Практическое задание 8
Задача 1
Выбрать поставщика товара: российское предприятие или азиатское.
Условия: качество поставляемого МП одинаковое. Цена комплектующих из России выше на 20%. МП из Азии облагается таможенной пошлиной.
Удельная стоимость (цена) товара составляет 4000 у.е., 6000 у.е., 8000 у.е., 10000 у.е., 12000 у.е за м3.
Дополнительные факторы по поставке МП из Азии
Наименование фактора | Значение |
Тариф на транспортировку грузов морем | 150 у.е. за м3 |
Импортная пошлина за ввоз товаров | 12% |
Процентная ставка на запасы: а) в пути; б) страховые | 10% 10% |
Продолжительность транспортировки | 25 дней |
Дополнительные страховые запасы МП у получателя | 7 дней |
Решение
Удельная стоимость МП, у.е./м3 | Затраты на 1 м3, у.е. | Доля расходов в удельной стоимости, % | ||||
Задача 2
Продукция транспортируется в контейнерах, ящиках или на поддонах.
Если используются поддоны, то в контейнер вмещается 300 изделий (25 поддонов в 1 контейнере, 12 изделий на 1 поддоне).
Если штабелируются ящики, то в контейнер вмещается 480 изделий (40 ящиков в 1 контейнере, 12 изделий в 1 ящике).
Транспортные расходы в расчете на 1 контейнер:
– при транспортировке на 100-249 км – 500 у.е.;
– при транспортировке на 250-499 км – 800 у.е.;
– при транспортировке на 500-999 км – 1200 у.е.;
– при транспортировке на 1000-1999 км – 2000 у.е.;
– при транспортировке на 2000 и более км – 30000 у.е.
Почасовая ставка погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):
– вручную – 36 у.е.;
– вилочным погрузчиком – 54 у.е.
Затраты рабочего времени на погрузку:
– 1 поддона: вручную – 4,8 мин., вилочным погрузчиком – 2,4 мин.;
– 1 ящика: вручную – 1,8 мин., вилочным погрузчиком – 0,9 мин.
Определить затраты на один ящик и один поддон при транспортировке МП на каждое из указанных расстояний на основе расчетов, выбрать наиболее рациональную тару.
Стоимость перевозки 1 поддона и 1 ящика
Расстояние перевозки, км | Стоимость транспортировки | Количество в 1 контейнере | Стоимость транспортировки, у.е. | ||
Поддонов | Ящиков | 1 поддона | 1 ящика | ||
100-249 | |||||
250-499 | |||||
500-999 | |||||
1000-1999 | |||||
2000 и > |
Стоимость погрузки 1 поддона и 1 ящика
Вид тары | Почасовая ставка ПРР, у.е. | Поминутная ставка ПРР, у.е. | Время погрузки, мин. | Стоимость погрузки, у.е. | ||||
Руч. | Погр. | Руч. | Погр. | Руч. | Погр. | Руч. | Погр. | |
Поддон | ||||||||
Ящик |
Общие затраты на транспортировку 1 поддона и 1 ящика
Расстояние | Стоимость перевозки, у.е. | Стоимость погрузки, у.е. | Общие затраты на транспортировку, у.е. | |||||||
1 поддона | 1 ящика | 1 поддона | 1 ящика | 1 поддона | 1 ящика | |||||
Руч. | Погр. | Руч. | Погр. | Руч. | Погр. | Руч. | Погр. | |||
100-249 | ||||||||||
249-499 | ||||||||||
500-999 | ||||||||||
1000-1999 | ||||||||||
2000 и > |
Задача 3
Объём продаж:
– 40 млн руб. или 80 тыс. ед. товара в год;
– 30 млн руб. или 60 тыс. ед. товара в год;
– 25млн руб. или 50 тыс. ед. товара в год;
– 12,5 млн руб. или 25 тыс. ед. товара в год;
Удельные транспортные расходы:
– самолетом – 3,33 руб.;
– автомобильным малым контейнером – 2,7 руб.;
– автомобильным большим контейнером – 1,58 руб.;
– железной дорогой – 0,19 руб.
1. Годовая оборачиваемость, количество рейсов, N = 365 / t
Схемы доставки | t обработки заявки, дн. | t транспортировки товара, дн. | t нахождения товара на складе, дн. | t нахождения товара в месте торговли, дн. | Общее t оборота, дн. | Годовая оборачиваемость |
А | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г |
2. Объём товарных запасов (средний размер поставки товаров за рейс) VТЗ = Vп / N, где Vп – объём продаж, млн руб.
Объём продаж, млн руб. | Объём товарных запасов (средний размер поставки товаров за рейс) | |||
а | б | в | г | |
12,5 |
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ЛОГИСТИКЕ
1. Сущность, определение логистики.
