К прямым налогам из перечисленного относится: 1) подоходный налог; 2) акциз; 3) налог на прибыль; 4) налог на операции с ценными бумагами; 5) таможенная пошлина

a. 1, 4, 5;

b. 2, 4, 5;

c. 2, 3, 4;

6. Закономерность, доказывающую, что повышение доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходит только до некоторого критического уровня налогообложения, а затем начинает сокращаться вследствие падения деловой активности, описывает кривая…

a. Энгеля;

b. Лаффера;

c. Лоренца;

d. Филлипса.

7. Налоговые поступления бюджета равны 60 ден. ед., расходы на социальную сферу 35 ден. ед., доходы от госсобственности 20 ден. ед., расходы на оборону 15 ден. ед., платежи по госдолгу 30 ден. ед. Этот бюджет…

a. не сбалансирован;

b. профицитен;

c. дефицитен;

d. сбалансирован

ЛИТЕРАТУРА

1. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебник – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009

2. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ : учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА - М, 2011.

3. Экономическая теория (политэкономия) : учебник /под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой – 4-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2008.

4. Экономическая теория: учебник /под общ.ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.– 4-е изд.– СПб.: Питер,2009.

5. Экономическая теория. Экспресс – курс: учебн. пособие / под ред.А.Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю.Юданова. – 4-е изд., стер. – М. : КНОРУС,2009.

ТЕМА 15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства

План

1. Понятие и типы денежных систем. Мультипликационное расширение банковских депозитов.

2. Сущность и формы кредита. Структура современной кредитной системы.

3. Денежно-кредитная политика государства: сущность, направления, методы (инструменты).

1. Понятие и типы денежных систем. Мультипликационное расширение банковских депозитов

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях.

1) Деньги как мера стоимости – это приравнивание товара к определённой сумме денег, что даёт количественное выражение стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.

2) Деньги как средство обращения позволяют платить владельцам ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средство обмена деньги позволяют национальной экономике избежать неудобств бартерного обмена.

3) Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ. Если товаропроизводитель, продав свой товар, в течение длительного времени не покупает другой товар, деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ. Рыночная система создаёт возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль, отчасти непосредственно, но главным образом через кредитную систему, в том числе и фондовую биржу.

4) Деньги как средство платежа. Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств, например при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы за землю, уплате налогов.

Денежное обращение – это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.

Исторически сформировались такие разновидности систем обращения металлических денег как биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов – золота и серебра, существовал в ряде стран Западной Европы в XVI-XIX вв. Но в конце XIX в. обесценение серебра, вызванное изменением условий его производства, привело к резкому изменению соотношения стоимости серебра и золота, в результате чего золотые монеты были вытеснены из обращения. В итоге избыток серебряных монет вызвал прекращение их чеканки. В результате биметаллизм уступил место монометаллизму, когда в качестве денежного материала стал использоваться лишь один металл.

С 30-х гг. XX в. в западных странах постепенно формируется система неразменных кредитных денег. К её отличительным чертам следует отнести: господствующее положение кредитных денег; демонетизацию золота, т.е. уход его из обращения; отказ от обмена банкнот на золото и отмена их золотого содержания; усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства; значительное расширение безналичного оборота; государственное регулирование денежного обращения.Для характеристики современной денежной системы используется поняти фидуциарности(от лат.fiducia – доверие).Фидуциарные деньги неимеют внутреннего обеспечения в виде драгоценных металлов, и возможность их функционирования определяется государственным законом и доверием к правительству.

Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, пытается, как правило, компенсировать нехватку денежных накоплений путём увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости.

Что же собой представляет денежная масса?

Денежная масса– это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

Таким образом, в странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты (банкноты) и казначейские билеты. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причём стоимость металла монеты соответствуют лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег, позволяют совершать любые мелкие покупки. Государство по требованию центрального банка производит чеканку монет и передаёт их в его распоряжение. Монеты в обращение вводит центральный банк.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками как векселя вместо обычных денег. Впоследствии они приобрели силу законного и единственного платёжного средства с принудительно установленным государством курсом, т.е. стали национальными деньгами. Их выпуск (эмиссию) осуществляет только центральный банк.

Казначейские билеты – бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государственным казначейством – министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета.

Под безналичными деньгами понимаются записи на счетах в центральном банке и в его отделениях, но прежде всего это вклады в коммерческих банках. Заметим, что к безналичным деньгам не относятся сберегательные и срочные вклады, так как эти вклады не могут в любое время использоваться в платёжном обороте. Тем не менее потенциально они всё же представляют собой безналичные деньги.

