Классификация затрат на обеспечение качества
Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость.
Дидро
Успех хозяйственной деятельности предприятия, занимающегося производством и предоставлением услуг, зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Менеджеры считают существенным для успеха реализации продукции цену и сроки поставки, одновременно уделяя внимание ценности продукции, ее способности удовлетворять соответствующие потребности.
Потребители рассматривают увеличение ценности как нечто более важное, чем уменьшение цены. Добросовестный изготовитель может получить заказ на выполнение работ или предоставление услуг в условиях конкуренции. Определяющим в принятии поло-
жительного решения потребителем о повторном формировании заказа является только качество продукции или услуги.
Существует мнение о том, что удовлетворение ожиданий потребителя в области качества приводит к увеличению затрат изготовителя, что в свою очередь снижает прибыль и как следствие возникает необходимость в увеличении цены продукции и услуг. Данное мнение основывается на двух предположениях:
— повышение качества продукта, поставляемого потребителю, предполагает проведение ряда мероприятий связанных с повышением компетентности персонала предприятия-изготовителя, выбором поставщиков сырья и материалов соответствующего качества, обеспечением необходимым технологическим оборудованием, поддержанием точности и стабильности выполнения технологических операций, проведением необходимых видов испытаний;
— повышение качества продукции подразумевает повышение ее сортности.
Если хотя бы одно из этих предположений верно, то затраты возрастут. Программа "улучшение качества", если она разработана обоснованно и содержательно, скорее приведет к снижению, чем увеличению затрат. Такой подход к рассмотрению экономических аспектов обеспечения качества позволяет затраты на обеспечение качества продукции и услуг рассматривать как инструмент управления качеством.
На большинстве предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены и представлены руководству подобно другим затратам.
В условиях отсутствия на предприятии системы менеджмента качества у руководителей предприятий нет возможности получать структурированную и содержательную информацию о затратах на обеспечение качества. Наличие системы качества на предприятии предполагает обязательное выделение процесса сбора и анализа Данных о качестве, в том числе и о затратах на его обеспечение, регистрацию затрат на обеспечение качества.
Для формирования и внедрения процедуры сбора и анализа затрат на обеспечение качества необходимо выяснить:
—какие из всей совокупности затрат отнести к затратам, связанным с обеспечением качества;
—каким образом данные затраты возникают;
—неизбежны ли затраты на качество;
—какова взаимосвязь между затратами на качество и достижением заданного уровня качества;
—какую долю составляют затраты на качество от всей совокупности затрат предприятия в процессе его хозяйственной деятельности;
—каков экономический эффект от внедрения процедуры сбора, учета и анализа затрат на обеспечение качества?
Для ответа на данные вопросы необходимо сосредоточить внимание на затратах, связанных с обеспечением того, что качество продукции или услуги реально будет соответствовать ожиданиям потребителя, т. е. на затратах, связанных с выполнением этих ожиданий. При таком рассмотрении представляется возможным структурировать затраты на обеспечение качества:
—затраты на предупредительные мероприятия, затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов;
—затраты на контроль, затраты на определение и подтверждение достижения заданного уровня качества;
—внутренние затраты на дефект, затраты, понесенные внутриорганизации, когда заданный уровень качества не достигнут;
—внешние затраты на дефект, затраты, понесенные вне организации, когда заданный уровень качества не достигнут.
Совокупные затраты на обеспечение качества представляют сумму выше приведенных затрат.
Графическая иллюстрация структуры затрат на o6et.»> качества приведена на рис. 18.
Сбор, классификация и анализ затрат на обеспечение качества — внутренняя ироцслуралюбого предприятия. Характеристика структуры затрат на обеспечение качества предусматривает следующие обязательные признаки:
Общие затраты на качество | |||||||||||||||
Затраты на обеспечение соотвегствис | на у нссо | не 9НЙ | |||||||||||||
атраты странен ответет | |||||||||||||||
Предупредительные мероприятия | Контрольные мероприятия | Внешние потери | Внутренние потери | ||||||||||||
Рис. 18. Структура затрат на обеспечение качество
внутри предприятия понимание структуры затрат на обеспечение качества и их содержание должно быть единым;
категории затрат, выделенные на предприятии, должны быть строго определены;
идентификация затрат не должна позволять их повторяемость и подмену.
Составляющие затрат на обеспечение качества
/. Затраты на предупредительные мероприятия
1.1. Управление качеством:
— затраты на изучение существующих и потенциальных ожиданий потребителя и их преобразование в технические характеристики продукции и характеристики услуг;
— затраты на планирование поддержания и развития системы менеджмента качества.
1.2. Управление процессом обеспечения качества основными
структурными подразделениями:
— затраты на выбор и обоснование средств управления про
цессом;
— затраты на изучение потенциальных возможностей процесса-
—затраты на осуществление технической поддержки персонала подразделений, непосредственно задействованных в создании и производстве продукции, в применении (осуществлении) и поддержании процедур и планов по качеству;
—затраты на организацию и проведение контроля точности и стабильности технологических процессов.
1.3. Управление процессом обеспечения качества подразделениями
вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств:
— затраты, связанные с деятельностью по обеспечению каче
ства, выполняемой персоналом подразделений вспомогательных
производств и обслуживающих хозяйств.
1.4. Управление контрольным, испытательным оборудованием
и средствами измерения:
—затраты, связанные с приобретением и разработкой всего контрольного, испытательного оборудования и средств измерения;
—затраты, связанные с обслуживанием и аттестацией всего контрольного, испытательного оборудования и поверкой, калибровкой средств измерения.
В ходе управления контрольным, испытательным оборудованием и средствами измерения не должны учитываться затраты, связанные со стоимостью их изготовления (амортизации),
1.5. Управление обеспечением качества в процессе закупок:
— затраты на выбор и оценку состоятельности потенциальных
поставщиков и качество покупных сырья, материалов, комплек
тующих изделий до заключения контрактов на поставки.
/. 6. Организация и проведение аудитов системы менеджмента качества:
—затраты на планирование, организацию и проведение внутренних аудитов системы менеджмента качества;
—затраты на планирование, организацию и проведение внешних (сертификационных, инспекционных) аудитов системы менеджмента качества, а также аудитов системы менеджмента качества потребителем, его агентом или другим, по его поручению, органом.
/. 7. Планирование, организация и управление корректирующими и предупреждающими действиями:
—затраты, связанные с разработкой и выполнением программы по поддержанию и улучшению системы менеджмента качества, управление корректирующими и предупреждающими действиями;
—затраты, связанные с проведением мониторинга и измерения результативности процессов и качество продукции, составлением отчетов, в том числе отчетов о результатах анализа затрат на обеспечение качества продукции и услуг.
1.8. Управление компетентностью персонала предприятия:
— затраты на разработку, внедрение, развитие и реализацию
программ обучения, повышения квалификации персонала всех
категорий вопросам управления качеством продукции и услуг.
1.9. Прочие затраты:
— заработная плата административно-управленческого аппа
рата, организационные расходы и т. п., которые непосредственно
связаны с предупредительными мероприятиями.