Предприятие как производственная система
Предприятие в широком смысле понимается как производственная система, так как ему присущи все характерные для системы признаки. К характерным признакам функционирования предприятия как производственной системы относятся:
1) целенаправленность, т.е. способность создавать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги;
2) полиструктурность, т.е. одновременное существование на предприятии как системы взаимопереплетающихся подсистем – цехов, участков, хозяйств, служб, отделов и т.д.;
3) сложность, которая обусловлена полиструктурностью предприятия, наличием в нем в качестве основных элементов работников, а также воздействием внешней среды;
4) открытость – проявляется в тесном взаимодействии предприятия с внешней средой, которая существует в материальном, энергетическом, информационном обмене, уплате налогов и т.д.
Предприятие представляет собой динамичную систему, обладающую способностью претерпевать изменения, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь в то же время системой благодаря таким ее свойствам, как:
· результативность – способность получать эффект, создавать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги);
· надежность, проявляемая в устойчивом функционировании, обеспечиваемом системой управления, кооперацией с другими производственными системами, внутренними резервами;
· гибкость – возможность производственной системы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды;
· долговременность – способность производственной системы в течение длительного времени обеспечивать результативность;
· управляемость – допустимость временного изменения процессов функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий.
Последнее свойство характеризует предприятие как саморегулирующуюся систему, которая способна приспосабливаться как к внутренним, так и внешним изменениям. Однако саморегуляция может осуществляться лишь до определенных пределов, так как необходимо четко регламентировать деятельность предприятия в соответствии со стоящими перед ним задачами. Последние определяют конкретные организационные принципы его строения, внешние и внутренние связи.
С позиции теории систем всю деятельность предприятия можно рассматривать как единую сложную систему, которая состоит из сети подчиненных менее сложных систем (элементов) – коллектива людей, материальных и финансовых средств, связанных между собой цепью причинно-следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации, с целью получения конечного продукта. Каждая из перечисленных подсистем также имеет признаки системы, но не обладает обособленностью, присущей самостоятельным системам. Нельзя назвать системой группу работающих на предприятии людей без материальных средств, и наоборот.
Сущность функционирования системы в данном случае сводится к движению информации, энергии и материалов, связанному с переработкой определенных входов (например, материалы, информация, инструменты, финансовые средства) для получения желаемых выходов (готовые изделия, услуги, информация, прибыль). Предприятие как система состоит из управляемой и управляющей подсистем, соединенными между собой каналами передачи информации (рисунок 1.3).
В качестве управляемой подсистемы предприятия выступает совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг. Это обстоятельство вызывает деление управляемой системы на подсистемы в соответствии с характером протекающих на предприятии процессов: подготовки производства и освоения новой продукции, производственных процессов, производственной инфраструктуры, обеспечения качества продукции, материально-технического снабжения, сбыта и реализации продукции.
Управляющая подсистема представляет собой совокупность взаимоувязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства.
Рисунок 1.3 – Система управления предприятием
В свою очередь в управляющей подсистеме предприятия нередко создаются функциональные подсистемы, к которым относятся маркетинг, управление нововведениями, управление производством, управление персоналом и т.п.