Модуль 3. Предприятие, как производственная система

Практическое занятие №4.
Организация производственного процесса

Цель практического занятия.

Цель практического занятия №4 - закрепить теоретические знания по вопросам организации производственного процесса.

Задачи практического занятия.

К задачампрактического занятия №4 относятся:

- уметь выполнять расчет провозной способности парка;

- уметь провести расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава.

- уметь разработать схему маршрута перевозок грузов.

Рекомендуемая литература для выполнения практического занятия

1. Организация производства и управление предприятием: Учебник / Туровец О. Г., Бухалков М. И., Родинов В. Б. и др.; Под ред О. Г. Туровца. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 544 с. – (Высшее образование). Количество экз. в библ. – 32. (стр. 51-67; 142-161)

2. Менеджмент на транспорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков и др.; Под общ. Ред. Н.Н. Громова, В.А. Персианова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 528 с. Количество экз. в библ. – 3. (стр. 118-148)

Краткие теоретические сведения.

Предприятие, как место протекания производственных процессов занимается техническими, хозяйственными, организационными и социальными проблемами. К организации производства относятся:

- организация технологического процесса;

- организация труда;

- организация рабочего времени.

Организация производственного процесса на автомобильном транспорте заключается в перемещении грузов и пассажиров. В связи с многообразием условий выполнения перевозок, автомобильные перевозки различаются по следующим признакам:

- по отраслям народного хозяйства;

- по территориальному признаку (технологические перевозки, городские, пригородные, междугородные).

- по способу выполнения (прямого сообщения, терминальные, смешанного сообщения);

- по времени освоения (постоянные, сезонные, временные);

- по типу организации (централизованные, децентрализованные).

В зависимости от перечисленных условий различаются требования к используемому подвижному составу, технологии и организации перевозок.

Под технологией перевозок следует понимать целесообразную последовательность технологических операций, позволяющую обеспечить требуемый результат. Это погрузка, перемещение груженого автомобиля, выгрузка, обратное пе­ремещение порожнего автомобиля. Могут применяться другие, более сложные технологические системы. Разработка наиболее рациональной технологической системы в деталях и ее обеспечение относится к организации перевозок. Организация перевозок в широком смысле охватывает решение следующих вопросов:

- выбор типа автомобиля и грузоподъемности;

- выбор способа перевозки (в контейнерах, на поддонах, со сменными кузовами и т.д.);

- выбор способа погрузки и подбор мощности и типа грузоподъемного механизма;

- выбор маршрута движения;

- определение затрат времени на все технологические операции с учетом возможных простоев и расчет по­требного количества транспортных средств;

- определение способа учета и контроля перевозок;

- правовое обеспечение взаимоотношений с заказчиками, включая расчет тарифов, заключение договоров на транспортные услуги и пр.

В зависимости от объемов перевозок решение тех или иных вопросов грузовой и транспортной работы может быть чрез­вычайно простым или более сложным, вплоть до специально разработанных сложных моделей. Целесообразно уделить больше внимания наиболее сложным организационным вопросам. При этом можно ограничиться важными рекоменда­циями, адресованными, прежде всего владельцам небольших автопредприятий, держателям контрактов, связанных с пе­ревозками крупных партий грузов, что довольно часто пред­полагает создание собственного грузового автопарка.

Выбор типа подвижного состава определяется видом перевозок и дорожными условиями. Для грузов, требующих крановой погрузки (станки, оборудование, бухты проволоки, трубы или арматура и т.п.), необходимы двух-трехосные автомобили с открыты­ми кузовами. Для сыпучих грузов предпочтительны самосвальные транспортные средства, для тарно-упаковочных грузов при большой дальности возки — автомобили с прицепами или полуприцепами, с крытыми, тентованными или металлическими кузовами. Для ценных грузов в любом случае требуются закрытые кузова, для перевозки продуктов, как правило, - крытые кузова с термоизоляцией. Менее очевидным является выбор грузоподъемности автомо­биля для владельцев, в том числе потенциальных, транс­портных средств. Выбор типа автомобиля для заказчика упрощается возможностью сравнения стоимости перевозок при известных тарифах перевозчиков.

