Модели современного рынка
В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций можно выделить четыре главные модели:
1.ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и т. п.). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности и рентабельности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда все новых и новых предпринимателей.
2.ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Например, газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям и свою цену. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.
3.МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем, если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия – лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т. д.). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, то она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (т. е. создания их разновидностей) компаниями-соперницами. Однако монополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцию.
4.ОЛИГОПОЛИЯ характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, сфера оптовой торговли и т. п.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а «безудержная» конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех. Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войну цен», идут на объединение или картельные и иные монополистические соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.
Понятие и виды конкуренции.
Термин «конкуренция» происходит от латинского «сопсиге» (бежать к цели) и обозначает соперничество между людьми, хозяйственными субъектами в достижении одной цели на каком-либо поприще.
Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: 1) наличие нескольких соперников, 2) принадлежность к одной и той же сфере деятельности, 3) совпадающие цели на рынке. Она носит принудительный характер, так как заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка непрерывно заниматься системой качества и улучшением своих товаров, а рынок — строго и объективно оценивает результаты их деятельности.
Виды конкуренции
С точки зрения маркетинга конкуренция бывает трех видов (или родов):
— функциональная предусматривает удовлетворение потребности разными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Типичным примером могут быть товары, удовлетворяющие потребность времяпрепровождения в дороге: книги, газеты, шахматы, домино, карты, плейеры и т.д. В здравоохранении примером функциональной конкуренциимогут быть разные способы лечения одного заболевания (например, с помощью оперативных методов, лекарственных средств, фитопрепаратов, физиотерапии, мануальной терапии и т.д.);
— видоваясуществует между товарами, предназначенными для одной и той же цели, но отличающимися друг от друга какими-либо существенными параметрами потребительских свойств. Например, автомобили различных марок, лекарственные средства одной фармакотерапевтической группы, имеющие разную химическую структуру, медицинские инструменты одного наименования, изготовленные по разным технологиям и т.д.;
— предметная (межфирменная) возникает между идентичными товарами, выпускаемыми разными фирмами. Они отличаются качеством изготовления или могут быть даже одинакового качества. Преимущества имеет тот товар, который больше привлекает внимание потребителей. Такая конкуренция возникает, например, между лекарственными средствами-дженериками, имеющими одну химическую структуру, но выпускаемыми разными фирмами.
Кроме того, выделяют следующие методы конкурентной борьбы.
1) Ценовая конкуренция — между однородными товарами, которые различаются ценой. Основным способом конкурентной борьбы является снижение цены на товары. Этот метод был характерен для ранних периодов развития рынка.
Ценовая конкуренция в свою очередь может быть:
- прямая— фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары;
— скрытая — товары с лучшими потребительскими свойствами продаются по такой же или незначительно более высокой цене, чем товары фирм-конкурентов.
Ценовая конкуренция может осуществляться с помощью: скидок, демпинговых цен, купонов, взаимозачетов.
Демпинг - продажа товаров на рынке по искусственно заниженным ценам, возможно даже ниже себестоимости. Используется для проникновения на новые рынки, в том числе зарубежные.
Купон — часть ценной бумаги, которая отрезается от нее и дается вместо расписки для получения процентов, дивидендов, дает право на вещевую премию и т.д.
2) Неценовая конкуренция — на первый план выдвигается более высокое, чем у конкурентов, качество товара. Товар совершенствуется в области надежности, дизайна, комфорта, особое внимание уделяется ценности потребления. Широко используются дополнительные услуги, реклама, презентации, создание благоприятного имиджа товара, производителя.
3) Незаконные методы конкурентной борьбы — дискредитация товаров конкурентов, выпуск товаров-имитаторов (фальсификатов), имеющих низкое качество.
В соответствии со статьей Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякое действие, противоречащее честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, запрещена дискредитация товаров, промышленной и торговой деятельности конкурентов; запрещены какие-либо действия, способные ввести в заблуждение относительно способа изготовления, свойств, годности или качества товара. Например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара и т. п.