Определение цены и объема производства в условиях олигополии
Олигополия – рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством действующих фирм. Производимый продукт при этом может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм – сталь, цинк, медь, алюминий, цемент и т.д), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы отличается от продукции конкурентов – автомобили, покрышки, бытовые приборы). Любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска тут же сказывается на спросе на продукт других фирм и соответственно на их прибылях.
Выделяют жесткую и мягкую олигополию.
Жесткая олигополия – это ситуация, при которой несколько производителей делят рынок данного товара.
Мягкая монополия – это ситуация, при которой один предприниматель занимает до 70% рынка, а остальная его часть делится между множеством мелких фирм, которые в своей деятельности зависят от олигополиста.
Издержки фирмы олигополиста в краткосрочном периоде
У фирмы олигополиста средние переменные издержки на значительном участке вдоль оси Х постоянны. Это объясняется тем, что фирма олигополист заранее готовится к возможным колебаниям спроса и соответствующим образом распределяет капитальное оборудование так, что его можно разделить на самостоятельно-функционирующие участки, способные выпускать готовую продукцию. Реагировать на изменение спроса фирма-олигополист будет следующим образом. Олигополист в случае снижения спроса на свой продукт законсервирует часть оборудования и уволит часть рабочих. Таким образом, олигополист реагирует на изменение спроса изменением объема производства.
Пример: Пусть некоторая фирма Х использует 100 машин. Производительность каждой машины – 1000 шт./сут. Каждая машина обслуживается двумя рабочими, которые получают 50 руб./сут. Следовательно, средние издержки фирмы равны:
AVC = (100 * (2 * 50)) / (100 * 1000) = 0,1.
Допустим, спрос на продукцию сократился, в этом случае фирма законсервирует оборудование и уволит рабочих.
Например, законсервирует 1 машину и уволит 2-х рабочих.
AVC = (99 * (2*50)) / (99 * 1000) = 0,1
Кроме того, олигополист не снижает цены, так как это может привести в росту издержек, поскольку изменение цены повлечет за собой корректировку договоров с оптовиками, а следовательно штрафы за нарушение договора и т.д.
Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде
Фирма-олигополист способна оказать влияние на цену, следовательно, кривая спроса является нисходящей. В условиях олигополии предельный доход ниже цены. Кривая предельного дохода будет расположена ниже кривой спроса. Оптимальный объем производства будет получен в той точке, где MR = МС.
Поведение фирмы-олигополиста в долгосрочный период
Выделяют четыре модели возможного поведения фирмы-олигополиста.
1) модель ломаной кривой спроса;
2) модель картеля ( тайного сговора )
3) модель лидерства в ценах;
4) модель «издержки +».
Модель ломаной кривой спроса
Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентов и не реагируют на их повышение.
Допустим, схожие фирмы продают идентичный товар по цене Р, реализуя Q единиц продукции. Если бы одна фирма снизила цену до Р1, то она могла бы увеличить объем продаж до Q1. Но, так как другие фирмы отрасли последуют ее примеру, то она сможет реализовать только q1. Если же фирма повысит цену (Р2), то при отсутствии реакции со стороны других фирм она реализует q2.
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| |||||
Рис. 60. Модель «ломаной кривой спроса»
Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой, точка перегиба которой является точкой превалирующей отраслевой цены. При этом нетрудно заметить, что кривая спроса на продукцию олигополиста имеет тенденцию быть высокоэластичной выше точки перегиба и не эластичной ниже ее.
Это означает, что олигополистические фирмы будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, боясь потери доли рынка, а также от немотивированного снижения цен, боясь снижения общей выручки.
Модель картеля
Трудности диагностирования реакции конкурентов и ограниченность числа продавцов усиливают склонность фирм к согласованию своих действий посредством сговора, образуя картель.
Картель – группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения (ограничение объемов выпуска) и цены (фиксация) с целью получения монопольной прибыли.
Если бы две фирмы взаимодействовали в условиях совершенной конкуренции, то каждая фирма производила бы половину объема рыночного спроса, не получая при этом экономической прибыли. Зная спрос на свою продукцию, фирмы, достигнув соглашения об ограничении объема выпуска и фиксации цены, могли бы получать экономическую прибыль.
Критерии, определяющие возможность совместных действий
фирм-олигополистов:
1) Тенденция к совместным действиям выше в той отрасли, где фирмы выпускают однородный товар, не дифференцированный, и ниже в отраслях, производящих дифференцированные товары;
2) Тенденция к совместным действиям выше в тех отраслях, где олигополия жесткая, причем количество фирм, действующих на данном рынке, относительно небольшое;
3) В отраслях, переживающих экономический подъем, тенденция к совместным действиям выше, чем в отраслях с экономическим спадом;
4) Чем меньше фирм применяют неценовые методы конкуренции, тем выше тенденция к совместным действиям;
5) Тенденция к совместным действиям выше в той отрасли, где весьма существенные входные барьеры.
