Сущность налоговой системы, принципы ее построения, виды налогов и источники их уплаты

Основным источником существования государства и выполнения им своих функций являются налоги.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и налоговых плате­жей представляет собой налоговую систему. Совокупность же форм и методов изъятия части доходов юридических и физических лиц в доход бюджета представляет собой систему налогообложения.

Налоговая система должна включать достаточно широкий круг нало­гов разного направления, ибо за счет одного налога практически невоз­можно создать финансовую базу государства, которая бы обеспечивала его функционирование. С другой же стороны, налогоплательщиков интересует не столько количество налогов, которые они уплачивают, сколько их сум­ма и доля в получаемом доходе.

Изначальной основой построения налоговой системы является объем расходов бюджета. Виды налогов и их объем в государстве устанавлива­ются с целью покрытия его расходов.

Основным исходным принципом построения налоговой системы яв­ляется установление оптимального соотношения между величиной дохода, изымаемого государством у хозяйствующих субъектов через различные налоги и платежи в бюджет, и его частью, остающейся у них, что должно обеспечить как формирование бюджета в необходимом объеме, так и раз­витие самих предприятий

Основными принципами построения налоговой системы должны быть: однократность обложения одного и того же объекта; сумма уплачен­ного налога должна быть равной стоимости полученных от государства благ и услуг; каждый налог должен иметь целевое назначение, т.е. быть направлен на покрытие конкретного вида расходов государства, а не для покрытия дефицита бюджета; условия налогообложения должны быть простыми и понятными налогоплательщику; взыскание налога должно производиться в удобное для плательщика время и понятным для него ме­тодом; отчетность правительства об использовании налогов.

Основные критерии системы налогообложения ее экономическая эф­фективность и социальная справедливость. В этой связи налоги должны обеспечивать, с одной стороны, устойчивую и в нужном объеме финансо­вую базу государства, а с другой, - оставлять хозяйствующим субъектам столько средств, чтобы их хватало на собственное развитие и на повыше­ние материальной заинтересованности работников в результатах работы.

Существующая в Украине система налогообложения еще сложна, труднодоступна и во многом непонятна налогоплательщикам. Это касает-




ся, прежде всего, исчисления налога на прибыль. Принятый на этот счет закон размыт, не конкретен, сложен, изложенный в нем порядок исчисле­ния налогооблагаемой прибыли идет вразрез с существующей практикой исчисления прибыли в бухгалтерском учете и т.д.

Виды налогов, их плательщики, объект налогообложения, ставки, по­рядок исчисления и уплаты устанавливаются государством и местными органами власти. В настоящее время в Украине существует большое коли­чество налогов и налоговых платежей, а с учетом различных сборов и обя­зательных платежей их более двух десятков.

Существующая система налогов и налоговых платежей имеет свою классификацию, в основу которой положены следующие признаки: форма налогообложения; экономическое содержание объекта налогообложения; уровень государственных структур, которые устанавливают налоги; на­правление использования налогов.

В зависимости от формы налогообложения все налоги подразделяют­ся на прямые и косвенные(непрямые).

Прямые налоги - это налоги, устанавливаемые на доходы и имуще­ство непосредственно налогоплательщикам и уплачиваемые ими же из своих поступлений денежных средств. К ним относятся налог на прибыль, налог на транспортные средства, налог на землю, подоходный налог с до­ходов граждан и др.

Косвенные (непрямые) налоги - это налоги, устанавливаемые на то­вары и услуги и оплачиваемые покупателем в их ценах или тарифах, а уп­лачиваемые вбюджет продавцами товаров и услуг. В данном случае поку­патель уплачивает эти налоги продавцу в ценах на покупаемые у него то­вары и услуги, а продавец потом перечисляет их государству. К косвен­ным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на: налоги на доходы; налоги на потребление; налоги на имущество.

Налоги на доходы - это налоги, взимаемые по установленным став­кам с доходов физических и юридических лиц. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с доходов граждан.

Налоги на потребление- это налоги, взимаемые с покупателей в це­нах на продаваемые им товары и услуги. К этим налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы.

Налог на имущество - это налог, устанавливаемый на конкретное имущество юридических и физических лиц. Например, налог на транс­портные средства и другие самоходные машины и механизмы.

В зависимости от уровня государственных структур, которые уста­навливают налоги, они подразделяются на общегосударственные и мест­ные.

Общегосударственные налоги - это налоги, устанавливаемые Вер­ховной Радой Украины и удерживаемые на всей территории страны. К этим налогам относятся: налог на добавленную стоимость; налог на при­быль; налог на землю; налог на транспортные средства и другие самоход­ные машины и механизмы; налог на промысел; подоходный налог с дохо­дов граждан и др.

