Управление рисками в предпринимательстве
Управление риском — это процесс подготовки и реализации мероприятий, цель которых: снизить опасность ошибочного решения и уменьшить возможные отрицательные последствия нежелательного развития событий в ходе воплощения принятых решений.
Основной задачей управления риском является правильная оценка возможного риска, выявление факторов, усиливающих его, и возможных последствий деятельности в рискованной ситуации, разработка мер, не допускающих, предотвращающих или уменьшающих риск.
Процесс управления риском — это реализация решений в условиях оптимального (с точки зрения прибыли) использования рисков. Одно из направлений работ по управлению риском — это минимизация рисков.
Группы методы минимизации рисков:
1) устранение;
2) компенсация;
3) диверсификация;
4) страхование.
Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственным риском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
Финансовый риск — это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с ценными бумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды.
Коммуникации в менеджменте
Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими организациями - исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д. Не менее важным для осуществления функций управления является обмен информацией внутри организации. Поэтому руководители основную часть своего времени тратят на коммуникации.
Средства коммуникации включают технические средства связи (телефон, телефакс, телекс, почту, электронную почту), а также служебные записки, отчеты, справочные и рекламные материалы.
Процесс принятия решения
В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает.
Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, - спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.
1. Постановка проблемы. Обнаружение проблемы - это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить.
3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано).
5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей и управляемой системами.
Командный менеджмент
Командный менеджмент – это направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов (Институт Тренинга, 2006).
Теория и практика командного менеджмента предполагает участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, повышающую индивидуальную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.
В качестве одного из признаков команды можно выделить отсутствие должностных полномочий. Каждый в коллективе несет ответственность за полученный результат, проявляет себя и максимально раскрывает свой потенциал, но цель стоит перед всеми единая. если участники коллектива неправильно мотивированы, не до конца осознают истинное предназначение или имеют личную неприязнь к одному из участников, такой группе никогда не стать командой. Главное создать благотворный климат, и привить каждому чувство нужности. В мире есть примеры мобильных команд, где работают люди, никогда не видевшие друг друга в действительности, однако, они уверены, что всегда могут рассчитывать друг на друга. На начальном этапе провести ряд психологических тренингов, чтобы члены коллектива узнали больше друг о друге, выяснили сильные и слабые стороны каждого, сплотились и сработались. В последующем, команда которая сработалась, станет одним целым. Создавая команду, следует обязательно выполнять два следующих условия, которые обеспечат ее функционирование:
-правильно мотивируйте коллектив и поставьте вдохновляющую внешнюю по отношению к самой команде цель;
-проводите специальную работу по установлению процедур взаимодействия членов команды в процессе деятельности, направленной на достижение этой цели.