Выбор маршрута движения является существенным моментом разработки технологии перевозочного процесса для короткопробежных относительно постоянных перевозок, например, для обеспечения строящегося объекта, перевозок из грунтового карьера и т.д. Желательно применять кольцевую конфигурацию маршрута или концевых его участков. При этом иногда требуется предварительная подготовка дорог и согла­сование ГАИ для временного пропуска транспорта по улице с ограничением движения (обычно на автомобилях, занятых на таких перевозках, устанавливают специальные таблички).

Учет и контроль при автомобильных перевозках, как пра­вило, совмещается с диспетчированием. В зависимости от характера перевозок одна из этих функций преобладает, что и определяет содержание и форму деятельности служащих. Существует несколько форм учета и контроля перевозок. Наиболее простая, применяемая для междугородных и меж­районных перевозок (международные перевозки описаны в соответствующей главе), - проставление соответствующих отметок в путевых листах. В этом случае путевой лист с отметкой о выполнении одного или нескольких грузовых рей­сов является основанием для оплаты работы водителя, а также счетов заказчикам, если работы выполняются с последующей оплатой.

Для короткопробежных массовых перевозок однородного груза целесообразно применять талонную систему, при которой водитель получает (с соответствующей записью в путе­вом листе) от грузовладельца талоны с указанием госномера транспортного средства, рода и количества груза. Отпуск груза производится в обмен на талон. Отчет производится по остатку талонов. Выше были приведены лишь самые общие рекомендации. Более детальное решение вопросов требует точных технико-экономических сравнений.

На основании выбранной номенклатуры перевозимого груза и типа подвижного состава строится схема перевозок грузов по маршруту из следующих предлагаемых схем:

1. Схема перевозки грузов по маршруту АВДА

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

2. Схема перевозки грузов по маршруту АВ

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

3. Схема перевозки грузов по маршруту АВ

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

4. Схема перевозки грузов по маршруту АВСВДВА

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

5. Схема перевозки грузов по маршруту АВСДА

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

Для повышения эффективности организации технологического процесса, необходимо сопоставлять спрос на услуги с возможностями автотранспортного предприятия по реализации этих услуг. С этой целью рассчитывается баланс провозных способностей и возможностей парка.

Для того, чтобы определить провозную способность парка подвижного состава АТП необходимо предварительно спланировать технико-эксплуатационные показатели и рассчитать производительность транспортных средств. При сопоставлении провозной способности парка автомобилей и спроса на перевозки возможны три варианта:

- спрос на перевозки равен провозной способности парка;

- провозная способность парка превышает выявленный спрос на перевозки. В этом случае необходимо либо изыскать дополнительные объемы перевозок, привлечь новую клиентуру, увеличить парк автомобилей, сдаваемых в аренду, либо сократить парк;

-спрос на перевозки превышает планируемую величину провозной способности парка. В такой ситуации руководство предприятия должно либо найти способы увеличения провозной способности парка, либо отказаться от части заявок на перевозки.

Задания для выполнения практических занятий

Задание 4.1

Рассчитать на основании исходных данных, табл. 4.1 баланс провозных способностей парка и методике расчета технико-эксплуатационных показателей, табл. 4.2.

1.Рассчитать выработку одного автомобиля в тоннах по формуле:

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

Расчет технико-эксплуатационных показателей представлен в таблице 4.2.

Таблица 4.1

Таблица Исходные данные для расчета провозных способностей парка

Последняя цифра номера зачетной книжки студента Заявленная номенклатура груза Заявленный месячный объем груза тыс.т Предпоследняя цифра номера зачетной книжки студента γ,т γ ГР, км tП-Р β TН ДР. мес. VТ αИСП АСП
песок 3,0 15,0   0,45 0,5
пиво 2,5 0,5   0,51 9,2 0,6
ж/бет.изделия 3,0   0,45 7,8 0,7
гравий 5,0   0,6 7,5 0,7
мол.продукты 8,0 0,6   0,7 9,0 0,6
напитки 5,0 0,6   0,5 10,0 0,55
кирпич 5,0   0,7 0,62
конд.изделия 10,0 0,5   0,5 0,7
земля 6,0   0,75 7,8 0,55
лекарства 8,0 0,5   0,45 0,57
оборудование 0,6   0,45 0,58
гравий 2,0   0,45 0,65
песок 6,0   0,45 0,68
дом.вещи 1,6 0,5   0,45 0,71
мусор 0,8 0,6   0,45 0,65
продукты в кор. 0,8 0,5   0,45 0,68
напитки 2,5 0,5   0,45 0,55
продукты 0,2 0,5   0,45 0,7
оборудование 0,6   0,45 0,6
ж/бет.изделия 1,2   0,45 0,58

