Механизм ликвидации организации при банкротстве. Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации должника

Ликвид фирмы возможна не только по суд решению, но и по решению учредителей (добровольная ликвид) или регистрирующего органа.

Все функции по осущ процедуры банкротства выполняет ликвидац комиссия, образ судом. Председателем ликвидац комиссии, как правило, назнач управляющий.

1й этап состоит в определ активов и пассивов предприятия-должника, принятии всех возможных мер к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности, сосредоточении всех денежных средств на едином текущем счете, оценке имущества ликвидируемого предприятия.

2 этап начинается после утверждения плана ликвидац комиссии и промежуточного ликвидац баланса. Это собственно ликвидация предприятия и удовлетворение требований кредиторов.

Вырученные от продажи имущества средства распределяются между кредиторами по плану ликвидации в установленном законом порядке:

вне очереди, покрываются все судебные расходы;

в 1 очереди выплаты по з/п и пр;

в 2 очереди выплаты в бюджет;

в 3 очереди оплачиваются долговые обязательства под залог имущества;

в 4 очереди - все прочие.

По завершении ликвидации юр лица, удовлетворения и погашения претензий кредиторов ликвидац комиссия составляет ликвидац баланс и представляет его суду

Ликвидационное производство открывается со дня принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства.

После принятия такого решения в отношении должника хозяйственный суд направляет сообщение об этом в государственные органы, в подчинении (составе) которых находится должник или которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставном фонде) должника и которые обязаны принимать меры по созданию новых рабочих мест, а также по трудоустройству работников должника.

Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев.

При необходимости срок ликвидационного производства может быть продлен хозяйственным судом сверх сроков, установленных частью третьей настоящей статьи. Определение хозяйственного суда о продлении срока ликвидационного производства сверх сроков, установленных частью третьей настоящей статьи, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации должника — юридического лица либо планом прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя, утвержденными собранием (комитетом) кредиторов.

С момента принятия решения об открытии ликвидационного производства управляющий уведомляет работников должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством о труде.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, ликвидационное производство не применяется, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных настоящим Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в том числе по:

требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;

выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Одновременно с выплатой заработной платы производится уплата обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.

Требования кредиторов, возникшие до момента открытия конкурсного производства, удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и пятой очереди);

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Наши рекомендации