Монополистическая конкуренция и олигополия
Монополистическая конкуренция и олигополия представляют собой модели рынка, в которых смешаны черты чистой конкуренции и чистой монополии. В монополистической конкуренции преобладают черты чистой конкуренции при небольшой власти над рынком. Это проявляется в поведении таких фирм на рынке, но об этом говорят и отличительные признаки монополистической конкуренции.
1. На рынках монополистической конкуренции действует относительно большое число относительно небольших фирм, каждой из которых в силу этого принадлежит небольшая доля рынка, которая если и дает возможность контролировать цену, то очень незначительную.
2. Дифференциация продукта – отличительная особенность монополистической конкуренции. Дифференциация продукта имеет различные проявления:
- фирмы производят разновидности какого либо продукта или услуги (услуги парикмахерских, разные зубные пасты и т.д.);
- различное местоположение (магазина, АЗС);
- различные условия послепродажного обслуживания и т.д. Следует подчеркнуть, что не имеет значения, идет ли речь о действительных или мнимых различиях.
3. Вследствие дифференциации продукта очень велика роль неценовой конкуренции (реклама, разработка торговых знаков, марок и т.д.).
4. Относительно лёгкое вхождение в отрасль, что обусловлено небольшим размером фирм, но все-таки не свободное, как в чистой конкуренции (например, существуют патенты, необходимость регистрации торговых знаков и т.п.).
Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию.
Отличительными признаками олигополии являются следующие:
1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);
2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;
3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;
4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;
5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.
Рынок ресурсов и его особенности
Рынок ресурсов – вид рынков, предметом купли и продажи на котором выступают факторы производства (или экономические ресурсы).
Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей).
Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь меду ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой цене. Так, выплата высокой заработной платы работникам определенных профессий стимулирует рост предложения соответствующих категорий рабочей силы. Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой и их объемом. Если цена на ресурсы повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.
Особенности рынков ресурсов реализуются через специфические закономерности спроса и предложения.
Особенности спроса на ресурсы. Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию.
Особенности предложения ресурсов. Хотя ресурсы ограничены, но на какой-то данный момент их общее предложение — величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая сила составила столько-то миллионов человек, посевные площади — столько-то тысяч гектар, добыто столько-то миллионов тонн нефти и т. д.). Следовательно, величина ресурсов не строго фиксирована; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического капитала можно произвести (оборудование, станки) и построить (здания); изменяя продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее пахотные площади.