2. Факторы и этапы развития логистики. Принципы использования логистики.
3. Цели и задачи логистики. Объекты исследования логистики.
4. Логистическая система и ее свойства.
5. Цепи и звенья логистической системы. Логистические операция и функция.
6. Макро- и микрологистические системы.
7. Логистические парадигмы. Взаимодействие логистики и маркетинга.
8. Информационная логистика. Информационная сеть, звено, функция и операция.
9. Информационный поток, классификация и виды потоков. Виды информационных систем.
10. Техническая база информационных технологий в логистике. Системные и прикладные программные средства, используемые в информационных технологиях.
11. Логистика снабжения: сущность, задачи, взаимосвязь с другими разделами логистики.
12. Виды закупок. Виды потребностей. Альтернатива производства или закупки. Типы заказов. Правовые основы закупок.
13. Алгоритм функционирования закупки.
14. Организация снабжения на предприятии. Преимущества и недостатки централизованного и децентрализованного подходов в снабжении.
15. Основные требования к выбору поставщика. Алгоритм построения балльной оценки поставщиков.
16. Логистика производства: сущность, цели, структура.
17. Требования к организации и управлению материальными потоками, структура производственного процесса.
18. Характеристики типов производств. Принципы организации производственного процесса.
19. Виды движения материальных ресурсов в производстве: последовательный, параллельно-последовательный, параллельный.
20. Правило величины «80-20». Анализ кривой АВС.
21. Методы планирования материальных потребностей: календарный, объёмно-календарный.
22. Варианты управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственных логистических систем: «толкающая», «тянущая».
23. Значение и сущность распределительной логистики.
24. Принципы и свойства логистики распределения. Задачи и функции логистики распределения.
25. Объекты, субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики.
26. Организация управления системой распределения на предприятии (департаментная, дивизионная, матричная).
27. Основные формы распределения готовой продукции. Каналы распределения: параметры, структура.
28. Типы логистических посредников. Выбор варианта размещения распределительного центра.
29. Методология анализа и проектирования распределительных каналов.
30. Логистика запасов. Причины создания материальных запасов. Причины, вынуждающие к минимизации запасов.
31. Классификация системы управления запасами. Цель логистики запасов.
32. Размер оптимального заказа по Уилсону. Классификация материальных запасов.
33. Основные системы управления запасами: с фиксированным размером заказа, с фиксированным интервалом времени между заказами; их сравнение. Прочие системы управления запасами.
34. Роль и место складирования в логистической системе. Классификация, функции складов.
35. Выбор склада. Эффективное использование складских площадей. Требования к размещению товаров на складе.
36. Логистические процессы на складе. Расчет площади складирования.
37. «Холодные» и «горячие» зоны склада. Рентабельность системы складирования.
38. Назначение транспорта. Принципы транспортной логистики.
39. Повышение эффективности транспортных услуг: стратегия, глобализация транспортных услуг; системы сбора и распределения груза.
40. Формирование транспортных маршрутов.
41. Логистический сервис. Предмет и объект логистического сервиса. Виды логистического обслуживания.
42. Уровень логистического сервиса. Качество логистического сервиса.
43. Планирование в логистике. Контроллинг в логистической системе. Методы прогнозирования в логистической системе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемая литература
1. Логистика / под ред. проф. Б. А. Аникина. – М. : ИНФРА-М, 2005.
2. Кузьбожев, Э. Н. Логистика / Э. Н. Кузьбожев, С. А. Тиньков. – М. : Изд-во «Кнорус», 2004.
3. Логистика / под ред. проф. Б. А. Аникина. – М. : ИНФРА-М, 2002. (Серия «Вопрос-ответ».)
4. Гаджинский А. М. Логистика. – М. : ИВЦ «Маркетинг», 1999.
5. Логистика : учеб. пособие / под ред. проф. Б. А. Аникина. – М. : ИНФРА-М, 1998.
6. Управление инвестициями / под ред. В. В. Шеремета: – М. : Высшая школа, 1998.
7. Неруш, Ю. М. Коммерческая логистика / Ю. М. Неруш. – М. : Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.
8. Гаджинский, А. М. Основы логистики / А. М. Гаджинский. – М. : ИВЦ «Маркетинг», 1995.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – СПб. : АО «Коруна», 1994.
10. Современный рынок: природа и развитие / под ред. Э. П. Дунаева, И. Е. Рудаковой. – М. : Изд-во МГУ, 1992.
11. Маркетинг : пособие для практиков / сост. Г. Лайс. – М. : Машиностроение, 1992.
