Основные подходы к определению субъектов доказывания
Доказательство, как основное средство обвинения в уголовном процессе, занимает одно из центральных мест в практическом ее применении. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном уголовно-процессуальным законодательством, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Наиболее остро в теоретическом аспекте стоит проблема в процессе доказывания, а именно в субъекте.
Собирание доказательств - это осуществляемая с соблюдением форм и способов, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, деятельность субъектов доказывания по обнаружению источника сведений, необходимых для установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК, извлечению и закреплению необходимой информации. Проверку доказательств правомочны выполнять только должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу: дознаватель, следователь, прокурор и суд (судья). Иным указанным в ст. 86 УПК участникам уголовного процесса таких полномочий законом не предоставлено. Оценка доказательств - это мыслительная, логическая деятельность дознавателя, следователя, прокурора и суда по определению относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства и их достаточности для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания, и принятия процессуального решения по уголовному делу.
В законодательстве достаточно полно регламентирован вопрос оценки доказательств, но ничего не указывается об оценке аргументации профессиональных субъектов доказывания. Однако именно спор профессиональных субъектов доказывания наиболее приближает правоприменителя к истине. Особое значение в доказывании играет принятая субъектом на себя роль, наделенная определенными процессуальными правами. Своим ролевым поведением субъект в состоянии либо расширить действие предоставленных его статусу прав, либо их сузить, либо выполнять обязанности, либо пренебречь ими.
С субъективной стороны доказывание характеризуется внутренним отношением субъекта доказывания к спорным юридически значимым (не установленным государством) фактам, их доказательствам, а возможно и юридической квалификации.
Правовая позиция субъекта доказывания - это сформировавшееся систематизированное отношение субъекта доказывания (доводы), основанное на интересе: к доказательствам, (доказательственным фактам) и средствам доказывания, и излагаемое процессуально, в обоснование выдвинутой (доказываемой) версии, нуждающееся в правовом закреплении правоприменительным актом, уполномоченного государственного органа. Признаки правовой позиции субъекта доказывания:
- интерес в отстаивании существования правоотношения в том виде, который представляется верным субъекту (субъектам) доказывания;
- познание признаков доказывания противоположного субъекта (его правовой позиции) и оценка собственного доказывания субъектом.
- выдвинутый к доказыванию субъектом тезис (тезисы), толкование юридических фактов предмета доказывания и доводы в их обоснование (аргументация) образуют версию данного субъекта доказывания. Версия (версии) субъекта доказывания, предопределена выдвинутым и доказываемым субъектом тезисом (тезисами);
- доказательственная основа.
Поскольку различные субъекты доказывания могут исходить из различных предположений о фактах прошлого, т.е. отстаиваемые ими версии могут не совпадать, то и решение вопроса об относимости доказательства может быть прямо противоположным. Другими словами, решение вопроса об относимости доказательств опирается, с одной стороны, на обобщенные законодательные характеристики обстоятельств, подлежащих установлению, а с другой - на субъективные представления лица (органа), в чьем производстве находится уголовное дело, о логической связи сведений, составляющих содержание доказательства, с указанными обстоятельствами.
Любая практическая деятельность человека, связанная с познанием чего-либо ему не известного, как правило, идет от предположений (правдоподобных умозаключений) к убеждению в существовании (несуществовании) каких-либо фактов объективной действительности. Не вызывает сомнения и то, что субъект доказывания при принятии решения о соответствии своего вывода реальным фактам использует весь свой личный опыт, знания, профессиональные знания, навыки и т.п. Вместе с тем на его вывод влияют и усвоенные им (сознательно или подсознательно) система ценностей, стереотипы, предрассудки и т.п. Вывод о познании ранее не известных фактов принимается и формулируется тогда, когда у субъекта познания возникает уверенность, что на основе полученных им сведений можно действовать только определенным образом, принимать только такое, а не иное решение.
Для определения субъектов доказывания необходимо наличие одного из двух критериев: ответственности за осуществление доказывания либо права на отстаивание определенного правового интереса. Признаком субъекта доказывания может считаться и достаточно длительное участие в доказывании, определяемое пределами хотя бы одной стадии уголовного процесса. И.Л. Петрухин относит к субъектам доказывания органы предварительного расследования, прокурора и суд, с одной стороны, а также государственного обвинителя, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника и представителей, - с другой.
Субъекты доказывания - это участники уголовного судопроизводства, осуществляющие доказательственную деятельность или отдельные ее элементы (представление, собирание, проверку и оценку доказательств) с целью установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Наиболее широко трактует вопрос о субъектах доказывания в уголовном судопроизводстве Ю.К. Орлов. По его мнению, под субъектами доказывания следует понимать «любые органы и лица, которые принимают какое-то участие в доказательственной деятельности и обладают определенными правами и обязанностями». Помимо публичных субъектов и участников процесса, имеющих по делу собственный или представляемый интерес, к этой категории он относит лиц, являющихся источниками доказательственной информации (свидетели, эксперты и специалисты), и лиц, выполняющих технические или вспомогательные функции (переводчик, секретарь судебного заседания, понятые и иные участники следственных действии).
