Штриховое кодирование продукции
Труд часто является отцом удовольствия.
Вол ьтер
С развитием информационной техники и технологии усиливается значение быстрого и надежного ввода информации об изделии или продукте (товара) в ЭВМ, для последующего быстрого решения задач, связанных с идентификацией продукции, фиксацией факта ее поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи на последующие этапы продукции и товаров. Наиболее перспективным и быстроразвивающимся направлением автоматизации процесса ввода и обработки информации в ЭВМ становится штриховое кодирование.
Штриховой код — это чередование черных и светлых полос разной ширины. Информацию несут относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания. Ширина полос строго нормирована. Темные полосы называют штрихами, а светлые — пробелами (промежутками). Штриховые коды считаются специ-
альными оптическими считывателями (сканерами) различных типов, в том числе лазерными. Сканеры, воспринимая штрихи пробелы и их сочетания, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в ЭВМ.
Что же касается цифрового ряда под "зеброй", то он не считы-вается сканером, а служит лишь для удобства прочтения кода человеком.
В местах приемки и продажи продукции имеются технические средства, которые позволяют автоматически считывать штриховой код товара, вводить его цифровой код в ЭВМ и получить через нее вес необходимые сведения об этом товаре и его перемещении.
В области внешней торговли наличие на товаре штрихового кода является обязательным, а его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции, а порой и зачастую реализовать товар практически невозможно.
С января 1993 года штрих-код наносится на все завозимые в европейские страны товары. Это одно из обязательных условий их поставки. Фирмы (предприятия), чья продукция продается без такой маркировки, несут ощутимые потери: отЗдо 15 % стоимости товара. Прорыв незакодированной продукции вовсе не означает, что она продается без штрихового кода. Оптовый покупатель сам изготавливает липкие этикетки со штрих-кодом, сам наносит их на каждое изделие, а это огромный ручной груд. Отсюда и потери в цене.
В то же время следует отметить, что такая система кодирования и обработки информации о товаре становится экономически оправданной, если она охватывает не менее 85 % товаров. Обработка информации о товаре включает: сбор заказов, учет поступления товара, его комплектование по запросам покупателей, отгрузку, выписку документации, бухгалтерский учет, контроль товара на складе магазина, контроль сбыта (сколько товаров, какого сорта, в какие дни недели было продано и др.).
С помощью штрихового кода можно защитить товар от подделки, так как кодирование его с этикетки или изготовление кустарным способом невозможно.
Наиболее широкое применение штриховые коды нашли при производстве и продаже потребительских товаров, что позволяет
автоматизировать учет их производства и продажи, повыси ГЬ скорость и культуру обслуживания покупателей, оперативно учитывать поступающие и проданные товары в каждом магазине, секции, на "складе. В настоящее время штриховые коды нашли также широкое применение на практике, в здравоохранении, образовании, в библиотечном, страховом и банковском делах, в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях.
В международной торговле широкое распространение получил код EAN (Europian Article Numbering), разработанный Международной Ассоциацией EAN со штаб квартирой в Брюсселе.
Код EAN представляет собой 13 или 8 разрядный цифровой код. Каждая цифра (разряд) кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов. На рисунке 17 представлена структура кода EAN — 13.
А- и<£> О О 2 2 3 " О О О 1 3 7" Рис. 17. Структура кода EAN — 13
Цифровой 13-разрядный код товара включает код страны, предприятие которой произвело товар, код предприятия — изготовителя товара, код самого товара и контрольное число. Код выдается каждой стране (банку данных о товарах) централизовано Ассоциацией EAN. Некоторым странам сразу выделены трехразрядные коды. Для предприятия — изготовителя в этом случае используются только четыре разряда вместо пяти.
Коды ЕАН некоторых стран для штрихового кодирования продукции приведены ниже:
Австралия— 93 Австрия— 90,91
Алжир— 613 Аргентина— 779
Бельгия и Люксембург — 54 Болгария — 380
Бразилия— 789 Великобритания — 50
Венгрия — 599 Венесуэла — 759
Вьетнам— 893 Германия— 400-440
Гонконг— 489 Греция— 520
Дания — | Израиль — | ||
Индия — | Индонезия — | ||
Ирландия — | Исландия — | ||
Испания — | Италия — | 80,83 | |
Кипр — | Китай — | ||
Колумбия — | Куба- | ||
Латвия — | Литва — | ||
Малайзия — | Мальта — | ||
Марокко — | Мексика — | ||
Молдова — | Нидерланды — | ||
Новая Зеландия — | Норвегия — | ||
Польша — | Португалия — | ||
Перу — | Россия и СНГ — | 460-469 | |
Сингапур — | Словения — | ||
Словакия — | США и Канада — | 00-09 | |
Таиланд — | Тайвань — | ||
Турция — | Тунис — | ||
Украина — | Уругвай — | ||
Финляндия — | Франция — | 30-37 | |
Хорватия — | Чехия — | ||
Чили — | Швеция — | ||
Швейцария — | Эквадор — | ||
Эстония — | ЮАР- | 600,601 | |
Югославия — | Южная Корея — | ||
Япония — | 45,49 |
Следующие пять цифр (код изготовителя) присваивает национальный орган страны централизовано конкретному предприятию изготовителю.
