Сущность цены товара: функции и факторы. Виды цен, состав, структура и порядок их формирования

Цена –денежное выражение стоимости товара. От уровня цены зависит величина прибыли, конкурентоспособность предприятия и его прод, финансовая устойчивость и независимость. К функциям цены можно отнести следующие: - учетная– оценивает затраты и результаты производства; -регулирующая –выступает инструментом регулирования экономических процессов и уравновешивает спрос и предложение; - стимулирующая –используется для развития ресурсосбережения, повыш эффектив пр-ва, улучшения качества прод; - распределительная –обеспечивает перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями и секторами нац экономики;- измерительная –позволяет определить количество денег, которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить.

Величину и динамику цен определяют факторы:1. Внутренние: 1) особые свойства товара – уникальное достоинство товара и способы обработки изделий; 2) способ пр-ва – прод мелкосерий и индивид пр-ва имеет более высокую себ-сть, а прод массового наоборот – цены относительно низкие; 3) ориентация предприятия на несколько рыночных сегментов; 4) жизненный цикл товара – при коротком цикле товар имеет более высокую цену, при длительном – низкую; 5) организация сервиса при продаже, наличие послепродажного обслуживания.2. Внешние: 1) политич и экономич среда в стране; 2) обеспеченность осн ресурсами; 3) политика гос регулирования цен; 4) наличие и уровень конкуренции между производ-ми и потребителями.

Классификация цен:1. По масштабу торговых операций и характеру реализуемого товара:-Отпускные цены предпр –по которым предпр реализует произведенную прод другим предпр-ям или оптово-сбытовым организациям. Порядок формир: полная с/с + приб + косвенные налоги;- Оптовые цены– по которым оптово-сбытовые организации реализуют товары различным организациям и потребителям. Порядок формирования: отпускная цена предпр + оптовая надбавка + косвенные налоги на оптовую деятельность;- Рознич цены –по которым розничные торговые орг реализуют товары населению или мелкооптовому потребителю. Порядок формирования: оптовая цена + торговая надбавка + косвенные налоги на деятельность торговых предпр; - Закупочные цены– цены на прод с/х;2. В зависимости от гос регулирования:- Свободные –устанавливаются производ-ми на основе спроса и предложения на рынке;- Договорные –устанавливаются соглашением между покупателем и производ-ем;- Регулируемые –устанавливаются государством. 3. По способу фиксации:- Твердые цены– устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки;- Подвижная –зафиксированная в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится;-Скользящая –корректируется в период действия договора.




Сущность экономической эффективности производства: показатели результатов и затрат.

Сущность экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты. Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Следующая группа показателей эффекта отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг. Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности. Важное место в оценке эффективности производства принадлежит социальным результатам, выражающим соответствие результата производственно-хозяйственной деятельности социальным целям общества, коллектива, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики. Социальные результаты отражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе.

Наши рекомендации