Показатели второго уровня оценки эффективности ВЭД
Этот уровень требует дополнительной информации, которую обычная система бухучета не представляет. По показателям ВЭД в рамках предприятия требуется выполнить ряд расчетов, в частности в составе экспортных затрат выделить постоянные и переменные издержки. Далее можно рассчитать:
• маржинальную прибыльот внешнеэкономической деятельности по каждому виду товара в расчете на единицу продукции. Это разница между объемом экспорта в денежном выражении и переменными издержками в составе экспортных затрат:
МП = Вэ – VC (в составе Зэ) ;
• маржинальную рентабельностьэкспортного товара как отношение маржинальной прибыли к переменным издержкам: МР = МП / VC;
• точку безубыточностипо каждому виду продукции как отношение постоянных затрат к маржинальной прибыли: Q = FC / МП;
• процент безубыточностиот доступных промышленному предприятию производственных мощностей как отношение уровня безубыточности по каждой экспортной позиции к доступным производственным возможностям.
Данные расчеты существенно дополняют показатели эффективности ВЭД первого уровня, позволяя получить более реальную картину в отношении сбалансированности сортамента экспортной продукции и ценообразования.
Показатели третьего уровня оценки эффективности ВЭД. Этот уровень всецело увязан со стратегией ВЭД предприятия. Показатели данного этапа, в основном качественные, а не количественные, нередко считаются ключевыми факторами успеха при осуществлении хозяйственной деятельности. При оценке уровня эффективности учитывается наличие новых продуктов, отвечающих требованиям внешних рынков, а также возможностей для организации экспортных / импортных поставок, высокого качества продукции в отрасли, низкой стоимости доставки среди аналогов, высокого уровня удовлетворения потребностей клиентов, надежных поставщиков и сбытовых звеньев, квалифицированного персонала и др.
В операциях импорта товаров предприятие стремится выгодно закупить товары за рубежом с целью из дальнейшего использования в своей стране. В связи с этим большое значение имеет предназначение товаров: либо для последующей продажи на территории РФ, либо для применения в собственном производственном цикле.
В случае импорта товаров для перепродажи предприятие оплачивает стоимость товара – контрактную цену импортируемого товара, несет транспортно-экспедиторские и прочие расходы.
Импортные затраты (Зи) равны сумме стоимости товара, транспортно-экспедиторских и прочих расходов.
Импортный доход (Ди) – это выручка от реализации импортируемого товара на внутреннем рынке страны.
Импорт товара выгоден тогда, когда Ди превышает Зи. Кроме того, если импортная прибыль (эффект от импорта) превышает внутреннюю прибыль (определяется как разница внутреннего дохода и внутренней стоимости товара), то импортировать товары выгодно.
При импорте товаров для собственных нужд необходимо учитывать доход, получаемый предприятием от использования импортируемого товара, а также расходы на его эксплуатацию. Таким образом, доход от такого импорта равен рублевой выручке от продажи товаров, произведенных с использованием этих товаров (без расходов на реализацию). Затраты на обслуживание импортируемых товаров – это сумма стоимости сырья и энергии, затраты на обслуживание и рабочую силу.
В случае, если эти товары, импортируемые для собственных нужд, представлены не оборудованием, а сырьем, деталями, необходимо в качестве затрат и дохода взять доли, приходящиеся на них в общих затратах и доходах от производства продукции с использованием импортируемых товаров.
Доход от использования импортируемых товаров прибавляется к Ди, а затраты на их обслуживание в процессе производства – к Зи.
Коэффициенты, отражающие эффективность импортных операций предприятия:
1. базовый коэффициент импорта товаров для перепродажи (Кбпт):
Кбпт = Ди/Зи; импорт эффективен, если Кбпи > 1. или
Эимп = Цри/ Цпи,
Где Цри - цена реализации импортной продукции на внутреннем рынке с учетом расходов, связанных с организацией продаж (реклама, маркетинг, транспортные издержки), руб.;
Цпи - цена покупки импортной продукции на внешнем рынке, включая все расходы, связанные с ее приобретением (пошлины, транспортные издержки, страховка, оплата услуг посредников и др.), руб.