Таблица 4.2

Методика расчета технико-эксплуатационных показателей

Показатель Формула Содержание
Ездка te=tпог+tпер+tраз+tдв Время ездки- законченный цикл транспортной работы, состоящий из погрузки (tпог), перевозки груза (tпер)? разгрузки (tраз) и подачи транспортного средства для следующей погрузки (tдв) (движения без груза
Оборот to=nexte Включает в себя одну или несколько ездок (ne – количество ездок) с возвратом автотранспорта в исходную точку
Коэффициент технической готовности перка автомобилей Aт=А г. э. /Ас Aт – коэффициент за один рабочий день А г. э. – число автомобилей в эксплуатации Ас – списочный состав автомобилей
Коэффициент использования автомобилей Aи=Аэк/Aс Aи – коэффициент за рабочий день, Аэк – число автомобилей в эксплуатации
Коэффициент статического использования грузоподъемности Yс=Qф/Qв Yс – коэффициент, Qф – Количество фактически перевезённого груза, т Qв – количество груза которое могло быть перевезено, т
Коэффициент динамического использования грузоподъемности Yд=Рф/Рв Yд – коэффициент, Рф – фактически выполненный грузооборот, т-км Рв – возможный грузооборот, т-км
Коэффициент использования пробега β=Iгр/Iоб β – коэффициент, Iгр – груженый пробег, км Iоб – общий пробег км
Общий пробег Iоб=Iо+Iгр+Ix+I’’o Iоб - Общий пробег, Iо – первый нулевой пробег, км Ix – холостой пробег, км I’’o – второй нулевой пробег

Продолжение таблицы 4.2

Показатель Формула Содержание
Среднее расстояние ездки с грузом Ler=Lгр/ne Ler - Среднее расстояние ездки с грузом, км ne – число ездок
Среднее расстояние перевозок Lср=∑Р/∑Q Lср – среднее расстояние перевозки, км Р – транспортная работа, т-км Q – обьем перевозок
Техническая скорость Vt= Iоб/tдв Vt – техническая скорость, км/ч Iоб – общий пробег, км tдв – движение без груза, ч
Эксплутационная скорость Vэк= Iоб/Тн Vэк – эксплутационная скорость Тн – время в наряде, ч
Количество ездок Ne= Тн/te Ne - количество ездок te – время одной ездки
время одной ездки Te=Iгр/(βx Vt)+ tп∙ р Iгр – груженый пробег, км tп∙ р – время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч
Производительность подвижного состава в наряде Q=q∙c∙ne Q - Производительность подвижного состава в наряде q – грузоподьемность с – коэффициент использования грузоподьемности

2.Рассчитать возможный объем перевозок, который могут выполнить автомобили, имеющиеся в наличии на предприятии.

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

3.Рассчитать степень выполнения заявленного объема груза (КЗ)

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

4.Сделать вывод об уровне организации перевозок и степени удовлетворения заявленного объема груза. Назвать причины недоиспользования подвижного состава по производительности или недостатка в транспортных средствах.

Задание 4.2

Определить вид маршрута, составить схему маршрута и выполнить расчет технико-эксплуатационных показателей на основании исходных данных табл. 4.3.

-определить коэффициент использования грузоподъемности (γс);

-рассчитать время, затрачиваемое на один оборот (tо);

-количество выполненных тонно-километров за один оборот (Роб), ткм.