Хранение денег на текущих счетах получило в странах рыночной экономики наибольшее распространение. Функционирование этих счетов обеспечивается через чековое обращение. Чек – это переводной вексель, выставленный на банк и оплачиваемый по предъявлению.

Безналичные деньги в отличие от наличных по существу не являются платёжными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. Действительно, наличные связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны.

Компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное и платёжное средство (речь идёт о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т.п.) получили общее название «квази – деньги».Квази – деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.

Профессор П. Самуэльсон называет квази – деньги ликвидными активами. Понятие ликвидности важно для определения категории денег. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоко ликвидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

С учётом вышесказанного в структуре денежной массы выделяют такие совокупности компонентов, или, как ещё их называют, денежные агрегаты, как М1 и М2. М1– это деньги в узком смысле слова, которые ещё называют «деньгами для сделок» и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах «до востребования») в банках. Депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть легко превращены в наличные. М2 – это деньги в широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансовых институтах. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определённого условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платёжное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчётов.

Различие между М1 и М2 заключается прежде всего в том, что в состав М2 включены квази – деньги, которые, по крайней мере, затруднительно использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.

В экономической науке также используется понятие «квазиденьги». Квазиденьги определяются как высоколиквидные финансовые активы, соответствующие уровням агрегирования М2 и М3, которые без риска финансовых потерь переводятся в наличность или чековые счета (агрегат М1). Таким образом, показатель «квазиденьги» - это деньги в наиболее широком их понимании.

Почему объём денежной массы столь быстро увеличивается? За счёт чего происходит прирост?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что, независимо от эмиссионной деятельности государственного банка (выпуск новых наличных денег), размер денежной массы возрастает за счёт расширения кредитов коммерческих банков. Банки создают новые деньги, когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты возвращают банкам взятые ранее ссуды. Часть активов банк обязан хранить как резерв, который может быть использован отчасти на покрытие текущих расходов банка, но главным образом предназначен для снижения степени риска неуплаты по обязательствам.

Итак, перевод на текущий счёт или выдача наличными уже делает эту сумму новыми деньгами. Но деньги включаются в состав денежной массы только тогда, когда их держат за пределами банковской системы.

Интересно проследить на конкретном примере, как первоначальная сумма денег на депозите в банке «А» приводит, в конечном счёте, к мультипликационному эффекту создания намного большей суммы новых денег.

Допустим, что банк «А» располагает активами 100 тыс. долл. Из них 10% находятся в резервном фонде банка.

Допустим, что клиенты банка «А», получившие ссуду 90 тыс. долл., уплатили эти деньги различным физическим и юридическим лицам за предоставленные товары и услуги, а последние поместили вырученные деньги на депозит банка «В». Увеличение депозитов в последнем банке позволяет ему выдать новые ссуды. При этом необходимо направить в резерв 10% суммы депозитов (9 тыс. долл.). Следовательно, новые ссуды будут предоставлены на сумму 81 тыс. долл., а общий прирост денежной массы (с учётом операций двух банков) составляет 171 тыс. долл.

На следующем этапе лица, получившие в качестве платежей эти 81 тыс. долл., вновь помещают их на депозиты, скажем, в банк «С», который теперь может расширить объём выданных ссуд на 72,9 тыс. долл. (с учётом того, что 8,1 тыс. долл. должны быть оставлены в резервном фонде). Это увеличивает сумму новых денег, созданных банками, до 243,9 тыс. долл.

Логика рассуждений ведёт нас к следующему выводу: процесс создания новых денег банками будет продолжаться, но до определённого предела. Этот процесс характеризует мультипликационный эффект расширения банковских депозитов и может быть рассчитан с учётом резервных требований.

Предел расширения банковских депозитов:

100 тыс. долл. + 90 тыс. долл. + 81 тыс. долл. + 72,9 тыс. долл. + … = 100 тыс.*(1+0,9+0,92 +0,93 +…)= = 100 тыс. долл./(1-0,9)= 1 млн. долл.

Таким образом, при уровне резервных требований 10% первоначальный депозит 100 тыс. долл. обернулся мультипликационным эффектом расширения денежной массы на 1 млн. долл.

Конкретно оценить размеры расширения денежной массы путём создания банками новых денег позволяет мультипликатор денежного предложения, или депозитный мультипликатор (m). Он рассчитывается по формулам: m = M / R, где М – прирост депозитов, R – прирост резервов.

В реальной жизни мультипликационный эффект расширения банковских депозитов в значительной степени зависит от величины «утечек» в систему текущего обращения, так как далеко не все деньги, взятые в форме ссуд в банках, возвращаются туда на депозиты, часть их продолжает циркулировать в качестве наличных. Кроме того, в нашем примере мы не учитывали, что клиенты банков могут брать деньги с текущих счетов, что также сокращает возможности банков выдавать ссуды.

