Принцип ликвидации опасности

Лекция № 2.

«Принципы и средства обеспечения безопасности».

Зная принципы, можно эффективно решать практические задачи, в том числе в области обеспечения безопасности. Принципы необходимо рассматривать во взаимосвязи, как элементы, дополняющие друг друга. В зависимости от конкретных условий одни и те же принципы реализуются по-разному.

Исходя из их реализации, принципы условно можно разделить на четыре класса:

Ориентирующие принципы – это основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.

Технические принципы – основаны на использовании физических законов и направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов.

Управленческие принципы – определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности.

Организационные принципы – направлены на реализацию в целях безопасности положений научной организации труда.

Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. В совокупности все эти принципы образуют систему обеспечения безопасности труда. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

Ориентирующие Технические Организационные Управленческие
системности защиты расстоянием несовместимости управления
деструкции защиты временем компенсации плановости
ликвидации опасности экранирования эргономичности адекватности
снижения опасности прочности рациональной организации труда обратной связи
замены оператора слабого звена   эффективности
информации недоступности   подбора кадров
классификации блокировки   стимулирования
нормирования флегматизации   контроля
  резервирования   ответственности
  герметизации    
  вакуумирования    
  компрессии    

Остановимся более детально на каждом из перечисленных принципов безопасности труда.

Принцип системности.

Этот принцип состоит в том, что любое явление, действие, объект рассматриваются с позиции системности. Следует различать такие понятия: система, элементы системы и результат.

«Система » означает связь, соединение, целое. Система обладает такими свойствами, которых нет у составляющих её элементов. Применительно к системе справедливо утверждение, что целое больше суммы частей, которые его образуют. Таким образом, система – это не механическое сочетание элементов, а качественно новое образование. Чтобы достичь правильного результата, желаемой цели при создании системы, необходимо иметь четкое представление об образующих ее элементах.

К элементам системы относятся материальные объекты, отношения и связи, существующие между ними. Так, например, пожар, как физическое явление, возможен при наличии горючего вещества, кислорода в воздухе (не менее 14% по объему), источника воспламенения. Устранение хотя бы одного элемента исключает возможность загорания и, следовательно, разрушает данную систему.

Если взаимодействие совокупности элементов дает однозначный результат, систему называют определенной. Если же совокупность элементов взаимодействует так, что возможны различные результаты, систему называют неопределенной, причём уровень неопределённости тем выше, чем больше различных результатом может появиться. Например, коллайдер (черные дыры).

Системный подход к профилактике травматизма состоит в том, что для конкретных условий определяется совокупность элементов, образующих систему, результатом взаимодействия которых является несчастный случай. Исключение одного из нескольких элементов позволяет разрушить систему, а следовательно – устранить негативный результат.

Различают естественные и искусственные системы. В искусственных системах результат именуют целью. Зная реальную цель системы, определяют составляющие элементы. Задача сводится к тому, чтобы на естественную систему, ведущую к нежелательному результату, наложить искусственную систему, ведущую к желаемой цели.

В вопросах безопасности труда отправной, исходной следует считать эргатическую систему, т.е. систему, в состав которой входит человек (оператор). В эргатических системах в аналитических целях выделяют технические подсистемы.

Принцип деструкции.

Принцип деструкции состоит в разрушении системы приводящей к опасному результату, за счёт исключения из неё одного или нескольких элементов.Это принцип органически связан с принципом системности.

Рассмотрим несколько примеров.

1.Для возникновения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель, источник зажигания с определёнными параметрами. Наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде, наименьшая – при содержании кислорода в воздухе не менее 14%, при дальнейшем уменьшении концентрации кислорода горение большинства веществ прекращается. Температура горящего вещества также д.б. определённой. Если горящий объект охлажден, ниже температуры воспламенения горение прекращается. Нарушение хотя бы одного из условий, необходимых для процесса горения, приводит к его прекращению. Это обстоятельство широко используется в практике тушения пожаров.

2.Самовозгорание характеризуется тем, что горение начинается при отсутствии внешнего источника зажигания. Чем ниже температура, при которой происходит процесс самовозгорания, тем опаснее в пожарном отношении вещество. Самовозгораться могут сено, опилки, торф. Ископаемые угли, масла, жиры, некоторые химические вещества и смеси. Самовозгорание является результатом экзотермических реакций при недостаточном отводе тепла. Наиболее опасны растительные масла и жиры, содержащие определённые органические соединения (льняное масло), способные легко окисляться и полимеризироваться. Самовозгораются спецодежда, обтирочные материалы, пропитанные растительными маслами. Промасленную одежду следует развешивать так, чтобы обеспечить свободный доступ воздуха к поверхности ткани. Этим удается нарушить одно из условий самовозгорания, т.е. исключить накопление тепла.

Мы рассмотрели лишь некоторые примеры реализации принципа деструкции. Технические способы, при помощи которых воплощается данный принцип, весьма многообразны.

Принцип ликвидации опасности.

Устранить, ликвидировать опасность – это самый естественный и самый прогрессивный путь при решении вопросов безопасности. Формы реализации принципа ликвидации опасности разнообразны: изменение технологии, внедрение более безопасной техники, замена опасных веществ безопасными и т.д.

Рассмотрим на несколько примеров.

1.В лабораториях широко используются ртутные приборы. Нередко ртуть находится в стеклянных емкостях. При неосторожном обращении она может быть разлита. Физические свойства ртути таковы, что она дробится на мелкие шарики, проникая в узкие щели, откуда ее очень трудно удалить. Пары ртути, как известно, высокотоксичны. Поэтому рекомендуется во всех случаях, где это возможно, ртутные приборы заменять спиртовыми.

2.При проведении некоторых технологических процессов выделяются взрывоопасные и токсичные газы. Для их сбора и уничтожения применяют факельные системы, состоящие из магистральных газопроводов. К магистральным газопроводам выбросы поступают по трубам, затем подаются к факельной трубе, при выходе из которой сжигаются.

3. При декомпрессии после пребывания работающего под водой или в кессоне может возникать тяжелая кессонная болезнь. Нарушения в организме человека происходят из-за значительного поглощения тканями азота. При декомпрессии, азот переходит из растворенного состояния в газообразное, что и является причиной заболевания. Замена азота гелием, который плохо растворяется в крови, позволяет предотвратить опасность заболевания кессонной болезнью.

4. При резке древесины и др. материалов пилами образуется много пыли и др. отходов. Для резки древесины стали применять луч лазера. Это дало возможность не только ликвидировать шум и образование пыли, но и полностью исключить опасности, присущие традиционному способу пиления.

Наши рекомендации