Состязательное уголовное судопроизводство возможно лишь в таких социальных условиях, когда государство способно самоограничиваться в этой сфере своей деятельности, создавая реальные предпосылки для правильного разрешения уголовного дела по существу. Что касается публичных представителей стороны обвинения (прокурора, следователя, дознавателя), «их пристрастность формируется не в связи с обыденной жизнедеятельностью; она полностью сформирована в процессе осуществления служебных процессуальных полномочий, посредством которых создается правовая основа для последующего судебного разбирательства. Именно поэтому недопустим их произвольный перевод из числа публичных участников уголовного процесса в категорию его частных субъектов».
Так, С.В. Некрасов полагает, что прокурор, следователь, дознаватель «нужны для дачи показаний в качестве свидетелей тогда, когда без их допроса нельзя обойтись, поскольку иногда становятся даже очевидцами преступных проявлений и иных действий (бездействия), имеющих существенное значение. Если исходить из того, что субъекты доказывания не должны быть свидетелями, то окажется подлежащим исключению из числа лиц, способных дать соответственно показания, весь круг участников процесса доказывания».
Таким образом, многие авторы правовыми основаниями признания конкретного участника уголовного судопроизводства субъектом доказывания считают следующие:
. Включение его в состав стороны уголовного процесса;
. Участие в осуществлении одной из процессуальных функций;
. Наличие у него права или обязанности участвовать в доказывании на всех его этапах;
. Обладание иммунитетом свидетеля и привилегией от самоизобличения.
Простого определения субъектов доказывания как участников процесса, осуществляющих процессуальные функции не достаточно, т.к. оно не отражает сущности самого понятия. Такое определение должно содержать указание, прежде всего, на характер деятельности соответствующих лиц в производстве по уголовному делу (т.е. участие их в доказательственной деятельности). В этой связи достаточно удачным представляется определение, которое даёт Ф.Н. Фаткуллин: «Субъектами процессуального доказывания должны признаваться лица, которые уполномочены в установленном законом порядке высказывать своё мнение (версии, утверждения) об искомых фактах, собирать или представлять доказательства и их источники, самостоятельно участвовать в их проверке и оценке, а так же официально обосновывать свои выводы по делу». Ф.Н. Фаткуллиным, термин «доказывание» понимается в наиболее широком смысле слова - не только как собирание, проверка и оценка доказательств, но и как представление предметов и документов для приобщения их в качестве доказательств к материалам уголовного дела, формулирование версий об искомых фактах, обоснование выводов по делу и др. Тем не менее, представляется, что понятие субъектов уголовно-процессуального доказывания не должно быть размытым, нечетким по содержанию, иначе на его основе невозможно будет определить исчерпывающим образом перечень субъектов доказывания либо он будет необоснованно расширен. С другой стороны, такое определение не должно ограничивать круг субъектов доказывания лишь органами государственной власти и должностными лицами, и, тем более, исключать из этого перечня суд.
Отсюда определение понятия субъектов доказывания помимо указания на характер деятельности этих субъектов (доказывание или отдельные его элементы) должно содержать и ссылку на цели участия этих лиц в уголовном судопроизводстве (установление обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела). Очевидно, что такую цель преследуют лишь участники уголовного судопроизводства, выполняющие основные процессуальные функции. Так, по мнению О.В. Левченко, «субъект доказывания - это уполномоченный законом участник уголовного процесса, который в установленных пределах осуществляет собирание, проверку и оценку доказательств».
Проанализировав вышеприведенные определения, возникает необходимость сформулировать собственное определение субъектов доказывания. Для успешного решения такой задачи следует исходить из положений законодательства. Согласно статье 85 Уголовно-процессуального кодекса РФ, доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Собирание, проверка и оценка доказательств являются элементами (или стадиями) процесса доказывания.
Собирание осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим УПК. Подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Защитник также вправе собирать доказательства путем. Субъектами проверки доказательств являются дознаватель, следователь, прокурор и суд. Согласно статье 17 УПК РФ, судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель являются субъектами оценки доказательств и оценивают их по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
Следует согласиться с мнением А.В. Кудрявцевой о том, что «субъектами доказывания следует считать только таких участников уголовного процесса, в деятельности которых содержатся все элементы (этапы) и стороны процесса доказывания, а именно дознавателя, следователя, прокурора и суд». Таким образом, все три элемента процесса доказывания сочетают в своей деятельности следующие субъекты: дознаватель, следователь, прокурор и суд. Поэтому в настоящей работе именно они будут именоваться полноценными субъектами доказывания (хотя стоит исходить из того, что эти лица и органы не являются исключительными субъектами доказывания). Следовательно, субъектами доказывания являются должностные лица и государственные органы, в чьи обязанности входит собирание, проверка и оценка доказательств при производстве дознания, следствия или судебного разбирательства.