Задание 4.3

Определить вид маршрута, составить схему маршрута и выполнить расчет следующих показателей на основании исходных данных, табл. 4.4

- подсчитать средний коэффициент использования грузоподъемности.(γ);

- определить среднюю длину ездки с грузом (ℓгр);

- рассчитать коэффициент использования пробега за оборот (βо);

- рассчитать среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку (tп-р);

- рассчитать время, затраченное на один оборот (tо);

- рассчитать число оборотов за день (Zо);

- определить количество перевезенного груза (Q), т;

- определить выполненную транспортную работу (Р), ткм;

- определить среднее расстояние перевозки (ℓQ).

Задание 4.4

Определить вид маршрута, составить схему маршрута и рассчитать транспортную работу автомобиля на основании исходных данных, табл. 4.5:

- рассчитать время работы на маршруте;

- рассчитать время оборота;

- рассчитать количество оборотов одного автомобиля за рабочий день;

- рассчитать количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день;

- определить транспортную работу, ткм.

Таблица 4.3

Исходные данные для расчета выполненной работы за один оборот и разработки схемы маршрута

послед. цифра qТ Vт, км/ч предпоследняя цифра расстояние перевозки, км Объем перевезенного груза по участкам, т tпр, мин tз, мин
ℓ1 ℓ2 ℓ3 ℓ4 ℓ5 Q1 Q2 Q3 Q4
3,5 1,5 0,3 0,7 1,2 2,0
10,0 2,0 1,2 2,8 4,8 8,0
1,5 1,8 4,2 7,5
1,5 0,7 1,5 2,5 4,0
1,0 1,0 3,2 5,1
1,0 1,6 2,7 4,2 8,2
1,5 2,3 4,7 8,0 9,0
2,0 0,6 1,8 3,0 4,2
1,5 0,5 1,9 3,5 2,8
1,0 1,1 3,3 6,2 9,5

Таблица 4.4

Исходные данные для расчета объема перевозок и разработки схемы маршрута

послед цифра Vт, км/ч Тн, час nЕЗ ℓо, км послед цифра расстояние перевозки ℓ коэффициент использования грузоподъемности время простоя под погрузкой-разгрузкой
AB BC CD DE EA γA γC γD tпрA tпрC tпрD
0,8 0,9
0,7 0,6
0,9 0,8 0,7
0,8 0,8
0,9 0,7
0,9
0,9 0,9 0,8
0,8 0,7 0,7
0,7 0,6 0,7
0,9

Таблица 4.5

Исходные данные для расчета транспортной работы автомобиля и разработки схемы маршрута

последняя цифра Тн, час Vт, км/ч предпосл. цифра ГЕ о,км Х tп-р, мин γС q,Т
13,2
12,0 0,8
10,8 0,9
8,9 1,5 0,5
9,2 0,6
10,3 0,7
11,0 0,8
12,0
12,5 1,5
9,8 1,5 0,5

Практическое занятие №5.
Определение потребности запасов в материальных ресурсах АТП

Цель практического занятия.

Цель практического занятия №5 – закрепление знаний по определению потребностей в материальных ресурсах.

Задачи практического занятия.

К задачампрактического занятия №5относятся:

- знать структуру производственных запасов АТП;

- уметь проводить расчеты расхода и запаса материальных ресурсов.

Рекомендуемая литература для выполнения практического занятия

1. Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Иосиф Васильевич Спирин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 400 с. Количество экз. в библ. – 38. (стр.168-253)

Краткие теоретические сведения.

Нормирование производственных запасов, сырья и материалов осуществляется с использованием следующих исходных данных:

-потребности предприятий в сырье и материалах по всем направлениям их расхода;

- периодичности отпуска сырья и материалов по всем направлениям их расхода;

- периодичности изготовления продукции предприятиями-поставщиками;

- периодичности поставок;

- соотношения между транзитной и складской формами снабжения;

- сезонности производства, заготовок, транспортировки и потребления разных видов сырья и материалов.

