Штриховое кодирование продукции

Общие сведения

В связи с развитием информационных технологий, широким внедрением средств вычислительной техники встает вопрос быстрого и надежного ввода кодированной информации в ЭВМ о том или ином изделии (продукте, товаре) с целью зарегистрировать его поступление и перемещение при производстве и реализации. Ручной ввод такой информации, предварительная подготовка данных на машинных носителях требуют больших затрат труда и времени, часто приводит к ошибкам и является узким местом современных автоматизированных систем обработки данных.

За последние годы в большинстве стран, в том числе и России, наиболее перспективным и быстро развивающимся направлением автоматизации процесса ввода, обработки и передачи информации становится штриховое кодирование продукции. Прежде всего, это связано с простотой данной технологии и низкой стоимостью расходных материалов: нанесение штрих-кода на ярлык или упаковку обходится значительно дешевле нанесения магнитных, радиочастотных и электронных меток.

Технологию передачи информации с помощью носителя данных – штрихового кода весьма эффективно применяют не только в торговле, сфере услуг, но и в промышленном производстве – для идентификации печатных плат, сборочных узлов, изделий, упаковок, в почтовых и транспортных ведомствах, банковской системе, клиниках и пр.

Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других в пределах предприятия, организовать эффективный контроль за товародвижением от предприятия-изготовителя до склада магазина. Наличие штрихового кода (ШК) повышает престиж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.

В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без ШК.

Типы штриховых кодов

Штриховой код (штрих-код) представляет собой графическое изображение в виде ряда вертикальных чёрных полос (штрихов), разделенных пробелами, либо в виде других геометрических фигур. Эти обозначения, нанесенные на поверхность или упаковку изделия, содержат закодированную информацию в виде цифр или знаков (символов) о стране и предприятии-изготовителе, характеристиках продукции и подвергаются автоматизированному распознаванию.

Существует множество способов кодирования информации в форме штрихового кода, называемых символиками.Правила, регламентирующие перевод знаков в комбинации штрихов и пробелов и другие необходимые показатели каждой символики, называются спецификацией символики [16], [25], [33].

На сегодняшний день наибольшее распространение на практике получили два основных стандарта штрихового кодирования – линейные (одномерные или 1D) и двухмерные (2D) символики штрих-кодов.

Линейные символики ШК позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20–30 символов, обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов. Они содержат информацию только в одном измерении - по горизонтали и представляют собой набор штрихов и пробелов, под которым может располагатьсяряд цифровых обозначений (рис. 2.1).

К сожалению, отсутствие единых подходов и стандартов при разработке штриховых кодов привело к тому, что к настоящему времени используется более 30 типов кодов. Наиболее распространенные линейные символики: EAN (EAN-8 и EAN-13), UPC (UPC-A, UPC-E), Code56, Code128, UPC/EAN-128, Codabar, Interleaved 2 of 5 и др. (приложении Д).

Штриховое кодирование продукции - student2.ru Штриховое кодирование продукции - student2.ru

Рис. 2.1. Линейный (одномерный) Рис. 2.2. Двухмерный

штрих код штрих код

Двухмерными называются символики (рис. 2.2), разработанные для кодирования большого объема информации – до нескольких страниц текста. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix) коды. Многоуровневые штрих-коды появились исторически ранее и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.

В настоящее время разработано множество двухмерных штрих-кодов, применяемых с той или иной широтой распространения, в том числе Data Matrix [16], Aztec Code (наиболее распространен), MaxiCode, PDF417, QR код, Microsoft Tag, Ez code, ShotCode, Codablock и др. (приложении Д). Емкость двухмерного кода колеблется от 7 до 1514 Байт в зависимости от размера символа.

Наши рекомендации