Следующие пять цифр кода присваивает предприятие — изготовитель товара самостоятельно. Этот код может быть в виде регистрационного номера, выданного предприятием, а также может отражать какие-либо признаки продукции, необходимые для решения задач на предприятии-изготовителе.
Последний 13-й разряд представляет собой контрольное число и используется для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка производится автоматически по алгоритму EAN.
В начале и в конце штрихового кода имеются удлиненные краевые штрихи. Они указывают на начало и конец сравнения, то есть показывают, что луч сканера захватил весь код.
В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешнеэкономическая ассоциация по проблемам автоматической идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим предприятиям по внедрению системы штрихового кодирования и автоматизированной идентификации продукции.
Правительством РФ принята государственная программа по внедрению штрихового кодирования в области материально-технического обеспечения предприятий, торговле, банковском деле, на транспорте и других сферах. Программа предусматривает необходимость разработки и производства в России технических средств для нанесения и считывания штриховых кодов. Но не менее важным на современном этапе развития отечественной экономике в условиях вступления России в ВТО является формирование комплекса стандартов в области кодирования продукции и услуг с учетом международного опыта и нормативных документов.
Введение в России обязательного штрихового кодирования создает условия для реализации одного из положений Закона РФ "О защите прав потребителя" — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемой продукции.
Для производственных предприятий штриховое кодирование отрывает новые возможности в области идентификации и просле-живаемости сырья, материалов, покупных изделий и комплектующих, полуфабрикатов и готовой продукции, в частности:
—облегчить освоение автоматизированных систем управления;
—повысить эффективность учетных операций в сферах производства, складирования и сбыта продукции;
—провести анализ потребляемых ресурсов;
—сократить объем докуметооборота;
—организовать систематический сбор достоверной информации о поставщиках, товародвижении и реализации готовой продукции;
—оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Производственные предприятия могут применять штриховой код только после его регистрации в ЮН ИСКАН во избежание фальсификации или использования чужого кода. Предприятия ведущие оптовую торговлю, обязаны размещать требование о наличии зарегистрированного штрихового кода вдоговор о поставке. Данным предприятиям запрещается поставлять в розничную торговую сеть или заниматься реализацией продукции, не имеющей зарегистрированного штрихового кода.
6.5. Защита прав потребителя
Люди никогда не испытывают угрызений совести от поступков, стаиших у них обычаями.
Вольтер
В условиях интенсивного развития отечественной экономики на основе принципов рыночной экономики значительно возросла необходимость у отечественных предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Выпуск качественной, удовлетворяющей требованиям потребителя продукции является, на сегодняшний день, одним из немногочисленных законных путей отечественных предприятий в борьбе за выживание. Конкурентная борьба как отечественных, так и иностранных фирм (предприятий) за потребительский рынок в нашей стране привела к его значительному наполнению различными товарами и услугами. Зачастую эта борьба приводит к тому, что не все предприятия, втом числе и иностранные, предлагают на потребительском рынке продукцию или услуги соответствующего качества. Это приводит к затруднительному положению потребителей, которые вынуждены в силу экономической нестабильности и своей низкой социальной обеспеченности приобретать товары с сомнительным уровнем качества.
Данное обстоятельство привело к тому, что в феврале 1992 г. Государственная Дума приняла Закон Российской Федерации "Озащите прав потребителей". Закон регулирует отношения, возникаю-
щие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли;
изготовитель—организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец — организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли — продажи;
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги);
существенный недостаток товара (работы, услуги) — недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора;
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя
и окружающей среды при обычных условиях его использования хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Настоящий закон определяет права и обязанности изготовителя, связанные с качеством выпускаемой продукции. Определена ответственность продавца за нарушение прав потребителя. Подробно изложены права потребителя в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Так, если потребителю продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом вправе по своему выбору потребовать:
—безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправления потребителем или третьим лицом;
—соразмерного уменьшения покупной цены;
—замены на товар аналогичной марки (модели, артикула):
—замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
—расторжение договора купли — продажи. При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качество. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Если в приобретенном товаре потребитель обнаружит недостатки, то в соответствии с настоящим законом, они должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, в течение двадцати дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.
В отношении товара длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, обязаны при пред*-явлении потребителем указанного требования в семидневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такою товара продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, втечение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. В указанных расчетах в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применяется его цена на день предъявления требования потребителя, в случае понижения цены — надень покупки его потребителем.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.
Реализация всех требований настоящего закона на местах осуществляется Федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами, представленными комитетами и комиссиями по защите прав потребителей.
Эти органы направляют:
— в пределах своей компетенции предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав по-
требителей, в том числе о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о прекращении продажи товаров (выполнения работ), на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
—материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
—в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей.
Вопросы:
1. Что понимается под услугой?
2. Что понимается под производственной услугой?
3. По каким основным признакам классифицируются услуги?
4. Какие специфические особенности услуг учитываются при определении объектов стандартизации в сфере услуг?
5. Какие основные услуги выделяют в соответствии с "Общероссийский классификатор услуг населению" ?
6. Какие основные процессы содержит "Петля качества услуг" ?
7. В чем заключаются цели и содержание штрихового кодирования?
8. Какие новые возможности для производственных предприятий открывает штриховое кодирование продукции?
9. Какой нормативно-правовой документ регламентирует и защищает права потребителя?