В составе оборотных средств значительное место занимают производственные запасы, необходимость создания которых вызывается тем, что сроки и размеры партий поставок отдельных видов товарно-материальных ценностей не совпадают со сроками их потребления при производстве. Производственные запасы включают материалы, покупные полуфаб­рикаты и комплектующие изделия, тару, топливо и тарные материалы, запасные части и т.д. Норма оборотных средств материалов, полуфабрикатов включает время на прием, разгрузку, сортировку, обработку, подготовку к производству, а также время пребывания материальных ценностей в текущем и гарантийном (страховом) запасах. Основной удельный вес в норме на материалы занимает текущий запас. Поэтому от обоснования его расчета зависит определение реальной потребности в средствах. Основное влияние на его величину оказывает размер и периодич­ность поступления отдельных материалов, т.е. средний интервал меж­ду поставками (И). Метод исчисления среднего интервала выбирается с учетом усло­вий снабжения на каждом предприятии. Наиболее правильный расчет потребности в оборотных средствах достигается при определении дли­тельности интервалов между поставками на основании прямых догово­ров с поставщиками, а также внутриквартальных и внутримесячных графиков поставок. В данном случае средний интервал между постав­ками определяется путем деления количества дней в планируемом пе­риоде на число определенных договором поставок с учетом совпадения данного вида материалов от разных поставщиков в один день. В ряде случаев средний интервал определяется исходя из сложившегося режима поступления материалов за прошлый год. При этом в расчет принимаются только типичные поставки как по размеру, так и по срокам. Если предприятия получают материалы от нескольких поставщиков и размеры поставок и интервалы между ними неодинаковы, в расчет принимается средневзвешенный интервал. Средний интервал между поставками определяется по формуле:

Модуль 3. Предприятие, как производственная система - student2.ru

где И - средний интервал между поставками, дни;

П - приведенное общее число поставок.

Приведенное общее число поставок за год определяется как отно­шение суммы объема поставок к среднему размеру поставок. Норма оборотных средств в части текущего, запаса принимается, как правило, в размере 50% среднего интервала между поставками (И/2). Это связано с тем, что максимальные запасы одних видов ма­териалов в день получения очередной партии совпадают с минимальны­ми запасами других накануне поставки. Величина текущего запаса может быть увеличен до IOO% среднего интервала между поставками в тех случаях,. когда материалы поступают в ограниченной номенклатуре и от небольшого числа поставщиков, а также с небольшими интервалами. Норма оборотных средств по производственным запасам учитывает продолжительность в днях:

- пребывания материальных ресурсов в пути со дня оплаты сче­та (транспортный запас);

- времени на разгрузку, прием и складирование их в местах хранения;

- проведения лабораторного анализа и подготовки материалов к производству;

- нахождения материальных ресурсов в текущем запасе, пребывания материальных ценностей в форме страхового (гарантийного) запаса.

Задания для выполнения практических занятий

Задание 5.1

Расчет потребностей в материальных ресурсах проводятся на основании следующих исходных данных в таблицах 5.1; 5.2.

Вариант для расчета задания в таблице 5.1 выбирается студентом самостоятельно по последней цифре в номере зачетной книжки.

Таблица 5.1

Исходные данные

Последний номер зачетной книжки Номенклатура материальных ресурсов Интервал поставок, дн., Ип Среднесуточная потребность, ед., Мс Единицы измерения
Моторное масло литры
Трансмиссионное масло литры
АКБ-6ст190 шт.
Катушка зажигания шт.
Автошины шт.
Набор уплотнительных манжет-прокладок для КПП шт.
Комплект свечей зажигания шт.
Форсунки ТНВД шт.
Ремкомплект для камер шт.
Подшипник генератора шт.

Вариант для расчета задания в таблице 5.2 выбирается студентом самостоятельно по предпоследней цифре в номере зачетной книжки.

Таблица 5.2

Исходные данные

Номер зачетной книжки Коэффициент одновременного потребления материалов, Ко Размер гарантированного запаса, дн., Рг Время подготовки материалов к производственному потреблению, дн.
0,52
0,61
0,68
0,63
0,58
0,55
0,65
0,58
0,67
0,59

На основании исходных данных рассчитать:

- текущий запас материалов;

- запас материалов на подготовку производства;

- максимальный запас;

- средний запас.

1.Текущий запас материалов (Зтек), рассчитывается по формуле:

ЗТЕК = ИПСЗ (1)

где Ип – интервал поставок, дн.;

Мс – среднесуточная потребность, ед.;

Кз – коэффициент запаса.

