Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж

Факторы и функция План Факт ∆%
1. Объем продаж (ТП), тыс руб. 2. Среднесписочное число рабочих (Ч) 3. Среднее число часов, отработанных рабочим в год (Д) 4. Среднее число часов, отработанных одним рабочим в день (t) 5. Средняя выработка продукции на отработанный человеко-час (В) 2803,8 900 6,9   1,5 3155,2 1000 6,8   1,6   +11,1111 - 3,6545 - 1,4492   + 6,6666

Пример. Воспользовавшись данными табл. 2, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

∆Ч%= фпл)*100% = (1000-900) *100=11,1111%;

Чпл 900

∆Д%= фпл)*100% = (290-301) *100= - 3,6545%;

Дпл 301

∆t%= (tф-tпл)*100% = (6,8-6,9) *100= - 1,4492%;

tпл 6,9

∆В%= фпл)*100% = (1,6-1,5) *100=6,66%;

Впл 1,5

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Влияние численности работающих :

∆ТПч= ТПпл* ∆Ч% = 2803,8 *11,1111 = 311,5 тыс. руб;

100 100

Влияние отработанных человеко-дней

∆ТПд= (ТПпл + ∆ТПч) * ∆Д% = (2803,8+ 311,5) *(-3,6545) = - 113,85 тыс. руб;

100 100

Влияние продолжительности рабочего дня:

∆ТПt= (ТПпл + ∆ТПч+ ∆ТПд) * ∆t% = (2803,8+ 311,5+ (-113,85) *(-1,4492)=- 43,5 тыс. руб;

100 100

Влияние выработка продукции

∆ТПв=(ТПпл +∆ТПч+∆ТПд+∆ТПt)*∆В% =(2803,8+311,5+(-113,85)+(-43,5)*6,66=197,2т. руб;

100 100

∆ТП = 311,5+(-113,85) +(-43,5)+197,2 = 351,4тыс. руб

Как видим результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущих способов. Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого количества факторов (8-10 и более). В отличии от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.

6. Интегральный метод обеспечивает простоту расчетов при анализе лишь 2-х факторных моделей. Результаты подстановки осуществляют независимо от того влияния каких факторов изучается качественных и количественных.

1. Модель вида Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru :

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

7. Балансовый методслужит главным образом для отражений соотношений пропорций 2-х групп взаимосвязанных и уравновешенных показателей; итоги которых должны быть тождественными.

Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени,

платежный баланс) и т.д.

Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Товарно-сырьевой баланс:

Разновидность баланса:

Зн .г + П = Р + ПВ + Зк.г.;

Где:

Зн .г. - запасы на начало года;

П – поступления;

Р – реализация;

ПВ – прочие выбытия;

Зк;г. - запасы на конец года.

8. Эвристические методы АФХД.

Эвристические методы АФХД относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются в тех случаях, когда основным источником получения информации является интуиция ученых и специалистов, работающих в определенных сферах науки и бизнеса. Из них наиболее распространенным является метод экспертных оценок. Сущность этого метода заключается в организованном сборе суждений специалистов по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. Разновидности метода экспертных оценок:

· метод "мозговой атаки" (возникновение идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов);

· метод "мозгового штурма" (когда одна группа экспертов выдвигает идею, а другая ее анализирует);

· метод "дельфин" (предусматривает анонимный опрос специалиста по заранее подготовленным вопросам с последующей обработкой ответов).

Вопросы для самоконтроля


1. Перечислить виды финансово-хозяйственного анализа.

3. Дать краткую характеристику методам экономического анализа.

4. Какие задачи управления решаются посредством экономического анализа?

5. Охарактеризуйте предмет экономического анализа.

6. Какие принципы лежат в основе классификации приемов и способов анализа?

7. Какую роль в экономическом анализе выполняет способ сравнения?

8. Объясните способы построения детерминированных факторных моделей.

9. Опишите алгоритм применения наиболее простых способов детерминированного факторного анализа: способа цепных подстановок, способа разниц.

10. Охарактеризуйте достоинства и опишите алгоритм применения интегрального метода.

11. Приведите примеры задач и факторных моделей, к которым применяется каждый из методов детерминированного факторного анализа.

Пример. Воспользовавшись данными табл. 3, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.

Таблица 3

Исходные данные для факторного анализа

Показатели Условные обозначения Плановые значения (0) Фактические значения (1) Изменение
Абсолютное (+,- ) Относительное (%)
Объем товарной продукции, тыс. руб. ТП +480 116,40
Количество работников, чел Ч +5 125,00
Выработка на одного работающего,тыс. руб. В -10 93,15

Анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки проведем описанным выше способом на основе данных табл.2. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.

Закрепим рассмотренную методику на примере, приведенном в таблице 2.1.

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Прием процентных разниц

1. Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

или

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

2. Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

или

Исходные данные для определения влияния трудовых факторов на объем продаж - student2.ru

Итого - 200 + 72 – 47 = - 176 тыс. ч/г

Как видим результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущих способов. Способ относительных разниц удобно применять в тех случаях, когда требуется рассчитать влияние большого количества факторов (8-10 и более). В отличии от предыдущих способов значительно сокращается количество вычислений.

Наши рекомендации