Успех деятельности картеля зависит от способности его участников выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Практическая реализация такого требования осуществима только в том случае, если процедуры контроля и санкции по соблюдению соглашений не требуют больших издержек, а применяемые в отношении нарушителей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.
Модель лидерства в ценах
Данная модель характерна для тех отраслей, где имеется одна лидирующая фирма (не менее 50% производства). В этом случае она играет роль лидера, то есть именно данная фирма устанавливает цену товара. Остальные фирмы следуют за ней, так как понимают, что лидер продает товар по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Попытки обойти лидера за счет изменения цен могут привести к существенным потерям за счет его ответной реакции.
Модель «Издержки плюс»
Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75-80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры. Наибольший вес имеют, как правило, переменные издержки. К их средней величине прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль: P = AVC + AFC + П.
Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.
Если фирмы в отрасли используют одну и ту же формулу ценообразования, которой придерживается лидер в отрасли, то такая ситуация называется «правилом большого пальца». В результате использования одинаковых методов ценообразования поведение конкурентов становится все более предсказуемым.
Рис. 61 – Модель «Издержки +»
Теория игр
Теория игр анализирует взаимодействие экономических агентов с противоположными интересами. Впервые в систематизированном виде теория игр была предложена американским математиком Дж. Фон Нейманом. Цель игры для каждого из участников – выигрыш. Понятие выигрыша задается правилами игры. Особенность игровой ситуации заключается в том, что выигрыш участника зависит не только от его собственного выбора, но и от решений конкурентов. Предположим, имеются два игрока (случай дуополии).
Наиболее распространенная и простая модель, с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенного».
Два заключенных, например, мистер А и мистер В, обвиняются в совместном преступлении, которое карается десятью годами лишения свободы. Однако, если один признается в содеянном и свалит инициативу преступления на другого, то получит 3 года, а другой сполна – 10 лет. Если оба сознаются – получат по 5 лет. Если оба будут отрицать, то их отпустят на свободу за не доказанностью вины. Но для этого им нужно договорится, а такой возможности у них нет.
В раздумьях заключенные чертят в камерах матрицу выигрышей, отражающую получаемые ими сроки во всех случаях.
Таблица 19
Матрица решений («Дилемма заключенного»)
Мистер А | |||
Сознался | Не сознался | ||
Мистер В | Сознался | 5 / 5 | 3 / 10 |
Не сознался | 10 / 3 | 0 / 0 |
Очевидно, что для обоих заключенных лучше всего было бы не сознаваться, чтобы отделаться минимальным сроком. Тем не менее, каждый из них понимает, что при любом ответе другого, его выигрыш будет больше в случае признания. В результате сознаются оба, это предложение является единственно равновесным.
«Дилемма заключенного» иллюстрирует потери сторон в игре из-за отсутствия координации их поведения: не имея возможности договориться и проконтролировать исполнение соглашения, все участники, в конечном счете, не могут добиться максимального выигрыша.
Подобная ситуация характерна и для олигополистов, так как находясь в условиях взаимозависимости, они осуществляют некооперированный выбор.
Предположим, что две фирмы договорились о поддержании единой цены. Далее перед каждой возникает дилемма: придерживаться соглашения либо нарушить его, понизив цену. Если обе фирмы соблюдает соглашение, каждая получает по 10 ед. прибыли. Если одна из них нарушает договор, в то время, как другая оставляет цену неизменной, нарушитель заметно увеличивает сбыт за счет честного игрока, и его прибыль возрастает до 15 ден. ед. При этом прибыль соблюдающего соглашение игрока уменьшается до нуля. Если обе фирмы снижают цену, их прибыли падают до 5 ден. ед.
Таблица 20
Матрица решений (случай олигополии)
Фирма А | |||
Снизить цену | Не снижать цену | ||
Фирма В | Снизить цену | 5 / 5 | 15 / 0 |
Не снижать цену | 0 / 15 | 10 / 10 |
Доминирующая стратегия – обе фирмы снижают цену и теряют деньги.
Несмотря на это, очень часто картельные соглашения на поверку оказываются устойчивыми. Дело в том, что ранее, по сути, предполагалось, что, выбирая то или иное поведение, фирма заботится лишь о сиюминутной выгоде. На практике, нарушитель может быть наказан в будущем и вынужден с этим считаться. Следовательно, собираясь нарушить соглашение, фирма должна рассчитывать как будущие выгоды, так и потери. Если потери окажутся больше выгод, лучше всего, вероятно, соблюдать соглашение.