Коммуникационные сети и их разновидности
В организациях, где занято более двух человек, коммуникационные каналы объединяются в так называемые сети, связывающие элементы управленческой структуры в единое целое, и столь же многоуровневые, как она сама. Они объединяют в себе формальные и неформальные коммуникационные каналы, как дублирующие, так и дополняющие друг друга.
На практике можно выделить три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. В открытыхдвижение команды или информации может быть остановлено, потому что оно попадает в тупик, то есть к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала. Оно может также наткнуться на "посредника" или - "контролера" (промежуточное звено в сети коммуникации), который по каким-то причинам этому движению препятствует (останавливает, искажает, направляет в другую сторону) и которого нельзя минуть. В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены. Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи больше крупным многоуровневым организациям.
Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети — линейная, называемая змеей (Рис.8). Она характеризуется тем, что элементы структуры управления А и Б, которые она соединяет, .находятся в тупиках, а В выполняет роль не только посредника .коммуникаций, но может контролировать их. Такая сеть соединяет работников одного уровня управления, имея чаще всего неформальный характер, или является элементом более сложной сети.
Рис. 8. сеть типа «Змея»
Сети, состоящие из двух и более уровней, присущи, прежде всего, формальным иерархическим структурам и имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуникационных каналов.
Если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню иерархии управленческой структуры, не выходит за пределы диапазона контроля, наиболее подходящей для нее является коммуникационная сеть, которая носит название звезда (Рис.9). Она позволяет оперативно получать информацию, концентрировать ее центральном звене А и в кратчайшие сроки направлять исполнителям Б, В, Г. Звену А легко поддерживать порядок в управлении, поскольку при коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, что делает невозможным появление различного рода "возмущений".
Рис.9. Сеть типа «Звезда».
Однако для крупных управленческих структур такая коммуникационная сеть непригодна. Центральное звено А уже не в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и доводить их до исполнителей. У него появляется помощник (посредник) Б, конкретизирующий команды и распределяющий информацию между исполнителями В, Г, Д. Являясь представителем среднего уровня управления и играя де-юре вторые роли, на деле он получает огромную власть, так как контролирует информацию и может навязывать свою волю первому лицу. Такая сеть получила название шпора (Рис.10).
Рис.10. Сеть типа «Шпора».
В сетях типа "звезда" и "шпора" число коммуникационных каналов, сходящихся к центральному элементу, на практике может бесконечно расти и в конце концов превысить возможности отдельного человека их контролировать. Это обстоятельство ставит естественный предел развитию управленческих структур, а, следовательно, препятствует расширению самих организаций, обусловленному ростом масштабов производства.
Поэтому для крупных многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникационные сети, например, тент (Рис.11) и его модификации. Суть этих модификаций, получивших название палатка и дом (рис.12 и 13), состоит в официальном допущении наряду с вертикальными горизонтальных коммуникационных каналов, посредством которых подчиненные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них и сосредоточиться на главном.
Рис.11. Сеть типа «тент» Рис.12. Сеть типа «палатка»
Рис.13. Сеть типа «дом»
В «палатке» допускается один уровень горизонтальной коммуникации между вторыми лицами; в "доме" же такие каналы возможны на всех уровнях управленческой структуры, что придает характер замкнутой сети. Практика показывает, однако, что вследствие относительно свободного пользования коммуникационными каналами здесь могут возникать определенные целенаправленные деформации, с помощью которых отдельные субъекты управленческой структуры могут быть сначала выключены из системы коммуникаций, а затем удалены из нее.
Например на основе предварительной договоренности субъект Д может направлять ин формацию для А через Б и Г, минуя В, что должен делать в соответствии с формальными предписаниями. Через некоторое время будет нетрудно доказать принципиальную ненужность В и возможность исключения его из управленческой структуры.
Основой замкнутых сетей является сеть типа "круг" (Рис.14). В крупной организации он может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми.
Рис.14. сеть типа «круг».
«Круг» характерен для структур с благоприятным морально-психологнческим климатом. Он помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями, стимулирует творческие процессы.
Творчеством, конечно, нельзя командовать, в условиях отсутствия координации оноразвивается все же не достаточно эффективно. Такая координация обеспечивается с помощью коммуникационной сети типа "колесо» (Рис.15), в которой имеется центральный субъект, облегчающий и ускоряющий процесс коммуникаций. Однако это не отдающий распоряжения администратор, а общепризнанный лидер, ведущий за собой остальных.
Рис.15. Сеть типа «колесо»
В крупных организациях творческие группы могут быть связаны друг с другом, и тогда коммуникационная структура принимает вид "сот" (Рис.16). Это — сеть комбинированная, в сущности представляющая собой единство открытой "змеи" и замкнутого "колеса" или "круга". Процесс коммуникаций имеет уже здесь свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой "змеи" с использованием принципа «соединительного звена».
Рис.16. Сеть типа «соты».