Местные налоги — это налоги, устанавливаемые местными органами власти и обязательные к уплате только на данной территории. К местным налогам относятся: коммунальный налог; налог с рекламы, а также ряд сборов: гостиничный сбор; рыночный сбор; сбор за выдачу ордера на квартиру и др.

В зависимости от направления в использовании налоги подразделя­ются на общие и целевые (специальные).

Общие налоги - это налоги, не имеющие целевого назначения и рас­ходуемые государством на общегосударственные мероприятия (содержа­ние органов управления, оборону страны и др.). К ним можно отнести на­лог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с граждан, акцизный сбор и др.

Целевые (специальные) налоги - это налоги, устанавливаемые для финансирования специальных мероприятий. Так, налог (плата) за землю используется на финансирование мероприятий по рациональному исполь­зованию и охране земель, повышению плодородия их почв, ведению госу­дарственного земельного кадастра, землеустройству и т.д.

Каждый вид налога должен иметь соответствующий источник его уп­латы.

Источники уплаты налогов и налоговых платежей - это доход их плательщиков, с которого уплачиваются соответствующие налоги и пла­тежи, т.е. это то, с чего уплачиваются налоги. Источник может быть непо­средственно связан с объектом налогообложения (например, когда облага­ется сам доход - прибыль, то объект обложения и источник совпадают), а может и не иметь отношения к объекту налогообложения (например, налог на транспортные средства исчисляется с объемов цилиндра двигателя ав­томобиля, а уплачивается из дохода).

В настоящее время выделяются четыре вида доходов, являющихся источниками уплаты различных налогов и платежей: рента; процент; зара­ботная плата; предпринимательский доход.

Рента - это доход хозяйствующих субъектов, получение которого обусловлено факторами, не зависящими от их деятельности. Источники

образования ренты различны. Например, в добывающих отраслях она об­разуется на предприятиях, находящихся в более благоприятных условиях производства (меньшая глубина залегания и большая мощность пласта, более близкое расположение потребителей и т.д.), позволяющих добывать более дешевую продукцию по сравнению с аналогичными предприятиями, находящимися в сравнительно более худших условиях.

Получаемая рента как доход хозяйствующего субъекта вносится им в бюджет в виде соответствующего платежа.

Процент - это доход на вложенный капитал или инвестированные ресурсы (средства производства и др.). Этот доход могут получать как юридические, так и физические лица. Следовательно, он может быть ис­точником уплаты как прямых, так и косвенных налогов.

Заработная плата - доход, выплачиваемый работникам за исполь­зование их труда (рабочей силы). Этот доход может быть источником уп­латы как прямых (подоходного налога), так и косвенных (НДС, акциза) налогов.

Предпринимательский доход - это доход, полученный в результате предпринимательской деятельности. Он является источником уплаты пря­мых налогов предпринимателей - налога на прибыль, налога на землю, налога на транспортные средства и др.

Рассматривая источники платежей относительно доходов юридиче­ских и физических лиц и непосредственных плательщиков налогов следует отметить, что если источником уплаты отдельных прямых налогов (налога на прибыль) юридических лиц является непосредственно их прибыль, а косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизного сбора...) в конечном счете прибыль (ибо отнесение их на увеличение себестоимости проданной продукции и оказанных услуг уменьшает соответствующую величину прибыли), то уплачиваются они в бюджет непосредственно из выручки. Что же касается физических лиц, то удерживаемые из их доходов (как источника налогов) прямые налоги (подоходный налог) уплачиваются в бюджет из выручки хозяйствующих субъектов. Косвенные же налоги (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор) изымаются у физиче­ских лиц через цены продаваемых им товаров и услуг, а перечисляются в бюджет продавцами товаров и услуг из полученной выручки. Таким обра­зом, если источники уплаты налогов у юридических и физических лиц различные, то уплачиваются они в бюджет хозяйствующими субъектами из выручки.

Непрямые налоги

Непрямые налоги - это налоги, устанавливаемые на товары и услуги в виде надбавок к цене товара или услуг, оплачиваемые покупателями при их покупке, а уплачиваемые в бюджет продавцами этих товаров и услуг.

Непрямые налоги играют важную роль в формировании доходов Гос­бюджета. Поступления от них в доходах Госбюджета составляют более 45%.

Виды непрямых налогов, их плательщики, ставки, порядок исчисле­ния и уплаты в бюджет устанавливаются в законодательном порядке.

В настоящее время в Украине существуют следующие виды непря­мых налогов: налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; таможен­ные сборы и др.

Ниже, в отдельных вопросах, раскрывается сущность важнейших ви­дов непрямых налогов, порядок их исчисления и уплаты в бюджет.

Наши рекомендации