свидетели не допрашиваются (можно лишь получать объяснения от родственников и друзей подсудимого о причине его неявки), приговор считается условным (аннулируется при обнаружении подсудимого) и реализуется лишь в части материальных ограничений (например, при назначении конфискации имущества в качестве меры наказания).
Суд ассизов, действующий в апелляционном порядке, исполняет функции, аналогичные суду ассизов, разрешающему дело по существу.[437]
Кассационный суд Франции исправляет судебные ошибки, допущенные нижестоящими судами, в порядке кассации и ревизии. Таким путем он призван обеспечивать единообразие судебной практики.
Закон предусмотрел кассационный пересмотр двух видов: в интересах сторон (личных и публичных) и в интересах закона.
Возможности первого вида пересмотра весьма ограничены. Он может быть осуществлен, во-первых, в отношении судебных решений (за исключением оправдательного приговора суда ассизов), по которым исключаются другие формы обжалования; во-вторых, только по вопросам права; в-третьих, при наличии обстоятельств прямо указанных в законе (неправомочный состав суда, отсутствие прокурора, превышение судейских полномочий, отсутствие у суда юрисдикции на рассмотрение дела, нарушения уголовно-процессуального и уголовного законов); в-четвертых, при условии обоснования в жалобе ущерба, причиненного соответствующим интересам; в-пятых, в пределах кассационных требований; в-шестых, с соблюдением запрета поворота к худшему. Конкретные функции Кассационного суда при этом заключаются в следующем: (1) изучение жалобы; (2) заслушивание доводов заинтересованных лиц и заключения прокурора; (3) принятие решения (отклонить жалобу, направить дело на новое рассмотрение,[438] прекратить дело).
Второй вид пересмотра осуществляется при нарушении законов и отличается от первого рядом существенных моментов. Прежде всего, нужно отметить, что принятое решение, даже если оно реально затрагивает интересы сторон, не может быть использовано ими в свою пользу (ст. 621 СРР). То есть реально это решение влияет только на правоприменительную практику, но не на положение сторон. Исключение составляет лишь случай обжалования по инициативе Министра юстиции обвинительного приговора (ст. 620 СРР), когда можно исправить ошибку в интересах подсудимого или иного лица. Кроме того, данный вид пересмотра допустим в отношении судебных решений как вступивших, так и не вступивших в силу.
Пересмотр решений в порядке ревизии предусматривается для исправления фактических судебных ошибок, вызванных неправильным применением закона. Он ограничен запретом поворота к худшему и конкретным перечнем обстоятельств (есть достаточные основания для предположения того, что жертва осужденного за убийство жива; существует обвинительный приговор в отношении другого лица за совершение им преступления, которое уже было инкриминировано осужденному; установлен факт лжесвидетельствования против осужденного; обнаружены новые обстоятельства или представлены новые доказательства, указывающие на невиновность осужденного) (ст. 622 СРР).[439]
При ревизии Кассационный суд должен (1) произвести необходимое для установления истины расследование и (2) вынести решение об отклонении ходатайства о ревизии либо отмене обвинительного приговора или направлении дела на новое судебное рассмотрение (ст. 625 СРР).[440]
Защиту по уголовным делам во Франции осуществляют только адвокаты (ст. 275 СРР),[441] традиционно рассматриваемые как лица свободной профессии. Квалифицированным адвокатом можно стать после прохождения специального курса подготовки и сдачи экзаменов в Центрах профессионального обучения адвокатов, организуемых при трибуналах большой инстанции.
Адвокаты вправе работать по найму у других адвокатов, в фирмах и юридических конторах и должны быть членами одной из местных (территориальных) Коллегий адвокатов (всего 180), образованных при трибуналах большой инстанции. Каждая такая коллегия является независимой. Ее основное назначение – поддержание профессиональной дисциплины (возможные дисциплинарные санкции – временное отстранение от должности, отстранение от должности на длительный срок и лишение права адвокатской практики). Общий надзор за законностью дисциплинарной практики адвокатских коллегий возложен на Генеральных прокуроров при соответствующих Апелляционных судах.
В Коллегиях адвокатов предусмотрены должность председателя (батонье), избираемого сроком на два года, а также Совет коллегии (Совет ордена адвокатов), члены которого избираются сроком на три года. Именно они призваны осуществлять прием новых членов коллегии, защищать права адвокатов и следить за исполнением правил адвокатской деятельности, установленных законами и внутренними регламентами.
Помимо местных коллегий существует два объединения адвокатов, имеющих общенациональный характер: ассоциация председателей и Национальный Совет Коллегий адвокатов. Первое из них является чисто совещательным образованием и не имеет каких-либо обязательных функций. Второе формируется на выборной основе местными коллегиями, представляет интересы адвокатской профессии в государственных органах и занимается вопросами профессиональной подготовки и согласованием внутренних регламентов.
