Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Анализ финансовых результатов

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия представлен в табл. 4.1.

Из табл. 4.1. видно, что прибыль от продаж в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличилась на 286 тыс.руб. Прибыль до налогообложения увеличилась на 329 тыс.руб. и чистая прибыль предприятия в 2013 г. увеличилась на 329 тыс.руб.

Таблица 4.1

Анализ финансовых результатов за 2012-2013 гг.

Показатели 2012 г., тыс.руб. 2013 г., тыс.руб. Абс. изм-е, тыс.руб.
1. Прибыль от продаж
2. Прибыль до налогообложения
3. Чистая прибыль

Следует отметить, что предприятие применяет упрощенную систему налогообложения.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений.

Таблица 4.2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели 2012 г. 2013 г. Абсолютное изменение, тыс. руб. Темп прироста, %
Выручка, тыс.руб. 4,9
Себестоимость, тыс.руб. 5,3
Коммерческие расходы, тыс.руб. - - - -
Управленческие расходы, тыс.руб. - - - -
Прибыль от продаж, тыс.руб.
Индекс изменения цен - 1,06 - -
Объем реализации в сопоставимых ценах, тыс.руб. -231 -1,03

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 23641 тыс.руб., для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (23641/1,06), который составил 22303 тыс.руб. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 98,97% (22303/22534*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции на 1,03%. За счет снижения объема продажи продукции прибыль от продажи снизилась: 7138 * (-0,0103) = -73 тыс.руб.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

· выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 22303 тыс.руб.;

· фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (15396*0,9897) = 15237 тыс.руб.;

· коммерческие расходы базисного периода 0 тыс.руб.;

· управленческие расходы базисного периода 0 тыс.руб.;

· прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (22303–15237–0–0) = 7066 тыс.руб.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 7066 – (7138*0,9897) = 1 тыс.руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 16217 – (15396*0,9897) = 980 тыс.руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Для определения влияния цен реализации продукции на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 23641 - 22303 =

1338 тыс.руб.

Подводя итог, необходимо посчитать общее влияние всех перечисленных факторов:

1. влияние объема продаж -73 тыс.руб.;

2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции

+1 тыс. руб.;

3. влияние себестоимости -980 тыс.руб.;

4. влияние цен реализации +1338 тыс.руб.;

5. общее влияние факторов +286 тыс.руб.

Отрицательное влияние оказал значительный рост себестоимости и снижение объема продаж. Отрицательное воздействие было компенсировано повышением реализационных цен и положительными сдвигами в ассортименте продукции. Следовательно, резервом роста прибыли ООО «Ля Гвардия» является снижение себестоимости и стимулирование объема продаж.

Показатели рентабельности за 2012-2013 год приведены в табл. 4.3.

Из табл.4.3 следует, что общая рентабельность в отчетном периоде в целом немного снизилась с 31,3% в 2012 году до 31,2% в 2013 году.

Рентабельность продукции также несколько снизилась и составила 45,8% в 2013 году.

Рентабельность собственного капитала увеличилась. За отчетный период она увеличилась на 3,5%.

Таблица 4.3

Показатели рентабельности за 2012-2013 гг.

Показатели 2012 год 2013 год Абсолютное отклонение, п.п.
1.Общая рентабельность (рентабельность активов),% 31,3 31,2 -0,1
2.Рентабельность продукции, % 46,7 45,8 -0,6
3. Рентабельность собственного капитала, % 148,6 152,1 3,5

При оценке деловой активности предприятия должно соблюдаться «золотое правило экономики»:

100<Tc<Tвр<Tпр,

где Tc, Tвр, Tпр — соответственно темп роста совокупного капитала, выручки от реализации, прибыли.

Tc = 16217/15396*100=105,3%

Tвр = 23641/22534*100=104,9%

Tпр = 7371/7042*100=104,7%

«Золотое правило экономики» не соблюдается, хотя по всем трем показателям в 2013 г. по сравнению с 2012 г. наблюдается повышение, но увеличение прибыли идет более медленными темпами, чем увеличение выручки от реализации, а темп увеличения себестоимости выше, чем темп увеличения выручки от реализации.

Наши рекомендации