Стратегическое управление, классификация стратегий развития организации
Стратегия - др. греческое искусство полководца.
Стратегия - общий не детализированный план действий, направленный на достижение поставленных целей, охватывающих длительный период.
Термин «стратегическое управление» был введён на стыке 60-70-х гг. 20 в. для того, чтобы отражать отличия управления, осуществляющегося на высшем уровне от текущего управления на управлении произ-ва (оперативного управления).
Стратегическое управление (Виханский) - управление, базирующееся на персонале как главной ценности и основе орг-ции, ориентирует свою деятельность на запросы потребителей, гибко реагируя и производя изменения при вызовах внешней среды для сохранения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе для достижения поставленных целей в рамках миссии организации.
Этапы СМ:
- Определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок (миссия(;
- Постановка стратегических целей и определение задач для их достижения (цель -конечный результат за интервал);
- Формулирование стратегии для достижения стратегических целей (стратегия);
- Реализация стратегического плана (реализация стратегии);
- Оценка результатов деятельности и/или корректировка стратегического плана и/или методов его реализации.
Понятие и классификация стратегий
Стратегия - комбинация из запланированных действий, а так же действий по адаптации к новым возможностям и уход от угроз.
Стратегия - средство достижения результатов.
Стратегия определяет цели и задачи подразделений распределяет ЗСР на СЗХ, с учетом ГСВ.
ЗСР (зона стратегических ресурсов) обеспечивает орг-цию 3 видами ресурсов:
· ограниченные природные (даровые) - не просто найти поставщиков, а создать условия для сотрудничества;
· дефицит денежных средств - обеспечить финансово поставщиков для поддержания и эффективного функционирования предприятия (взаимовыгодное сотрудничество);
· персонал - обеспечение постоянного потока персонала.
ЗСР наш тыл, наши поставщики.
СЗХ - стратегическая зона хозяйствования - отдельный сегмент окружения, на который предприятие имеет или хочет получить выход.
Составляющие СЗХ:
- потребитель (группа);
- потребность (товар, услуга);
- технология
4 этапа: ЖЦ спроса, ЖЦ товара, ЖЦ технологии, ЖЦ отрасли.
ГСВ - группа стратегического влияния - люди:
- ГСВ относятся: потребитель;
- ГСВ складывается из факторов микросреды: поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории.
- Политическая обстановка (законы, проекты, целевые программы);
- Акционеры, инвесторы, персонал, сотрудники.
Факторы, влияющие на выбор стратегии:
- факторы микро - внешней среды (прямого воздействия);
- факторы макро - внешней среды (косвенного воздействия);
- сильные/слабые стороны;
- личные амбиции руководителя;
- климат в коллективе, система ценностей и установок.
Классификация стратегий:
- По уровням иерархии управления;
- По Майклу Портеру;
- По функциональным направлениям деятельности;
- Инвестиционные стратегии
По уровням иерархии управления:
- корпоративная стратегия - определяет действия организации в различных отраслях;
- деловая - определяет деятельность организации в каждой из СЗХ;
- функциональная - определяет деятельность конкретного подразделения в рамках одной СЗХ;
- операционная - определяет деятельность конкретного звена (бригада, человек, команда).
По Майклу Портеру:
- стратегия лидерства по издержкам (работает, если это товары массового использования, д.б. устойчивый спрос);
- стратегия дифференциации (цена на такую продукцию выше, чем в среднем по отрасли);
- стратегия оптимальных издержек (max дифференциация в рамках производства с лидерством по издержкам, цены средние по отрасли);
- стратегия рыночной ниши (сфокусирована на снижении издержек);
- стратегия рыночной ниши (сфокусирована на дифференциации).
4 и 5 на определённой СЗХ
По функциональным направлениям деятельности:
- ориентированы на внутреннюю среду (связаны с факторами внутренней среды);
- ориентированы на внешнюю среду:
· ресурсообеспечение (сохранение и увеличение ЗСР);
· экологические стратегии (очистные сооружения);
· технологические стратегии (НИОКР, инновации, ноу-хау);
· политические стратегии (отношение к ГСВ):
ü стратегия игнорирования (отстаивание своих интересов);
ü стратегия учета политических интересов (активная позиция);
ü стратегия создания стратегических альянсов (объединение для отстаивания своих интересов);
· маркетинговые стратегии (действия организации на СЗХ):
ü стратегии товарные (удовлетворение потребителей, название товара, форма, масса, упаковка);
ü стратегия качества;
ü рыночная стратегия;
ü стратегия продвижения;
ü стратегия сбыта (выход на прямую или через посредников);
ü стратегия ценообразования.
Инвестиционные стратегии:
- стратегии развития деятельности предприятия:
· стратегия поведения на рынке денег и ЦБ (эти деньги отделены от производства);
· стратегия расширения производства (продолжаем делать то, что уже умеем и делаем):
ü стратегия концентрированного или интенсивного роста на товаре или рынке;
ü стратегия развития рынков (географическая, люди);
ü стратегия развития продукта;
ü стратегия интегрированного роста;
· стратегия проникновения на рынок:
ü стратегия вертикальной интеграции вперёд;
ü стратегия вертикальной интеграции назад (захват ЗСР);
ü горизонтальная интеграция (поглощение конкурентов или объединение с ними);
· стратегия диверсификации (выход в различные отрасли):
ü концентрическая стратегия (тот же продукт на разных рынках);
ü горизонтальная диверсификация (этот же рынок, новый продукт);
ü конгламерантная диверсификация (новый рынок, новый продукт).
- стратегии сокращения (выход денег из производства):
· стратегия сокращения расходов;
· стратегия свёртывания (отделение части производства в отдельное подразделение или дочернее производство);
· стратегия ликвидации (продажа производственных мощностей, перевод, увольнение персонала);
· стратегия сбора урожая или снятия сливок (отказ от стратегических задач в пользу краткосрочных, получение прибыли).