Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов
Главной статьей бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти. Основоположник английской классической политической экономии А. Смит ,стоявший у истоков разработки теории налогообложения, утверждал, что налоги для тех, кто их выплачивает,- признак не рабства, а свободы.
Налог — это средства, принудительно изымаемые государством или местными властями у физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, он имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Еще одна характерная черта налога — он может взиматься только на установленных законодательством основаниях. Налоги — это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу, т.е это безэквивалентныйплатеж.
Реализация практического значения налогов проявляется через их функции.
Фискальная функция налогов предполагает формирование финансовых ресурсов государства и его административных единиц. Она призвана способствовать созданию материальных основ функционирования государства. Отсюда следует важный вывод: уровень налогов в стране обусловлен масштабами государственных расходов.
Регулирующая функция налогов заключается в избирательном изменении налоговых ставок, позволяющем целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, инфляцию, занятость и т.п.
Она предопределяет существование стимулирующей функции налогов — создание предпосылок для повышения деловой активности, поощрения некоторых видов предпринимательской деятельности.
Распределительная функция налогов призвана перераспределять доходы между государственными и местными бюджетами, распределять налоговое бремя между субъектами хозяйствования и социальными группами.
Посредством реализации контрольно-учетной функции налогов отслеживаются направления и объемы движения финансовых потоков. Правильное сочетание функций налогов создает предпосылки для развития национального производства и установления социального мира в государстве.
Элементами налогов являются: субъект налогообложения (физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог), носитель налога (в случае с косвенными налогами фактически уплачивает налог потребитель), объект налогообложения (доход, имущество, подлежащие налогообложению), источник налога (средства, из которых уплачивается налог), единица налогобложения (единица измерения объекта— рубли, тонны, гектары), налоговая ставка, (величина налога с единицы измерения объекта), налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая с одного объекта).
На практике используется несколько подходов к классификации налогов. Рассмотрим важнейшие из них.
I. По принципу построения выделяют:
- пропорциональные налоги, к которым относят, например, налоги на имущество предприятий и физических лиц;
- регрессивные налоги, составляющие большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Они используются для стимулирования роста объема крупных покупок. Например, по мере роста расходов на покупку определенных товаров снижаются акцизные сборы;
- прогрессивные налоги, при которых обладатели больших доходов уплачивают большие налоги как в абсолютном, так и в относительном выражении.
II. По объектам налогообложения налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества юридических и физических лиц. Их объектом выступают доходы — заработная плата, прибыль, процент, или стоимость имущества налогоплательщика — земля, дача, машина. Достоинством прямых налогов является то, что их трудно переложить на плечи других лиц.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги и включаются в издержки производства, что способствует повышению цен на товары и услуги. Косвенные налоги могут перекладываться в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на конкретный товар, на конечного потребителя. Однако у данного вида налогов есть неоспоримое преимущество — взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом.
Основные косвенные налоги выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины.
Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы товара. Ими облагаются товары массового производства: спиртные напитки, табак, соль, сахар, телефонные переговоры, и др.
Фискальные монопольные налоги пополняют казну за счет обложения товаров массового спроса, производство которых монополизировано государством. Это могут быть золотые украшения, меховые изделия или другие товары.
Таможенные пошлины — косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары. Они уплачиваются всеми субъектами, осуществляющими внешнеторговые операции.
III. По сфере распространения выделяют общегосударственные и местные налоги. Как правило, к первым относят те из них, которые связаны со стабилизационной макроэкономической политикой или с распределением ресурсов. Местные налоги поступают в распоряжение региональных органов власти.
Налоговая система— это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их формирования и налогового контроля.
Налоговая система строится на определенных принципах, которые могут быть сформулированы следующим образом:
1) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом доходов возможностей налогоплательщика;
2) налогообложение доходов должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером практического осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации;
3) обязательность уплаты налогов — налоговая система должна применять механизм изъятия, обеспечивающий неизбежность платежа;
4) система уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги;
5) налоговая система должна быть гибкой, легко адаптируемой к меняющимся условиям;
6)налоговая система должна быть эффективным инструментом государственной экономической политики.