Наконец, в случае изъятия денег из резервов банков мультипликационный эффект работал бы в противоположном направлении. Например, покупка коммерческим банком у Федеральной резервной системы государственной облигации стоимостью 1000 долл. сокращает резервные ресурсы банка на эту сумму, что, в конечном счёте приводит к уничтожению банковских депозитов на 10 тыс. долл. (при минимальной ставке резерва 10%).

Основными факторами, от которых зависит процесс создания банками новых денег, и, следовательно, изменение денежной массы, является размер минимальной ставки резервов и спрос на новые ссуды со стороны заёмщиков. Далее мы покажем, как, пользуясь этими рычагами, государственный банк может регулировать величину денежной массы.

2. Сущность и формы кредита. Структура современной кредитной системы.

В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства должны незамедлительно поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Кредитпредставляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

В процессе исторического развития кредит приобрёл многообразные формы, основные из которых – это коммерческий и банковский кредит.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйствующими субъектами друг другу. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего путём отсрочки платежа. В большинстве случаев, коммерческий кредит оформляется векселем. Вексель– это ценная бумага, представляющая собой безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлению срока определённую сумму денег владельцу векселя.

Банковский кредит – это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйствующим субъектам (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т.п.) в виде денежных ссуд. Банковские кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Эти кредиты могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала.

К другим распространённым формам кредита следует отнести:

Межхозяйственный денежный кредит – предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу путём, как правило, выпуска предприятиями и организациями акций, облигаций, кредитных билетов участия и других видов ценных бумаг. Эти операции получили название децентрализованного финансирования (выпуск акций) и кредитования (выпуск облигаций и других ценных бумаг) предприятий.

Потребительский кредит – предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования. Он реализуется или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. За использование потребительского кредита взимаются, как правило, высокие проценты (до 45%) и погашение этого кредита ложится тяжёлым бременем на семейные бюджеты.

Ипотечный кредит – предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Инструментом предоставления таких ссуд служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используется, главным образом, для обновления основных фондов в сельском хозяйстве и способствует концентрации капитала в этой сфере.

Государственный кредит – представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заёмщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти.

Государство использует данную форму кредита, прежде всего, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате эмиссии государственных облигаций и их распространения сформировался громадный государственный долг, превышающий в США 2 трлн. долл.

Международный кредит – представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной форме. Кредиторами и заёмщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.

Современная кредитная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления к потребностям развития рыночной экономики. Кредитная система,если рассматривать её с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система опосредствует весь механизм общественного воспроизводства и служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

В современной кредитной системе выделяют три основных звена: центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты. Главенствующее положение в кредитной системе занимает центральный банк.Именно центральному банку государство предоставило исключительное, монопольное право эмиссии банкнот.

Центральные банки выполняют ряд важных функций, среди которых следует выделить:

- эмиссию банкнот;

- хранение государственных золото - валютных резервов;

- хранение резервного фонда других кредитных учреждений;

- денежно-кредитное регулирование экономики;

- кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений;

- проведение расчётов и переводных операций;

- контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Коммерческие банки представляют собой главные «нервные» центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера. Он не только принимает вклады населения и предприятий, выдаёт кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

Однако уже сейчас могущество крупнейших банков определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и средние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспондентских связей, через создание холдингов, владеющих контрольными пакетами акций банков.

Особое место в современной рыночной экономике занимают специализированные кредитно-финансовые институты,такие как пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, ссудосберегательные ассоциации и т.п. Аккумулируя громадные денежные ресурсы, эти институты активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.

3. Денежно-кредитная политика государства: сущность, направления, методы (инструменты).

Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Её главная цель – регулирование хозяйственной конъюнктуры путём воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путём расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъём часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платёжных средств и т.д.

Основные направления денежно-кредитного регулирования

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться сколько-нибудь успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счёт учётной (дисконтной) политики), операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов.

Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продаёт государственные обязательства; изменяет цену облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.

Регулирование объёма кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, вне банковской системы – к её сокращению.

