Вопрос 1. Понятие и сущность цены.1

1. Понятие цены. Рыночная цена. Цена спроса и предложения, равновесная цена

2. Теория цены А. Маршалла

1. Цена - это количество денег, которое покупатель готов заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена является рыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей.

Рыночная цена – это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческим соображениями.2 При этом под коммерческими соображениями понимается возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем.

В основе цены лежат два объективных экономических закона:

ü «Цена – денежное выражение стоимости (ценности)», т.е. закон, выражающий динамику снижения затрат;

ü «Закон роста потребительной стоимости», выражающий изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности.

Действуя одновременно, эти законы создают базу цены. Однако на формирование цены влияют и другие экономические законы: закон спроса и предложения, закон денежного обращения (инфляция), типы рынка и др.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части:

ü цены, их виды, структуру, величину, динамику изменения;

ü ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен, изменения действующих.

Обычно рассматривают два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный).

При рыночном подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара (работ, услуг).

При производственном (затратном) подходе в основе установления цены лежат производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара (работ, услуг).

В рамках рыночного подхода цену можно определить как форму выражения ценности благ, появляющуюся в процессе обмена. В рамках производственного подхода цена – это денежное выражение стоимости товара.

Таким образом, связь между стоимостью и ценой появляется при затратном подходе, который предполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат, необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т.е. издержек производства или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величины прибыли. Сумма издержек производства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляет собой искомую цену.

Итак, цена определяется как определенное денежных единиц, получаемое за единицу товара, работы, услуги. Она определяет меру полезности единицы товара, работы, услуги для потребителя.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения может либо повышаться либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

2. А. Маршалл изначально предполагал, что на рынке представлен нормальный спрос и нормальное предложение. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время существует лишь одна цена. Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода, за это время не меняется мода или вкусы, никакой новый заменитель не влияет на спрос, никакое новое изобретение не воздействует на предложение.

Нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения.

Нормальная цена предложения как для продолжительных, так и для коротких периодов определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, т.е. представляет средние затраты.

Совокупные затраты на производство могут быть получены либо путем умножения предельных затрат на число единиц товара, либо путем сложения всех фактических затрат производства его отдельных частей и добавления всех рент, полученных за счет дифференциальных преимуществ производства.

Нижней границей цены товара являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить предельные издержки.

В конечном счете цена зависит не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала и, следовательно, цены определяются общим уровнем спроса и предложения.

А. Маршалл рассматривал формирование рыночной цены в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспосабливать переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспосабливать к изменившейся цене все факторы производства.

Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования.

Продолжительный период должен иметь достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства этих факторов производства и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данном фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, а его снижение – к падению цены.

В условиях краткосрочного равновесия может вдруг измениться спрос. Объем выпуска увеличивается за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может и продолжать работать.

Различия между предложением в долгосрочном и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль. Такие процессы происходят в условиях роста цен, или когда цена обеспечивает сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и всякая фирма не будет иметь нормальную прибыль. Цена может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.

Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. В связи с этим можно выделить три возможных варианта изменения рыночной цены. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия. Во втором рыночная цена неопределенно варьируется вокруг цены равновесия в известных пределах. В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, т.к. вариация постоянно уменьшается. В длительном периоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения или сокращения объемов производства. Чем продолжительнее период времени, тем более полно предложение сможет приспособиться к изменению спроса. Таким путем происходит образование нормальной цены продолжительного периода. Нормальная цена – это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение.

Наши рекомендации