12. Монден, Я. «Тоёта» – методы эффективного управления /
Я. Монден. – М. : Экономика, 1989.
13. Монден, Я. Как работают японские предприятия / Я. Монден. – М. : Экономика, 1989.
14. Шонберг, Р. Японские методы управления производством /
Р. Шонберг. – М. : Экономика, 1988.
15. Родкина, Т. А. Информационная логистика / Т. А. Родкина. – М. : Экзамен, 2001. – 288 с.
16. Бауэрсокс, Д. Логистика: интегрированная цепь поставок : пер.
с англ. / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.
17. Гаджинский, А. М.Логистика : учеб. / А. М.Гаджинский. –
3-е изд., перераб. и доп. – М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 375 с.
18. Сергеев, В. И.Логистика в бизнесе : учеб. / В. И. Сергеев. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 608 с.
Дополнительная литература
1. Николайчук, В. Е. Логистика / В. Е. Николайчук. – СПб. : Питер, 2001. – 160 с. (Серия «Краткий курс».)
2. Чудаков, А. Д. Логистика : учеб. / А. Д. Чудаков. – М. : РДЛ, 2001. – 480 с.
3. 7 нот менеджмента / под ред. В. Красновой, А. Привалова. –
5-е изд., доп. – М. : ЗАО «Журнал «Эксперт», 2001. – 656 с.
4. Основы логистики : учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина,
В. И Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 200 с.
5. Альбеков, А. У. Логистика коммерции / А. У. Альбеков,
В. Я. Федько, О. А. Митько. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. (Серия «Учебники, учебные пособия».).
Учебное издание
Пустынникова Екатерина Васильевна,
Алексеев Юрий Сергеевич
ЛОГИСТИКА
Учебное пособие
для студентов специальности 08.00.05 «Экономика и управление на предприятии»
Директор Издательского центра Т. В. Филиппова
Редактор Г. И. Петрова
Художественный редактор Н. В. Пенькова
Оригинал-макет подготовлен Е. Е. Гусевой
Подписано в печать 25.07.11.
Формат 60х84/16. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 6,0. Уч.-изд. л. 5,1. Тираж 100 экз.
Заказ №135/
Оригинал-макет подготовлен в Издательском центре
Ульяновского государственного университета
432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42
Отпечатано с оригинал-макета в Издательском центре
Ульяновского государственного университета
|
[1] Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решений, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
[2] Интеграция – это углубление, усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов хозяйствования или управления с целью более полного использования каждым субъектом своих эксклюзивных конкурентных преимуществ во благо всех субъектов.
По нашему мнению, наиболее точным представляется интерпретировать интегрированную систему как самодостаточную систему свободного предпринимательства, входящих в нее хозяйствующих субъектов на договорной основе, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования собственности на основании гармонизации интересов участников с целью промышленной рационализации, повышения конкурентоспособности и достижения синергетического эффекта.
[3] Степанов В. И. Логистика: учебник. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2006. –
С. 159.
[4] Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учебник. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2005. – С. 218.
[5] Колобов А. А., Омельченко И. Н. Основы промышленной логистики: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – С. 32.
[6] Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2004. – С. 115.
[7] Линдерс М. Р., Фирон Х. Е. Управление снабжением и запасами: логистика: пер. с англ. – СПб.: Полигон, 1999. – С. 218.
[8] Колобов А. А., Омельченко И. Н. Основы промышленной логистики: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – С. 34.
[9] Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика: учеб. пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 1999. – С. 43.
[10] Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2004. – С. 116.
[11] Параметрами являются длина (протяженность) и ширина каналов. Под длиной каналаподразумевают число промежуточных звеньев, выполняющих работу по продвижению товара от производителя к потребителю. Канал длиной равной нулю называется каналом прямого маркетинга,так как в нем нет промежуточных звеньев, он состоит только из продавца и потребителя. Сам по себе прямой маркетинг осуществляется с использованием нескольких методов (продажа на дому, по телефону, личные продажи и др.) и заслуживает отдельного рассмотрения. Остальные каналы являются каналами опосредованного маркетинга и могут включать от одного до трех и более уровней. Одноуровневый канал предполагает наличие одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно является розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. Двухуровневый канал включает двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры. Трехуровневый канал охватывает трех посредников. Существуют каналы и с большим числом уровней, но они встречаются реже. С точки зрения производителей, чем больше уровней имеет канал распределения, тем меньше возможностей контролировать его.
Другой характеристикой канала товародвижения является его ширина,т.е. число посредников на каждом уровне, участвующих в распространении продукции. Поэтому основной задачей любой фирмы является принятие решения о том, какое число посредников будет использовано на каждом уровне канала.