Методы денежно-кредитной политики

Они делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

Учётно-процентная (дисконтная) политика состоит в регулировании размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать резервы у центрального банка. Обычной практикой этого заимствования стали кредиты под залог собственных долговых обязательств коммерческих банков или путём переучёта коммерческих векселей. Если центральный банк поднимает ставку по кредитам, коммерческие банки вынуждены сократить объём заимствований, что в свою очередь ведёт к снижению резервов, повышению процентных ставок и сокращению кредитных операций. Механизм учётно-процентной ставки исправно действовал в начале века, но затем его применение начало наталкиваться на противодействие банковских монополий, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не под влиянием рыночной стихии. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учётно-процентной политики. Если снижать учётную ставку в современных условиях, то это ведёт к отливу капиталов из страны, что серьёзно ослабляет влияние этой политики на экономическую конъюнктуру.

Операции на открытом рынке. Суть этих операций – покупка или продажа государственных облигаций. Продавая государственные облигации инвестиционным дилерам-брокерам, которые затем перепродают их коммерческим банкам, корпорациям и финансовым учреждениям, центральный банк стремится добиться снижения банковских резервов, что в дальнейшем ведёт к гораздо более серьёзному сокращению депозитов. Покупая государственные облигации, центральный банк добивается обратного эффекта.

Установление норм обязательных резервов.Центральный банк во многих странах имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путём единовременного установления минимальных норм банковских резервов для всех банковских учреждений. С одной стороны, это способствует улучшению банковской ликвидности, с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций.

К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие:

Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объём потребительского спроса.

Регулирование риска и ликвидности банковских операций. В многочисленных правительственных положениях (законах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объём денежной массы и кредита, центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, капиталовложения, совокупный спрос, национальный доход.

Если поэтапно рассмотреть механизм реализации принятых центральным банком решений, то он сводится в общих чертах к следующему. На первом этапе центральный банк своими действиями (например, покупая облигации у коммерческих банков или снижая минимальную ставку резервных требований) увеличивает денежную массу. На втором этапе происходит мультипликационное расширение банковских депозитов, предложение денег увеличивается. На третьем этапе рост предложения денег ведёт к их удешевлению, т.е. к падению процентной ставки, что расширяет спрос на инвестиции. На четвёртом этапе результатом снижения процентной ставки будет увеличение частных и государственных инвестиций. И, наконец, на пятом этапе рост капиталовложений повлечёт за собой повышение доходов, расширение производства, увеличение занятости и ускорение темпов инфляции.

Таким видится кейнсианцам общий ход воздействия денежной политики государства на изменение капиталовложений, занятости и валового национального продукта. Однако в реальной жизни денежная политика порой приводит к непредсказуемым результатам, её эффективность снижается как результат развития побочных сопутствующих процессов. Поясним это на примере.

Допустим, что центральный банк действительно взял курс на увеличение предложения денег, надеясь понизить процентную ставку. Но рост денежной массы вызывает инфляционные процессы. Этот рост цен заставляет банки повысить номинальную ставку процента до уровня реальной (учитывающей процент инфляции). Таким образом, действия центрального банка привели не к понижению, а к повышению процентной ставки, что не позволяет достичь конечной цели денежной политики – роста ВНП. В связи с вышесказанным следует различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежной политики. В этом вопросе позиции неокейнсианцев и монетаристов серьёзно расходятся. Неокейнсианцы исходят из критически важной для них предпосылки, что заработная плата и цены – это негибкие инструменты, относительно заторможены. Поэтому, по крайней мере, в краткосрочном плане правительство может добиться путём увеличения денежной массы роста ВНП согласно уже рассмотренной схеме. В долгосрочном плане эта денежная политика уже не приведёт к значительному росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию.

Монетаристы считают иначе. В их представлении цены и заработная плата – это гибкие инструменты. Поэтому политика контроля над денежной массой и в краткосрочном и долгосрочном периоде способна, по их мнению, контролировать лишь темп инфляции.

Таким образом, как видно теоретические дискуссии между неокейнсианцами и монетаристами фокусируются на проблемах воздействия денег на развитие рыночного хозяйства. Монетаристы, как и неоклассики, утверждают, что рыночное хозяйство в условиях полного использования всех ресурсов автоматически стремится к поддержанию равновесного состояния, что там безотказно действуют некие встроенные «пружины» и «стабилизаторы» экономического развития. Отсюда рецепт для государственной политики: поменьше вмешательства в процессы воспроизводства, так как это только приносит вред и разрушает индивидуальную свободу. В то же время неокейнсианцы, верные своим постулатам, заявляют, что внутренние механизмы рыночного хозяйства не в силах вывести экономику из длительных периодов застоя и кризисов. Поэтому они пропагандируют активную политику государственного регулирования рыночного хозяйства.

Следует также особо подчеркнуть, что государственные органы стран рыночной экономики в последнее время всё чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для неё место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних.

Основные понятия

Деньги

Денежное обращение

Наши рекомендации