Упражнения для самопроверки. 1. Основателем монополистической конкуренции является:

1. Основателем монополистической конкуренции является:

а) А. Лернер;

б) Э. Чемберлен;

в) П. Самуэльсон;

г) А. Курно.

2. В условиях монополистической конкуренции индекс Лернера:

а) равен нулю;

б) положителен;

в) отрицателен.

3. Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса:

а) как правило, низка;

б) как правило, высока;

в) приблизительно равна единице;

г) может быть какой угодно.

4. К общим чертам рынков монополистической и совершенной конкуренции не относятся:

а) выпуск однородных товаров;

б) отсутствие непреодолимых барьеров для вхождения в отрасль;

в) выпуск уникальных товаров;

г) множество продавцов и покупателей, оперирующих на рынке.

5. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам:

а) в долгосрочном периоде;

б) в краткосрочном периоде;

в) никогда;

г) всегда.

6. Соотнесите названия и характеристики рыночных структур:

Название рыночной структуры Характеристика рыночной культуры
Большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам Монополистическая конкуренция
Большое количество поставщиков предлагают фирменную одежду по относительно схожим ценам Олигополия
Несколько крупны фирм функционируют на рынке автомобилей Монополия
Единственная фирма производит угледобывающее оборудование Совершенная конкуренция

7. Какой рынок скорее всего будет монополией:

а) бензоколонки в сельской местности;

б) рынок пшеницы;

в) рынок гвоздик;

г) продажа картофеля в Москве.

8. Если производство в отрасли распределено между несколькими крупными фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией;

б) олигополией;

в) монополией;

г) монополистической конкуренцией.

9. Что из перечисленного можно объяснить наличием монопольной власти:

а) относительно высокие цены «Кадиллаков» по сравнению с «Тойотами»;

б) относительно высокие цены на авиабилеты, если трасса обслуживается одной авиакомпанией;

в) высокие цены мороженого на чемпионате мира по фигурному катанию.

10. Ценовое лидерство характерно для:

а) олигополии;

б) чистой конкуренции;

в) монополии;

г) картеля.

11. Что из следующего не приводит к монополии:

а) оформление авторских прав;

б) лицензии;

в) производство и сбыт товаров, имеющих много близких субститутов;

г) контроль над единственным источником товара.

12. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции:

а) межотраслевой;

б) монополистической;

в) внутриотраслевой;

г) неценовой.

13. Конкуренция, в основе которой лежит привлечение покупателя сервисом, сопутствующими продаже услугами, называется

а) ценовой;

б) недобросовестной;

в) отраслевой;

г) неценовой.

14. Наиболее яркой характеристикой монополистической конкуренции является:

а) разнообразие цен;

б) количество продавцов;

в) товарная дифференциация;

г) дифференциация продавцов.

15. Оцените интенсивность конкуренции на рынке туристических услуг г. Красноярска на основании данных таблицы, используя индекс Херфиндаля, Розенблюта, четырехдольного показателя концентрации рынка. В таблице ниже приведены данные об объемах продаж туристических путевок туристическими компаний на рынке г. Красноярска в 1999 году.

Компания Объем продаж (в тыс. $.)
Дюла-тур
Спутник
Самей
Калинка
Турбизнес

16. Соотнесите понятие из левого столбца с подходящим по смыслу определением из правого.

1.Совершенная конкуренция     2. Ценовая дискриминация     3. Монопсония   1. Ценовой демпинг 2. 5. Однородная олигополия 6. Картель   7. Естественная монополия 8. Ценовая дискриминация первой степени 9. Олигополия   10.Сырьевая монополия   11. Дифференцированная олигополия 12. Монополия     13. Дуополия   14. Олигопсония     15. Ценовая дискриминация третьей степени 16. Двусторонняя монополия 17. Локальная монополия 18. Ценовая дискриминация второй степени А. Рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий, вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Б. Ценовая дискриминация, имеющая место, когда каждая единица товара продается фирмой по ее цене спроса ,т.е. максимально возможной цене которую готов заплатить покупатель. В. Монополия, основанная на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Г. Монополия, причиной возникновения которой являются высокие транспортные затраты по доставке товаров на некоторый рынок. Д. Монополия, возникающая в результате того, что производитель является собственником некоторого уникального ресурса. Е. Ценовая дискриминация, предполагающая назначение различных цен в зависимости от объема или времени покупки. Ж. Рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем). З. Вид олигополии, когда несколько продавцов продают идентичный продукт. И. Ценовая дискриминация, которая осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены. К. Положение на рынке, когда на нем находится только несколько покупателей и доля каждого в связи с этим так велика, что он может влиять на изменение рыночной цены. Л. Установление монополистом цены на продукцию, которая не позволяет конкурентам возмещать в необходимом объеме затраты и приводит к их уходу с рынка. М. Рыночная структура, характеризующуюся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает властью над ценами; 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства. Н. Рыночная структура, при которой рынок полностью контролирует одна фирма - производитель, границы фирмы и отрасли практически совпадают. О. Практика установления разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. П. Рыночная структура, при которой на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Р. Вид олигополии, когда несколько продавцов продают диффернцированные продукты. С. Положение на рынке, когда на нем имеется только один покупатель, т.е. покупатель является «создателем» цены. Т. Формальная организация продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и получения ее участниками монопольно высокой прибыли путем сговора.

Наши рекомендации