Таким образом, профессия адвоката во Франции не институционализирована в масштабах всей страны и в этом смысле является свободной: адвокаты подотчетны и подконтрольны только автономным коллегиям, членами которых являются.[442]
Адвокаты призваны оказывать юридическую помощь (защищать интересы клиентов) двух видов: представительскую (для решения всех юридических вопросов, возникающих по делу) и консультационную (для решения отдельных юридических вопросов). В том случае, если защита должна осуществляться в силу закона (в отношении неимущих или малоимущих граждан), решение об этом принимается специальными бюро по оказанию юридической помощи, учреждаемыми при трибуналах большой инстанции. В состав бюро входят два правительственных чиновника, два «помощника правосудия» (один – адвокат, второй служащий судебного ведомства либо тоже адвокат) и представитель местного сообщества, не имеющий отношения к юридическому сословию и государственной службе. Возглавляется бюро одним из членов трибунала. Решение о бесплатной или частично оплачиваемой помощи принимается в результате рассмотрения обоснованного ходатайства, доводится до сведения председателя адвокатской коллегии, который несет ответственность за его исполнение.[443]
Функциональные права адвоката в уголовном судопроизводстве ограничены, поскольку он рассматривается в качестве лица, общественным предназначением которого является поддержка правосудия.
В ходе дознания и предварительного следствия защитник может: (1) консультировать задержанное по подозрению в совершении преступления лицо (сразу после задержания, через 20 часов после задержания и через 12 часов после продления прокурором срока задержания (ст. 63-1 – 63-4 СРР); (2) присутствовать во время предварительного следствия на всех допросах подозреваемого и привлеченного к рассмотрению лица с предварительным консультированием такого лица и ознакомлением с материалами дела (ст. 113-1 – 113-8, 116 СРР); (3) консультировать привлеченное к рассмотрению лицо по вопросам обжалования постановлений следственного судьи и судьи по свободам и заключениям в следственную камеру (ст.186 СРР); (4) ходатайствовать перед следственной камерой о признании недействительными процессуальных действий следственного судьи (ст. 171 СРР); (5) принимать участие в рассмотрении дела следственной камерой (ст. 197-199, 201 СРР).
В ходе рассмотрения дела в суде ассизов защитник вправе: (6) до начала судебных слушаний знакомиться со всеми материалами уголовного дела (и снимать за свой счет копии любых процессуальных документов) и списком свидетелей и экспертов со стороны прокуратуры и гражданского истца (ст. 278, 280, 281 СРР); (7) ходатайствовать о вызове за свой счет свидетелей (ст. 281 СРР); (8) участвовать в формировании жюри присяжных путем заявления безмотивных отводов (ст. 297, 298 СРР); (9) участвовать в исследовании доказательств (через посредство председателя суда и непосредственно) (ст. 312, 315 СРР);[444] (10) высказываться по спорным вопросам (ст. 316 СРР); (11) выступать в судебных прениях (ст. 346 СРР).
При рассмотрении дел в исправительных и полицейских судах возможности защитника в целом аналогичны тем, которые у него имеются в судах ассизов.
Кроме перечисленных, защитник обладает еще некоторыми важными правами, связанными с обжалованием вынесенных судебных решений в порядке оппозиции, апелляции, кассации и ревизии. При этом защитник действует либо опосредованно как юридический советник осужденного (помогая ему составить жалобу, например), либо непосредственно как его представитель (путем участия в судебных слушаниях).
Обвиняемый(лицо, привлеченное к рассмотрению) располагает в уголовном процессе возможностями весьма близкими тем, которые есть у адвоката. Он может давать показания или отказаться от их дачи, знакомиться с обвинением и материалами дела (лично и через адвоката), заявлять ходатайства, принимать участие в исследовании доказательств в суде (вопросы свидетелям и экспертам - через судью), обжаловать процессуальные действия и решения, консультироваться с защитником (ст. 114, 116, 277, 278, 281, 317, 393, 397-1, 417, 552 СРР).[445]
Потерпевший вправе принять участие в уголовном деле в качестве гражданской стороны (гражданского истца). Для этого законом предусмотрено два способа.
Первый способ заключается в инициировании потерпевшим уголовного дела, когда официальные власти бездействуют или действуют против его интересов (не проводят расследования, не привлекают к рассмотрению, отказывают в возбуждении уголовного преследования перед судом). В таких случаях пострадавший может обратиться в суд лично с ходатайством или представить письменную жалобу следственному судье (с указанием в общих чертах на факты правонарушения и свое положение гражданского истца) (ст. 85 СРР). Практически это означает, что жертва преступления своим вмешательством заставляет органы предварительного расследования и суда осуществлять производство по уголовному делу в установленном порядке (вне зависимости от категории уголовного дела).
Второй способ состоит в присоединении потерпевшего к публичному иску, которое происходит путем подачи устного или письменного ходатайства на любом этапе уголовного процесса (вплоть до заключительного выступления прокурора на судебных слушаниях) (ст. 421 СРР).