Экономический смысл показателя эффективности, рассчитываемого по формуле, заключается в том, что он показывает, сколько рублей выручки получает импортер на каждый рубль затрат, связанных с импортом. Необходимым условием эффективного импорта в этом случае является Эимп > 1.
2. альтернативный коэффициент импорта товаров для перепродажи (Капт):
Капт = (Ди – Зи)/ (Дв – Зв),
Где Дв – выручка от реализации товара на внутреннем рынке;
Зв – затраты на покупку отечественного товара, аналогичного импортируемому.
Импорт эффективен, если Капт > 1.
3.Эффективность использования импортного оборудования(Эисп) может рассчитываться как отношение объема выпускаемой продукции во внутренних среднегодовых ценах (ВР) к полным затратам на его закупку (З):
Эисп = ВР/З,
Где ВР – выручка от реализации произведенного с помощью импортного оборудования продукции,
З – сумма себестоимости импортного оборудования, транспортно-экспедиторских затрат, прочих затрат, а также затрат на использование товара для собственного производства.
Этот показатель, характеризующий выход продукции (в денежном выражении) на рубль затрат по импорту оборудования, может сопоставляться с аналогичным показателем по импортному оборудованию.
3. Альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров для собственного производства (Касп):
Касп = (ВР – З) / (ВР – Св – Зсп), где
Св – стоимость отечественного товара, аналогичного импортируемому;
Зсп – затраты на использование товара для собственного производства.
Импорт эффективен, если Касп > 1.
Если предприятие занимается экспортом и импортом одновременно, то для оценки его работы на внешнем рынке за определенный период могут быть рассчитаны следующие показатели эффективности внешнеторговой деятельности:
1. базовый коэффициент эффективности внешнеторговой деятельности при условии импорта товаров для собственного производства и экспорта произведенной продукции:
Квтб(сп) = Дэ / Зи + Зэ, если Квтб(сп > 1, ВТЖ эффективна.
2. альтернативный показатель эффективности ВТД при условии импорта товаров для собственного производства и экспорта произведенной продукции:
Квта(сп) = (Дэ – Зэ – Зи) / ( Дв – Ст – Св – Зсп), где
Дв – выручка от продажи товара внутри страны,
Ст – себестоимость товара,
Св - стоимость отечественного товара, аналогичного импортируемому;
Зсп – затраты на использование товара для собственного производства.
ВТД эффективна, если Квта(сп) > 1.
3. базовый показатель эффективности ВТД при импорте товаров для перепродажи:
Квтб(п) = (Дэ + Вви) / (Зи + Зэ), где
Вви – внутренняя выручка от продажи импортируемого товара.
ВТД эффективна, если Квтб(п) > 1.
4. альтернативный показатель эффективности ВТД при импорте товаров для перепродажи:
Квта(п) = ((Дэ – Зэ) + (Вви – Зи)) / ((Вв – Ст) + (Вви – Св).
5. Показатель интегрального экономического эффекта от внешнеторговой деятельности(ЭЭэи) может быть рассчитан следующим образом:
ЭЭэи = ЭЭэ + ЭЭи, где
где ЭЭЭ — суммарный экономический эффект от экспорта, приведенный к промежутку времени, за который определяется эффект, руб. Может быть определен как сумма эффектов по всем экспортным сделкам, совершенным за соответствующий период времени;
ЭЭИ — суммарный экономический эффект от импорта, приведенный к промежутку времени, за который определяется эффект, руб. Может быть определен как сумма эффектов по всем импортным сделкам, совершенным за соответствующий период времени.
Экономический смысл показателя интегрального эффекта, состоит в том, что он показывает прибыль, которую имел участник ВЭД за соответствующий период времени по всей совокупности проведенных экспортно-импортных операций.
6. Интегральный показатель эффективности экспортно-импортной деятельности предприятия за соответствующий период времениможет быть рассчитан следующим образом:
Ээи = ЭЭэи / (Зэ + Зи).
Экономический смысл интегрального показателя эффективности внешнеторговой деятельности, заключается в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеет предприятие на каждый рубль затрат, связанных с организацией экспортно-импортных операций, или какова рентабельность (в процентном выражении) внешнеторговой деятельности в целом.