Основные подходы к определению государства.

В истории политико-правовой мысли существуют различные определения государства как сложного социального института. Термин «государство» может использоваться как в широком, так и узком смысле. Кроме того, государство в политико-правовом смысле может исследоваться в трех аспектах:

1. С точки зрения эволюции государства и его роли в современной международной ситуации. Государство понимается как совокупность трех признаков: территория, власть, население.

2. С точки зрения взаимоотношения государства и личности. Государство понимается как публично властная ассоциация. Государство вступает в правоотношения с личностью, предполагающие субъективные права и обязанности. Так, у человека есть обязанность выполнять волю государства, подчиняться государственной власти и право претендовать на защиту основных естественных прав и свобод. У государства существует обязанность предоставлять защиту личности и требовать выполнение обязанностей, предусмотренных в праве.

3. Государство понимается как аппарат государственной власти – сложная система властных органов и должностных лиц. В этой системе существует тесная взаимосвязь и единство (на основе системообразующих признаков), а также дифференциация (на основе координации и субординации).

Кельзен предложил рассмотрение государства в нескольких смыслах:

1. С чисто юридических позиций: государство как юридическое явление, юридическое лицо или своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается наличием правопорядка, установленного в масштабе нации или страны.

2. Государство как социальное явление. Это социальная общность, существующая независимо от правовой реальности. Власть в государстве распределяется по различным органам, существует не одна командная система, а несколько.

Государственная власть как вид социальной власти.

Любая власть как социальное явление имеет характерные черты, признаки:

1. Волевой характер властных отношений. Субъекты таких отношений наделены сознанием и волей. Власть – это возможность осуществлять собственную волю, даже вопреки желанию противоположной стороны. Отношение власти ассиметрично. Они предполагают доминирование властвующей стороны, которое либо воспринимается добровольно, либо навязывается насильственно.

Власть может быть индивидуальной (осуществляться в частных интересах) и корпоративной, публичной. Индивидуальная власть существует на основе личной зависимости подвластных, не распространяется на общество или его социальные группы, не осуществляется от именно народа и не претендует на всеобщность. Корпоративная власть складывается в определенных общественных организациях, и освободиться от нее можно, покинув данный коллектив. Особым коллективом является государственно организованное общество, которому присуща политическая власть (публичная).

Признаки публичной (политической) власти:

1. Она осуществляется людьми, профессионально занимающимися управлением, выполняющие полномочия власти.

2. Этот слой общества осуществляет властные полномочия по отношению ко всем остальным членам общества.

3. Властные полномочия реализуются на основе организованного принуждения.

4. Аппарат политической власти предназначен для того, чтобы действовать во всеобщих интересах.

Государственная власть и ее признаки:

1. Она выступает как официальный представитель общества, уполномочена действовать от имени всего общества и применять легализованное и легитимное принуждение. Легализованное – юридически провозглашенное, закрепленное. Легитимное – соответствующее представлениям о справедливости, правильности, обоснованности.

2. Обладает верховенством по отношению к другим властям, существующим в государстве.

3. Формализована, ее организация и деятельность осуществляется на основе действующего законодательства.

4. Для реализации государственной власти создается и действует государственный аппарат.

Признаки государства.

Территория. Первобытные общества, предшествовавшие государству, основывались или на кровной родственной связи его членов, или на сожительстве их на одной территории, или на этих двух признаках вместе. Чисто родовые формы были возможны только в условиях кочевого быта. Осевший род образует задругу, в которой кровный отношения еще доминируют. Задруга составляет общины. Практически все первобытные общины еще объединены по родовому признаку, но принятие чужеродцев уже упрощается и происходит через обычное вселение. Власть родоначальника сменяется на выборную и распространяется на всю территорию проживания. С течением времени кровнородственные связи теряют значение, и находящиеся на территории определенного государства люди признаются как граждане (в республике), или как подданные (в монархии), или лица без гражданства, или с двойным гражданством, или иностранцы. Территория государства – это материальная база и естественное условие существования, функционирования любого государства. Внутри государства происходит его административно – территориальное деление.

Власть. Государство характеризуется наличием аппарата власти и управления, состоящего из лиц, на профессиональной основе выполняющих свои полномочия. Занятие должности происходит путем назначения, избрания, наследования, замещения. Существует аппарат принуждения.

Население. Население как признак государства – это определенный человеческий коллектив, составляющий нацию. Без государства нация существовать не может. Может существовать только протонация, которая является этнической, языковой или культурной общностью, проживающей на определенной территории. Нация – это народонаселение, оформленное институтом гражданства, организованного на началах полного или частичного политического равноправия, культурного сплочения. Национальный элемент государства в значительной степени зависит от реализации права на политическое самоопределение. Такое право нации на самоопределение может быть внутренним и внешним. Любая реализация права на самоопределение не должна нарушать право других субъектов на политическое самоопределение, а также не нарушать суверенитета государства.

Суверенитет. В литературе понятие суверенитета сводится к независимости государства при осуществлении внутренней и внешней политики. На основе этого выделяется два вида суверенитета: внутренний и внешний. Внутренний суверенитет предполагает способность государства самостоятельно устанавливать единый правопорядок, издавать общеобязательные правила поведения. Внешний суверенитет – это независимость государства на международной арене. В мировой практике встречаются характеристики ограниченного суверенитета (принудительного или добровольного) и формального суверенитета. Формальным суверенитет признается, если он юридически и политически провозглашен, а фактически под влиянием других государств не осуществляется. При частичном ограничении суверенитета государство может добровольно, по взаимной договоренности передать часть своих полномочий. На самом деле суверенитет един и неделим. Государство не может быть независимым во внутренних делах и не суверенным на международной арене, и наоборот. Действительный суверенитет государства существует тогда, когда у него есть монополия принятия политических решений, как на своей территории, так и за ее пределами. Возможность самостоятельно действовать государству, когда не действует право, и возможность в исключительных ситуациях освобождать себя от принятых обязательств во внешней политике.

17.02. Суверенитет. С этой точки зрения государство – это территориальная политическая организация, у которой формально суверенитет признан, а фактически он регулярно подтверждается. Суверенитет: dejure; defacto; adhoc (разовый). Формальный суверенитет нуждается в провозглашении и внешнем признании. Фактический суверенитет должен быть подтвержден внутри государства и признаваться на международном уровне. А также он должен постоянно подтверждаться (получать поддержку действующих властей со стороны населения, эффективно управлять территорией, защищать свои границы и быт равноправным партнером во внешней политике).17.02.

24.02. Суверенитет един и неделим.24.02.

Наши рекомендации