Однако в целях предупреждения злоупотребления потерпевшим правом на гражданский иск от него могут потребовать внесения денежного залога и, таким образом, гарантировать возмещение им судебных издержек, если иск будет отклонен.[446]
Функциональные права потерпевшего фактически почти аналогичны правам лиц, привлеченных к рассмотрению (обвиняемых). Он может изучать материалы дела, ходатайствовать о продолжении расследования, задавать вопросы свидетелям и экспертам в ходе судебного разбирательства, доводить до суда свою позицию по завершению исследования доказательств, обжаловать процессуальные решения (с некоторыми ограничениями)[447], в том числе по поводу суммы присужденного возмещения.[448]
[1] - Михайловский И.В. Основные принципы организации уголовного суда. Томск, 1905, с.19. О сущности наказания см. также, например, Хохряков Г. Уголовное наказание: благо или зло? // Вестник Верховного Суда СССР, N 9, с.2 - 5.
[2] - Аналогичным образом понимают сущность уголовного процесса, например, И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская, Е.В. Мизулина и др. См., например, Михайловская И.Б. Новый УПК РФ: Изменение процессуальной формы. В кн.: Проблемы обеспечения прав участников процесса по новому уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Самара: Изд-во «Самарский университет». 2003. – С. 11 – 18; Мизулина Е.В. Уголовный процесс: концепция самоограничения государства. Тарту, 1991; Мизулина Е.В. Цель уголовного процесса и охрана прав личности обвиняемого. // Актуальные проблемы правовой защиты личности в уголовном судопроизводстве. Ярославль, 1990, с. 139 - 148; Петрухин И.Л. Судебные гарантии прав личности (в уголовном процессе). М., 1992, вып.8, с. 7 – 9; Судебная власть / Под ред. И.Л. Петрухина. М. – 2002. – С. 631.
[3] См.: Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С. 130.
[4] Демидов И.Ф. К вопросу о категориях науки советского уголовного процесса // Вопросы теории и практики уголовного судопроизводства. М., 1984. С. 5-28. См. также: Уголовный процесс БССР / Под ред. С.П. Бекешко И. Е.А. Матвиенко. Минск, 1979. С. 8; Советский уголовный процесс / Под ред. А.С. Кобликова. М., 1972. С. 9.
[5] Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975. С. 28. Такого же мнения по поводу гражданского процесса придерживался В.Н. Щеглов. См. его работы: Гражданские процессуальные правоотношения. М., 1966. С. 51; Гражданское процессуальное правоотношение: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Томск, 1968. С. 3-6.
[6] Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976. С. 28; Элькинд П.С. Категории «цель» и «средство» в сфере уголовно-процессуального регулирования // Сов. государство и право. 1972. № 8. С. 98-102.
[7] - Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Том 1. Санкт-Петербург: изд-во «Альфа». 1996. С.13
[8] По этому вопросу см.: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под. ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2004. С. 5-10.
[9] Подробнее о понятии правосудия см.: Бибило В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве. Минск, 2001. С. 75-86; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса: В 2 т. М., 1970. Т.1. С. 14; Петрухин И.Л., Батуров Г.П., Морщакова Т.Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979. С. 17; Мельников А.А. Правосудие в СССР: сущность, социальные функции, законодательное регулирование // Сов. государство и право. 1981. № 11. С. 30; Бушуев Г.И. Правосудие в социалистическом обществе // Сов. государство и право. 1983. № 3. С. 64.
[10] По типологии уголовного процесса см.: Семухина О.Б. Типология уголовного процесса англо-американской и романо-германской правовых систем. Томск, 2003; Смирнов А.В. Модели уголовного процесса. СПб., 2000.
[11] - К весне 2004 года Европейским судом по правам человека зарегистрировано около 18 тыс. жалоб, поданных против РФ. На 15.06.2004 года Европейским судом по правам человека принято 8 Постановлений по таким жалобам и еще 40 жалоб признаны приемлемыми.
[12] - Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы».
[13] Якуб М.Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве. М., 1981; Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе (предмет, цель, содержание). М., 1973; Добровольская Т.Н., Элькинд П.С. Уголовно-процессуальная форма, процессуальные нормы производства // Юридическая процессуальная форма. Теория и практика. М., 1978. и др.
[14] - См.: Якуб М.Л. Указ. соч. С. 8; а также Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М. 1968. т.1. С.51.
[15] Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовном процессе. Л., 1963.
[16] Адаменко В.Д. Сущность и предмет защиты обвиняемого. Томск, 1983.
[17] См., например: Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/Под. ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2004. С. 13.
[18] Некоторые ученые считают, что уголовное дело разрешает не только суд, но и дознаватель, следователь, прокурор, когда прекращают уголовное дело. Подробнее см.: Каминская В.И. Взаимоотношение уголовного и уголовно-процессуального права // Вопросы борьбы с преступностью. 1975.
[19] Божьев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М., 1975.
[20] О понятии стадий см., например: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1970. Т. 1. С. 66; Якимович Ю.К. Структура советского уголовного процесса: система стадий и система производств. Основные и дополнительные производства. Томск: Изд-во ТГУ, 1991. С. 24; Михайленко А.Р. О сущности и значении стадий советского уголовного процесса//Вопросы уголовного процесса. Сар