Индивидуальный и рыночный спрос. факторы спроса
Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Определив понятие «рынок», рассмотрим теперь следующее понятие – «спрос». Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо ещё и платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос– платежеспособная потребность человека, т.е. потребность, подкрепленная деньгами; «спрос» показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Экономисты моделируют спрос, т.е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция множества переменных, однако главной из них является рыночная цена товара. Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены. При прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спрос на него. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса. Закон спроса – при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Существует, таким образом, отрицательная или обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью шкалы и кривой спроса Шкала спроса показывает, сколько товара хотели бы приобрести покупатели по каждой из множества цен. Кривая спроса – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара Х (РХ) и величиной спроса на данный товар (QХ).
PХ DХ P1 A P2 B 0 Q1 Q2 QХ Рис. 3.1.1. Кривая спроса | На рис. 3.1.1 падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 др Q2. До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного единственного потребителя. Однако в реальной действительности спрос на любой гипотетический товар Х предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения двух новых понятий – «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный». |
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше). Рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса необходимо просуммировать спросы индивидуальные. Так переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графический рыночный спрос определяется путём горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса (рис 3.1.2).
РХ 2 А 1 А' DА 0 2 4 QХ | РХ 2 Б 1 Б ' DБ 0 3 6 QХ | РХ 2 В 1 В' DВ 0 3 4 QХ | РХ Dрыночный 2 Е 1 Е' 0 8 14QХ |
Спрос потребителя А | Спрос потребителя Б | Спрос потребителя В | Рыночный спрос |
Рис. 3.1.2. Индивидуальный и рыночный спрос |
Предположим гипотетическую ситуацию, что наш рынок представлен тремя потребителями данного вида продукции – А, Б, В. Причем при РХ=2ден.ед. потребитель А предъявляет спрос на 2 ед. продукции, Б – на 3 ед., В – тоже на 3. ед. Следовательно, при данном уровне цены объем рыночного спроса составит 2+3+3=8 (ед. товара Х). Если при РХ=1ден.ед. величины индивидуальных спросов А, Б и В составят, соответственно, 4, 6, 4 ед. товара, то объем рыночного спроса составит 14 ед. Х.