2. Коэффициент запаса (Кз), рассчитывается по формуле:

КЗ = КО*РГ (2)

где Рг – размер гарантированного запаса, дн.;

Ко – коэффициент одновременного потребления материалов.

3.Запас материалов на подготовку производства (ЗПОДГ), рассчитывается по формуле:

ЗПОДГ = ПП * МС (3)

где ПП – время подготовки материалов к производственному потреблению, дн.

4.Максимальный запас (ЗМАХ), рассчитывается по формуле:

ЗМАХ = (ИППГ)*МС (4)

5.Средний запас (Зср), рассчитывается по формуле:

ЗСР = [(ИПП)*КО + РГ]*МС (5)

По результатам проведенных расчетов необходимо сделать вывод.

Задание 5.2

Рассчитать потребность в топливе и смазочных материалах, шинах.

Расчет потребности материально-технических ресурсов определяется с целью обеспечения нормальной работы автомобильного парка при выполнении установленного плана перевозок. Определяется потребность предприятия в автомобильном топливе, смазочных и обтирочных материалах, автомобильных шинах, запасных частях к автомобилям, материалах для ТО и ремонта подвижного состава.

Потребность в топливе на осуществление перевозок грузов рассчитывают отдельно по каждой марке топлива на основе линейных норм расхода топлива по каждой марке подвижного состава.

Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по формуле:

Qн = 0,01(HL Lобщ + HP Pткм)(1 + 0,01 D) ,

где Qн – нормативный расход топлива, л.;

HL – линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля (для автопоездов:

HL = HL авт + Hg Gпр ,

где HL авт – базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача);

Hg – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм;

Gпр – собственная масса прицепа (полуприцепа), тонн), л/100 км;

HP – линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;

Lобщ - общий пробег автомобилей данной модели, км;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу. учитываемую в тонно-км, норма на 100 ткм установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах: бензин – 2 л; дизельное топливо – 1,3 л; сжатый природный газ (СПГ) – 2 м3.

При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензин – 2 л; дизельное топливо – 1,3 л; сжатый природный газ (СПГ) – 2 м3.

Для автосамосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по формуле:

Qн = 0,01 HLапс Lобщ (1 + 0,01 D) + Hn nе ,

где HLапс – линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда

HLапс = HL + HР (Gпр + 0,5 q ), л/100 км

где HL – базовая линейная норма автомобиля самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км;

Hр – линейная норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм;

Gпр – собственная масса прицепа, полуприцепа, т;

q – грузоподъемность прицепа, т);

Lобщ – общий пробег автомобилей данной модели, км;

Hn – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля самосвала, л/езд. (0,25 л бензина, 1 л дизельного топлива или 0,25 м3 природного газа);

nе – количество ездок с грузом данной модели самосвала, езд.;

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

При работе автомобилей самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности: бензин – 2 л; дизельное топливо – 1,3 л; сжатый природный газ (СПГ) – 2 м3.

Нормы расхода топлива повышаются в следующих условиях:

- при работе в зимнее время года: в умеренной зоне – 5 мес. до 10%, в холодной зоне – 10 мес. до 15%;

- при почасовой работе грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта – до 10%;

- работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при сельхозработах), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали) – до 20%;

- работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных заносов – до 35% на срок не более одного месяца.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

- при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящихся в удовлетворительном состоянии – до 15%;

- при необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На внутригаражные разъезды и технические надобности АТП (техосмотры, регулировочные работы, обкатка двигателей после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5% от общего его количества, потребляемого АТП.

Линейные нормы расхода топлива приведены в Распоряжение от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Нормы расхода смазочных и обтирочных материалов рассчитывают отдельно по каждому виду и марке материалов. К смазочным материалам относятся масла для двигателей, трансмиссионные масла, специальные масла и пластичные (консистентные) смазки. Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л (м3 СПГ) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л (м3 СПГ) расхода топлива, нормы расхода смазок, соответственно в килограммах на 100 л (м3 СПГ) расхода топлива.

Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет (кроме автомобилей ВАЗ и иномарок). Нормы увеличиваются до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в размере, равном одной заправочной емкости систе

Наши рекомендации