Ключевые термины и понятия. Чистая монополия
Чистая монополия
Монопольная власть
Барьер для входа на рынок
Монопольная прибыль
Индексы Лернера и Герфиндаля
Естественная монополия
Кривая спроса монополиста
Правило "большого пальца" при ценообразовании
Ценовая дискриминация
Демпинг
Социальная цена монополии
Антимонопольная политика
Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия
Понятие монополистической конкуренции. Определение цены и объема производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовая конкуренция. Издержи монополистической конкуренции: избыточные производственные мощности, значительные расходы на рекламу и чрезмерная дифференциация продукта.
Олигополия: понятие и причины распространения. Роль олигополии в экономике. Взаимозависимость фирм в олигопольной отрасли. Сознательное соперничество и олигополистические ценовые войны. Стратегии поведения в отношении цены и выпуска продукции и теория игр. Модель дуополии Курно.
Четыре модели олигополии. Олигополия без тайного сговора, или ломаная кривая спроса. Олигополия, основанная на тайном сговоре. Образование картеля и его поведение на рынке. Препятствие для тайного сговора. Лидерство в ценах, или молчаливое тайное соглашение. Ценообразование по принципу "издержки плюс".
Роль неценовой конкуренции в олигополии. Олигополия и научно-технический прогресс. Экономическая эффективность олигополии.
Методические указания
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда два (или более) продавца, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют за продажи. К ней относятся фирмы, находящиеся между чистой монополией и совершенной конкуренцией. Это монополистическая конкуренция и олигополия. Та и другая обладают специфическими чертами, которые нужно проанализировать. В одном случае контроль над ценой достигается за счет уникальности продаваемого товара, что и порождает монопольную власть на рынке. Во втором случае контроль над ценой обусловлен рыночной долей отдельных продавцов. На таких рынках каждый продавец производит достаточно большую часть рыночного выпуска, чтобы значительно влиять на предложение и, следовательно, на цену.
Рынок монополистической конкуренции аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара.
При анализе краткосрочного и долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции следует учитывать особенности кривой спроса, правило МR = МС, дифференциацию продукта и возможность свободного входа в отрасль других фирм, привлеченных прибылью. Эта прибыль в итоге такого пополнения отрасли в долгосрочном периоде у фирмы исчезнет. В равновесии при максимизирующем прибыль выпуске цена равна долгосрочным средним издержкам, а экономическая прибыль равна нулю (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Изменение предложения и спроса монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном (а) и долговременном (б) периодах
Рассматривая модель монополистической конкуренции, необходимо видеть как эффект ее развития, так и издержки, связанные с избыточной мощностью и неценовой конкуренцией. Отдельно можно проанализировать издержки по рекламе и ее роль в максимизации прибыли.
В олигопольной структуре идет соперничество гигантов, которое может выливаться в ценовые войны или, наоборот, в сговор (картель). Однако нужно учесть, что участники олигополии находятся по отношению друг к Другу в сильной взаимозависимости, которая может приобретать разные формы корректировки их действий на рынке. Они не могут не считаться друг с другом, иначе несут огромные потери, поэтому данная структура рынка является достаточно стабильной, но сохраняет конкуренцию (особенно ценовую). Олигополия делает рынок в значительной мере регулируемым и устойчивым к непредвиденным колебаниям. Это массовое производство качественной продукции при достаточно равновесных, твердых ценах. Чтобы убедиться в этом, необходимо изучить главные модели олигополии.
Первая из них - модель Курно, в которой действуют только две фирмы и каждая принимает цену и объем производства конкурента постоянными, а затем принимает свое решение. Допустим, на рынке данного товара действуют фирмы X и Y. Поскольку рыночный спрос есть величина данная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рис. 10.2 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажи; цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться от P0Q0 до P1Q1 и до P2Q2
Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы V, то можно начертить подобный график, отражающий изменения цены и выпуска в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.
Объединив оба графика, получим кривые реализации обеих фирм (рис. 10.3). Равновесие наступит в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.
Рис. 10.2. Модель Курно. Изменение
цены и объема выпуска продукции
фирмой X
Рис. 10.3. Кривые реакции фирм X и V на поведение друг друга
Второй вариант олигополии - модель, основанная на тайном сговоре. Поскольку в олигополии небольшое число фирм, они могут заключить между собою соглашение о единых ценах и долях рынка. В таком случае олигополия может принимать различные формы монополии, например, стать картелем, чтобы максимизировать общие прибыли (рис. 10.4).
Однако тайный сговор недолговечен. Олигопольные фирмы стремятся к стабильности при наличии конкуренции, особенно в отношении цен. Такая жесткость цен является основой модели ломаной кривой спроса (рис. 10.5).
Рис. 10.4. Олигополия, основанная на тайном сговоре
Рис. 10.5. Модель ломаной кривой спроса
При ценах выше Р кривая спроса очень эластична. Причина в том, что фирма полагает, что, если она поднимет цену выше Р, остальные фирмы не последуют за ней и она потеряет значительную часть свой доли на рынке.
Четвертая модель олигополии - лидерство в ценообразовании. Это одна из форм скрытого сговора. Одна фирма устанавливает цену, а другие следуют за ней (рис. 10.6).
Рис. 10.6. Лидерство в ценах: D - общий спрос; DN - спрос лидера;
PL - цена, установленная лидером; MRN - предельный доход лидера;
QL - объем производства лидера
Последняя модель олигополии — ценообразование по принципу "издержки плюс". Олигополисты, для того чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют "накидку" в размере определенного процента. Этот принцип имеет особые преимущества для фирм, производящих много продуктов.