Определение цены и объема пр-ва в условиях олигополии: модели, освнов на некооперативной стратегии

К моделям олигополии основан на некооперат стратегии принято относить модели Курно, Штекельберга.В модели лидерства по объему выпуска (модель Штекельберга) фирмы принимают реш-я отн-но об-в пр-ва товаров. Для простоты и большей наглядности обычно прибегаютк раскрытию механизма действия дуаполии (дейс-т 2 фирмы). Механизм взаим-я след: фирма-лидер, руководствуясь целью максимизации прибыли, опр-т для себя доп. объем пр-ва;ведомая фирма также стремится макс-ть прибыль, но она ограничена в определении объема продаж действиями фирмы-л. Но у нее есть возможность выбора принципа признания лид-ва: она может прибегнуть к принципу опережающего упреждения лидера, назначая об-м пр-ва чуть выше л-ра, но столкнется с допол-ми валовыми изд-ми, к-е затруднят реализацию продукции и приведут в потере позиций на рынке; но ведомая фирма может избрать принцип «следовать в форварте» фирмы-лидера и опр-ть об-м продаж несколько ниже л-ра, что оказывается более надежно и эконом-ки безопаснее. Функциональная зависимость выбора об-ма пр-ва в таком случае выр-ся формулой Q2 = f(Q1). Практика показывает, что не только фирма 2 зависима от выбора л-ра, но и л-р в своем поведении действует «с оглядкой» на позицию фирмы2. Здесь проявляетс функц-я зав-сть по формуле Q1 = f(Q2). Аналогичное действие присходит между фирмами при модели лид-ва по ценам. Тактика поведения фирм и следсвия их действий могут оказаться однозначными, хотя в расчет здесь в большей степени принимаются изд-ки пр-ва.Модель лидерства по ценам: лидер устанавливает цену. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при к-ом предельные издержки будут равны предельному доходу.Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно):каждая из фирм выбирает объем производства, позволяющий максимизировать ее прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм. Равновесный объем – сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при к-ом ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения, прибыль каждой максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.

14. Равновесие фирмы – чистой монополии в краткосроч. периоде( максимизация прибыли, минимизация убытков).

В краткосрпериоде монополист может и получать чистую эконом. прибыль, и терпеть убытки. Монополисту следует продолжать производство, если цена будет больше или равна средним перем изд P >= AVC (и она будет минимизировать убытки). Нужно остановить производство, если цена будет меньше средних переем изд. При возникнов чистой монополии ситуация может быть изобр след обр: Определение цены и объема пр-ва в условиях олигополии: модели, освнов на некооперативной стратегии - student2.ru В условиях монополист рынка мы перемещаемся к моноп цене Рт и количеству продукции Qm. Поскольку моноп цена превышает пред издержки (Рт > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треуг ABE соответствует величине чистых убытков от монопвласти, или так называемой величине мертвого груза монополии. Условие максимиз прибыли MR = МС. Поскольку для монополиста предельный доход меньше цены, то в точке равновесия предельные издержки меньше цены: МС < Р. Таким образом, при монополии не выполняется условие аллокативной эффективности, т.е. ресурсы не распределены в обществе наиболее рациональным и оптимальным способом.

Определение цены и объема пр-ва в условиях олигополии: модели, освнов на некооперативной стратегии - student2.ru Точка равнов фирмы определяет равновесный объем производства и равновесную цену. равновесный, т.е. максимиз прибыль, объем выпуска обозначен QE. Что же касается равновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностей спроса. Кривая спроса показ, какую цену потребители готовы заплатить за данное количество продукта, предложенное на рынке. Цена РЕ будет равновесной ценой, максимиз прибыль монополиста.Иногда спрос бывает недостаточным для того, чтобы монополист получал прибыль. Это происходит тогда, когда цена на прод ниже средних совокупных издержек.

Определение цены и объема пр-ва в условиях олигополии: модели, освнов на некооперативной стратегии - student2.ru Лучшее, что остается в такой сит фирме-монополисту, - это минимизир убытки. Для этого производство должно ограничиться объемом выпуска, соответств точке пересеч кривых пред дохода и пред издержек. Если кривая спроса сдвинется еще дальше вниз, в результате чего фирма не сможет компенсировать даже средние переменные издержки, единственным вариантом краткоср стратегии минимиз убытков будет закрытие предприятия.

Наши рекомендации