Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основные задачи анализа:
ü изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;
ü оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;
ü выявление резервов более полного и эффективного использования персонала предприятия.
Источники информации— план по труду, статистическая отчетность по труду, данные табельного учета и отдела кадров.
Цель анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени.
2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
ü оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
ü определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
ü выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
ü разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста
Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:
ТВП =
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методике (строится таблица, в ней отображается объём производства и реализация продукции за базисный и отчётный год, а также их изменение)
Далее проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повышение процентных ставок по вкладам; демографические, социально- экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый.
Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях.
Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства продукции контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.
Важным обобщающим показателем, используемым для характеристики скорости реализации продукции, является продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.
Задача №18
Показатель | Значение показателя | |
t0 | t1 | |
Объем реализации продукции, тыс. шт | ||
Цена единицы продукции, тыс.руб. | 3,1 | 3,7 |
Себестоимость изделия, тыс.руб. | 2,6 | 3,1 |
В том числе переменные затраты | 1,85 | 2,0 |
Сумма постоянных расходов, тыс.руб. |
П0=VРП0•(Цi0-Сi0)=10000•(3,1-2,6)=5000
Пусл1= VРП1•(Цi0-Сi0)=5670•(3,1-2,6)=2835
Пусл2= VРП1•(Цi1-Сi0)=5670•(3,7-2,6)=6237
П1= VРП1•(Цi1-Сi1)=5670•(3,7-3,1)=3402
Побщ=П1-П0=3402-5000=-1598
Пvрп= Пусл1-П0=2835-5000=-2165
Пц=Пусл2-Пусл1=6237-2835=+3402
Пс=П1-Пусл2=3402-6237=-2835
Билет №18
1. Показатели деловой активности и методика их расчета.
Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:
· Общие показатели оборачиваемости активов.
· Показатели управления активами.
Наименование показателя | Экономический смысл показателя | Формула для расчета |
Общие показатели оборачиваемости активов | ||
Коэффициент общей оборачиваемости капитала | Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала организации. | Выручка от реализации / ср.год.стоимость активов |
Коэффициент оборачиваемости мобильных (оборотных) средств | Показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных). | Выручка от реализации/ ср.год. стоимость оборот. активов |
Коэффициент отдачи нематериальных активов | Показывает эффективность использования нематер. активов | Выручка от реализации / ср.стоимость н.м.а |
Коэффициент фондоотдачи | Показывает эффективность использования основных средств | Выручка от реализации / ср. стоимость основных средств |
Коэффициент отдачи собственного капитала | Показывает скорость оборота собственного капитала, т.е. сколько тыс.руб. выручки приходится на 1000 руб. вложен- ного собственного капитала | Выручка / ср.стоимость собственного капитала |
Показатели управления активами | ||
Коэффициент оборачиваемости материальных средств (запас) | Показывает за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде | Ср. Стоимость запасов * t / выручка от продаж |
Коэффициент оборачиваемости денежных средств | Показывает срок оборота денежных средств | Ср. стоимость ден.средств * t / выручку |
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах | Показывает количество оборот. средств в дебиторской задолжности | Выручка / ср. стоимость дебиторской задолжности |
Срок погашения дебиторской задолжности | Показывает за сколько в среднем погашается дебиторская задолжность | Ср.стоимость дебиторской задолжности * t / выручка |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолжности | Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организациями | Выручка / ср. стоимость кредиторской задолжности |
Срок погашения кредиторской задолжности | Показывает средний срок возврата долгов | Ср.стоимость кредиторской задолжности * t / выручка |