Ликвидация последствий крушений, аварий и случаев брака в поездной и маневровой работе
7.57. Для руководства работами по ликвидации последствий крушений, аварий и браков в поездной и маневровой работе руководством ПТУ назначается ИТР управления.
Для руководства работой по ликвидации схода руководством ПТУ, диспетчером может быть назначен машинист-инструктор локомотивных бригад.
7.58. Для выполнения работ по ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава могут привлекаться локомотивные и экскаваторные бригады, монтеры пути, работники ПТО вагонов, дежурный персонал участков электрификации, устройств СЦБ и другие работники.
Состав бригады и распределение обязанностей между членами бригады определяется руководителем работ.
7.59. На работу по ликвидации последствий крушений, аварий и браков в работе упомянутые в п.7.54 работники получают наряд от руководящих работников подразделений, начальников смен, диспетчеров.
7.60. В обязанности руководителя работ по ликвидации последствий крушений, аварий и браков в работе входят:
7.60.1. Устный инструктаж работников о порядке производства работ и технике безопасности.
7.60.2. Распределение обязанностей между членами бригады.
7.60.3. Назначение сигналиста (сигналистов) для подачи сигналов машинисту локомотива, экскаватора, бульдозера и другой техники.
7.60.4. Уведомление всех членов бригады о том, кто назначен сигналистом.
7.61. Ликвидация схода подвижного состава может выполняться без руководителя работ из числа ИТР. В этом случае руководителем (старшим в бригаде) является машинист локомотива.
7.62. Все работы по ликвидации последствий крушений, аварий и браков в работе должны выполняться в соответствии с настоящей инструкцией и соответствующими инструкциями по ОТ и ПБ при выполнении работ.
7.63. Перед подачей сигнала на приведение в движение локомотива, бульдозера, рабочего органа экскаватора и т.д. сигналист должен убедиться в том, что все члены бригады находятся в безопасной зоне и дважды громко произнести «Берегись!».
7.64. Ликвидация последствий крушений, аварий и браков в работе может производиться с применением вспомогательных локомотивов, ж.д.кранов, экскаваторов, бульдозеров, автокранов и вспомогательных средств (накаточных башмаков, канатов, домкратов и т.д.).
7.65. Необходимость применения того или другого вида машин и приспособлений определяется руководителем работ.
7.66. Накаточные башмаки (ракуши, лягуши) должны быть в технически исправном состоянии. Тип накаточных башмаков должен соответствовать типу рельсов.
7.67. При несовпадении осей автосцепок локомотива и подвижной единицы, находящейся на сходе с рельсов, перемещение последней производится с помощью стальных канатов соответствующего диаметра закрепленного, как правило, за автосцепки.
При этом натяжение каната и перемещение подвижной единицы должно производиться плавно. Члены бригады должны находиться в безопасном месте.
7.68. Перед началом выполнения работ по ликвидации схода думпкаров необходимо убедиться в том, что в свалочной магистрали отсутствует сжатый воздух.
Если думпкар находится в груженом состоянии, то прежде, чем подойти к нему, нужно убедиться в отсутствии возможности падения из кузова комков породы.
7.69. Для поворота тележки с целью приближения колес к рельсам разрешается пользоваться тросом. После натяжения троса работники, занятые работой по подъемке, должны отойти от троса и подвижной единицы на безопасное расстояние.
7.70. Перед началом работы по ликвидации схода подвижного состава с рельсов состав (отдельные вагоны) должны быть закреплены от ухода ручными тормозами или ручными тормозными башмаками, а на участках с уклонами руководитель работ должен убедиться в надежности закрепления подвижного состава со стороны спуска.
7.71. При выполнении работ под подвижной единицей по закреплению накаточных башмаков и других работ нужно проявлять особую осторожность, действия работников должны быть согласованными.
7.72. Если при подъемке подвижного состава с помощью накаточных башмаков перед последними применяются вымостки из деталей верхнего строения пути (накладки, подкладки, рубки рельсов и др.) и другие предметы, то перед началом передвижения подвижной единицы работники должны отойти на безопасное расстояние.
7.73. Разборка скрепления рельсового стыка скантованных и находящихся в состоянии упругой деформации рельсов должна производиться с особой осторожностью, с применением мер, исключающих разлетание деталей стыкового скрепления и травмирование работников при деформации концов рельсов.
7.74. На электрифицированном участке или вблизи ЛЭП все работы по ликвидации последствий крушений, аварий и браков в работе должны производиться с соблюдением мер электробезопасности. Если при сходе ПС на электрифицированном участке нарушена рельсовая цепь (поломка рельсов, разъединение рельсов в стыках), то перед началом работы по подъемке или соединению разорванной рельсовой цепи нужно присоединить обводной провод.
При этом локомотивы ОПЭ-1 при подъемке своим ходом или вспомогательные локомотивы должны работать в тепловозном режиме.
7.75. При ликвидации схода с рельсов локомотива его передвижение может осуществляться самостоятельно или вспомогательным локомотивом. Возможность применения способа перемещения локомотива определяется руководителем работ по согласованию с машинистом локомотива.
7.76. Работы по ликвидации последствий крушений, аварий и браков в работе с помощью грузоподъемных средств должны выполняться под руководством лица, ответственного за безопасное перемещение грузов кранами, в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».