Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса. - student2.ru — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Виды спроса:

1. Индивидуальный спрос

2. Рыночный спрос

3. Спрос на факторы производства (Спрос производства)

4. Потребительский спрос

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

· использования рекламы

· моды и вкусов

· ожидания потребителей

· изменений предпочтений окружающей среды

· доступности товаров

· величины доходов

· полезности вещи

· цены установленной на взаимозаменяемые товары

· а также зависит от количества населения.

К неценовым факторам, влияющим на спрос относят:

· изменения в денежных доходах населения

· изменения в структуре и количестве населения

· изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)

· экономическая политика государства

· изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

Прежде всего, нам следует провести грань между индивидуальным и рыночным спросом.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый на рынке отдельным поку­пателем.

Рыночный спрос — суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми поку­пателями.

Формирование и изменение величин рыночного спроса и рыночного спроса в целом (при прочих неизменных услови­ях) существенно зависят от:

1) численности покупателей;

2) различий в их доходах (рис.3.1.);

3) соотношения в общей численности покупателей лиц с разными уровнями доходов.

Под влиянием этих факторов спрос может, как возрастать, или убы­вать (кривая спроса сдвинется вправо - вверх или влево - вниз), так и ме­нять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изме­нится).

Последний вариант иллюстрирует рис. 3.1.

Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса. - student2.ru

Рис. 3.1. Зависимость спроса от доли в общей массе покупателей людей с разными уровнями доходов

На рис. 1 показаны две кривые спроса на один и тот же товар в разных странах — А и В. Кри­вая А описывает ситуацию на рынке страны, где доходы распределя­ются довольно равномерно и разница в их уровнях не особенно вели­ка. Поэтому кривая спроса здесь достаточно плавная (зона, обозначен­ная кружком с цифрой 1, показывает место наиболее заметного изгиба). Наибольшая же величина спроса складывается при достаточно высоком уровне цен (Ц1).

Напротив, кривая В описывает ситуацию на рынке страны, где люди с малыми доходами образуют значительную часть населения. И поэто­му график спроса здесь резко уходит вправо (зона, обозначенная круж­ком с цифрой 2, лишь при весьма низких уровнях цен: наибольшая ве­личина спроса складывается при цене Ц2.

В этих сугубо теоретических на первый взгляд построениях любой российский экономист сразу узнает ситуацию в своей стране в первые годы после либерализации цен и начала резкого спада производства. Этот период ознаменовался резким падением доходов огромной доли населения после десятилетий примерного равенства уровней заработ­ка. Итогом стало изменение формы кривых спроса на большинство по­требительских товаров, в полном соответствии с рис. 3.1., с А на В.

Это означало, что основная масса покупателей оказалась способной покупать лишь дешевые товары. Но их-то на рынке и не стало из-за рез­кого скачка цен и быстрого раскручивания инфляции. В итоге россия­не на несколько лет лишились возможности покупать многие виды по­требительских товаров. Отечественные производители оказались не в состоянии сбыть свою продукцию, и попали в крайне тяжелое финан­совое положение.

Разбирая эту ситуацию в российской экономике, мы вплотную по­дошли к понятию совокупного спроса.

Совокупный спрос — общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного пе­риода времени при сложившемся уровне цен.

Величина совокупного спроса — это общая сумма покупок (расхо­дов), осуществляемых в стране (скажем, за год) при тех уровнях цен и доходов, которые в ней сложились.

Совокупный спрос подчиняется общим закономерностям формиро­вания спроса, о которых говорилось выше, а потому графически его можно изобразить следующим образом (рис. 3.2).

Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса. - student2.ru

Рис. 3.2. Кривая совокупного спроса страны

Кривая совокупного спроса показывает, что при росте общего уровня цен величина совокупного спроса (совокупная сумма покупок товаров и услуг всех видов на всех рынках данной страны) уменьшается точ­но так же, как и на рынках отдельных обычных (нормальных) товаров.

Наши рекомендации