Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эф­фективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, ма­шин, механизмов и как следствие — объем производства продук­ции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических по­казателей.

Основные задачи анализа:

ü изучение обеспеченности предприятия и его структурных под­разделений персоналом по количественным и качественным параметрам;

ü оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности ис­пользования персонала на предприятии;

ü выявление резервов более полного и эффективного использо­вания персонала предприятия.

Источники информации— план по труду, статистическая отчет­ность по труду, данные табельного учета и отдела кадров.

Цель анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени.

2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Темпы роста объема производства и реализации продукции, по­вышение ее качества непосредственно влияют на величину издер­жек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

ü оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

ü определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

ü выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

ü разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражать­ся в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоста­вимых, плановых и текущих ценах. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, за­висит, и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производ­ственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продук­ции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, приме­няются для обобщенной характеристики объемов производства

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста

Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции опре­деляются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:

ТВП = Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных - student2.ru

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по методи­ке (строится таблица, в ней отображается объём производства и реализация продукции за базисный и отчётный год, а также их изменение)

Далее проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организа­ций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, ко­оперированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции необ­ходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определя­ется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребо­ванности продукции, необходимо изучить факторы ее возникнове­ния с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции в результате низкого качества сырья, обо­рудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально- экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно про­анализировать обеспеченность производства продукции контрак­тами или заявками на поставку, динамику остатков готовой про­дукции по каждому виду, их долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Важным обобщающим показателем, используемым для харак­теристики скорости реализации продукции, является продолжи­тельность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета дан­ного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свиде­тельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребован­ной продукции.

Задача №18

Показатель Значение показателя
t0 t1
Объем реализации продукции, тыс. шт
Цена единицы продукции, тыс.руб. 3,1 3,7
Себестоимость изделия, тыс.руб. 2,6 3,1
В том числе переменные затраты 1,85 2,0
Сумма постоянных расходов, тыс.руб.

П0=VРП0•(Цi0-Сi0)=10000•(3,1-2,6)=5000

Пусл1= VРП1•(Цi0-Сi0)=5670•(3,1-2,6)=2835

Пусл2= VРП1•(Цi1-Сi0)=5670•(3,7-2,6)=6237

П1= VРП1•(Цi1-Сi1)=5670•(3,7-3,1)=3402

Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных - student2.ru Побщ=П1-П0=3402-5000=-1598

Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных - student2.ru Пvрп= Пусл1-П0=2835-5000=-2165

Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных - student2.ru Пц=Пусл2-Пусл1=6237-2835=+3402

Задачи анализа использования трудовых ресурсов и источники данных - student2.ru Пс=П1-Пусл2=3402-6237=-2835

Билет №18

1. Показатели деловой активности и методика их расчета.

Для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:

· Общие показатели оборачиваемости активов.

· Показатели управления активами.

Наименование показателя Экономический смысл показателя Формула для расчета
Общие показатели оборачиваемости активов
Коэффициент общей оборачиваемости капитала Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала организации. Выручка от реализации / ср.год.стоимость активов
Коэффициент оборачиваемости мобильных (оборотных) средств Показывает скорость оборота всех оборотных средств организации (как материальных, так и денежных). Выручка от реализации/ ср.год. стоимость оборот. активов
Коэффициент отдачи нематериальных активов Показывает эффективность использования нематер. активов Выручка от реализации / ср.стоимость н.м.а
Коэффициент фондоотдачи Показывает эффективность использования основных средств Выручка от реализации / ср. стоимость основных средств
Коэффициент отдачи собственного капитала Показывает скорость оборота собственного капитала, т.е. сколько тыс.руб. выручки приходится на 1000 руб. вложен- ного собственного капитала Выручка / ср.стоимость собственного капитала
Показатели управления активами
Коэффициент оборачиваемости материальных средств (запас) Показывает за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде Ср. Стоимость запасов * t / выручка от продаж
Коэффициент оборачиваемости денежных средств Показывает срок оборота денежных средств Ср. стоимость ден.средств * t / выручку
Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах Показывает количество оборот. средств в дебиторской задолжности Выручка / ср. стоимость дебиторской задолжности
Срок погашения дебиторской задолжности Показывает за сколько в среднем погашается дебиторская задолжность Ср.стоимость дебиторской задолжности * t / выручка
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолжности Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организациями Выручка / ср. стоимость кредиторской задолжности
Срок погашения кредиторской задолжности Показывает средний срок возврата долгов Ср.стоимость кредиторской задолжности * t / выручка

Наши рекомендации