Индивидуальный и рыночный спрос. факторы и эластичность спроса.

Индивидуальный спрос - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

На рынке действует рыночный спрос. Рыночный спрос- суммарное значение объемов спроса всех покупателей на определенный товар,услугу. Рыночный спрос при любой цене явлется суммой индивидуальных спросов. Кривая рыночного спроса показывает,как изменяется общий объем спроса на товар при изменении его цены при неизменных других факторах,воздействующих на величину спроса.

Факторы,влияющие на спрос:

1)доход: уменьшение доходов потребителей ведет к сокращению их расходов,что является результатом снижения спроса на тот или иной товар.

2)нормальное благо: когда при снижении доходов потребителе й спрос на благо уменьшается.

3) худшее благо:спрос возрастает,даже если доходы уменьшаются(картофель)

4)вкусы и предпочтения

5)ожидания

6)количество покупателей:при увеличении покупателей,спрос увеличивается

Эластичность-мера реакции покупателей и продавцов на изменения условий их деятельности,показатель изменения объмов спроса и предлжения при изменении одного из определяющих их величину факторов.

Эластичность спроса – показатель,рассчитываемый как отношение изменения объема спроса,выраженного в процентах к изменению цены,также выраженному в процентах

Факторы эластичности: товары первой необходимости ипредметы роскоши(первые всегда обладают низкой эластичностью,вторые-высокой), доступность близких товаров заменителей(товары,имеющие близкие заменители,отличаются более эластичным спросом-апельсин и мандарин), широта рынка(более узко определенный рынок характеризуется более эластичным спросом), временной горизонт(на длительных отрезках времени эластичность спроса по цена товаров повышается).

Потребительские предпочтения и предельная полезность. Понятие цены.

Потребительские предпочтения-это желание обладать именно данным, а не другим набором благ. Предпочтения потребителя сугубо индивидуальны, однако есть факторы, влиюящие на них:вкусы потребителя,бюджетные возможности.

Рыночный спрос реализ. через потребительский выбор - форма реализации спроса. Главным фактором является полезность того или иного товара.

Полезность - понятие сугубо индивидуальное,то,что полезно для одного,может оказаться бесполезным для другого.Вместе с тем она меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Австрийские экономисты (неоклассич. направ.) Менгер (1840-1921) и Е. Бем-Баверк (1851-1914) разработали теорию предельной полезности. Они пришли к выводу, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, от уровня насыщенности и количества этих благ, от возможности их воспроизводства. Вывод: по мере потребления новых единиц блага темп нарастания их пользы падает. Они разработали закон убывающей предельной полезности (с увеличением V потребления полезность каждой послед. потребл. ед. продукции меньше полезности предыдущей). Основоположники теории субъективной предельной оплезности исходили из того,что предельная полезность определяет цену экономического блага – товара.

Цена — денежная оценка товара каждым субъектом рынка и результат сопоставления этих субъективных оценок с учетом других факторов,вляиющих ан формирование цены в ходе конкуренции.Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: спро­са и предложения, издержек производства, цен конкурентов и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут уста­новить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Цена устанавливается на единицу товара. Когда последняя единица блага приобретается покупателем,то она и определяет ее цену и цену всех других едениц данного блага.

Наши рекомендации