Методические указания по решению задач. Анализ прибыли начинается:
Анализ прибыли начинается:
1. С анализа трех источников образования прибыли;
2. Наибольший удельный вес валовой прибыли приходится на прибыль от реализации.
Рассчитывают ее абсолютное отклонение;
3. Определяют влияние факторов на абсолютное отклонение. К ним относят: уровень оптовых цен, состав, структуру и объем товарной продукции, уровень издержек производства и совершенство маркетинговой службы.
4. Анализ рентабельности следует делать методом цепных подстановок путем сравнивания с планом и нормативом. Рентабельность рассчитывают в виде 2-х показателей: рентабельность капитала (производства,)и рентабельность затрат на производство(продукции).
Оценка работы предприятия, его деловая активность, правильность выбора сферы деятельности определяют по уровню рентабельности, которая зависит от прибыли, полученной до налогообложения, и чистой прибыли.
Анализ прибыли заключается в анализе всех трех ее составляющих
Пдо н/обл = ПТП +Ппр.реал. ± Д (У), где
Пдо н/обл – прибыль до налогообложения
ПТП – прибыль от реализации товарной продукции
Ппр.реал – прибыль от прочей реализации
Д (У) – доход или убыток от вне реализационной деятельности.
Подробному анализу подвергается прибыль от реализации товарной продукции, используется метод сравнения, индексный метод и метод цепных подстановок.
Остальные составляющие анализируют только путем сравнения с предыдущим периодом, плановых величин у них нет. Разрабатывают мероприятия по устранению убытков, определяют виновных в этих убытках.
Анализ рентабельности производится по трем показателям:
1. рентабельность имущества (капитала, производства), которая показывает , сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в основные и оборотные фонды.
Анализ заключается в сравнении расчетной величины с планом, предыдущим периодом, средним по отрасли.
Сравнение с нормативом в условиях рынка невозможно, так как цены на продукцию в основном свободные, договорные.
Рентабельность пр-ва, капитала, имущества *100%
2. Рентабельность продукции, которая показывает, сколько прибыли вложено в затраты производства:
Рентабельность = Прибыль / себестоимость полн. * Q * 100%, где
* Q –объем реализации.
этот показатель служит для определения выгодности выпуска продукции. Анализ заключается в сравнении с планом и в динамике. Если выпуск продукции и реализация не являются прибыльными, такая продукция должна быть снята с производства или разработаны мероприятия по снижению себестоимости. Наиболее простым путем является сокращение численности работников и их заработной платы.
3. Рентабельность продаж, которая показывает сколько прибыли дает каждый рубль выручки от реализации:
Рентабельность = Прибыль / Ц * Q, где
Ц * Q – цена * объем реализации
Анализ заключается в сравнении с планом, предыдущим периодом. При этом на те товары, которые являются социально значимыми или распределяются по государственному заказу (оборонная продукция) все три вида рентабельности считаются отдельно, если мало зависят от совершенства маркетинговой службы, уровня технологии и соблюдения трудовой дисциплины.
Это объясняется тем, что уровень цен на такую продукцию регулируется законодательством.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назвать формулу расчета валовой прибыли;
2. Назвать формулу расчета рентабельности продукции
3. Какие факторы влияют на изменение прибыли? Какие из них относятся к объективным и субъективным?
4. Какие факторы влияют на изменение рентабельности? Какие из них относятся к объективным и субъективным?
5. Что такое рентабельность?
6. Что показывает рентабельность продаж?
7. Что показывает рентабельность имущества?
8. Что показывает рентабельность продукции?
Тест для самопроверки:
Выберите единственно правильный вариант ответа.
1. Какой показатель рентабельности показывает, сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в основные и оборотные фонды.
А) рентабельность продукции;
Б) рентабельность имущества;
В) Рентабельность продаж.
2. От чего зависит уровень рентабельности?
А) от продажи товаров, услуг;
Б) от уплаты налогов;
В) от прибыли полученной до налогообложения.
3. Что показывает рентабельность продаж?
А) сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в основные и оборотные фонды;
Б) сколько прибыли вложено в затраты на производство;
В) сколько прибыли дает каждый рубль выручки от реализации.
4. Каким методом делается анализ рентабельности?
А) методом количественных и качественных факторов;
Б) методом цепных подстановок;
В) методом группировок.
5. Что показывает рентабельность продукции?
А), сколько прибыли вложено в затраты на производство;
Б) сколько прибыли дает каждый рубль выручки от реализации;
В) сколько прибыли дает каждый рубль, вложенный в основные и оборотные фонды.
Ключ к тесту.
1. Б
2. В
3. В
4. Б
5. А
Задачи:
Задача № 1
Определить прибыль, влияние на абсолютное отклонение выручки, производственной себестоимости и внепроизводственных расходов.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПЛАН | ФАКТ |
1. Производственная себестоимость | ||
2. Внепроизводственные расходы | ||
3. Выручка от реализации | ||
4. Прибыль |
Задача № 2
Сделать анализ рентабельности продукции определить влияние факторов
на ее отклонение.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПЛАН | ФАКТ |
1. выручка от реализации, млн. руб. | ||
2. затраты производства, млн. руб. |
Задача № 3
Сделать анализ рентабельности продукции, определить влияние факторов.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПЛАН | ФАКТ |
1. издержки производства, млн. руб. | ||
2. выручка от реализации, млн. руб. |
Задача № 4
Сделать анализ распределения прибыли, если данные в таблице.
ПОКАЗАТЕЛИ, млн. руб. | Прошлый период | Отчетный год | ОТКЛОНЕНИЯ | ||||
План | Факт | К плану | К прошл. году | ||||
Абс. | % | Абс. | % | ||||
1. выручка от реализации | |||||||
2. НДС | |||||||
3. В % к выручке | - | - | |||||
4. Акцизы | - | - | - | ||||
5. С/с реализации продукции | |||||||
6. В % к выручке | - | - | |||||
7. Прибыль от реализации | |||||||
8. В % к выручке | - | - | |||||
9. Прибыль от прочей реализац. | - | ||||||
10. Доход от внереализац.операц. | |||||||
11. Расходы от внереал.операций | - | ||||||
12. Балансовая прибыль | |||||||
13. Налоги из прибыли | |||||||
14. Чистая прибыль |
Задача № 5
Сделать анализ рентабельности имущества, определить влияние факторов на ее абсолютное отклонение.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПЛАН | ФАКТ |
1. Выручка от реализации | ||
2. Издержки производства | ||
3. Стоимость основного капитала | ||
4. Стоимость оборотного капитала |
Задача № 6
Сделать анализ рентабельности производства, рассчитать влияние факторов.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПЛАН | ФАКТ |
1. Прибыль, млн. руб. | ||
2. Стоимость основных фондов, млн. руб. | ||
3. Стоимость оборотных средств, млн. руб. |
Библиография
1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2006. - 672 с.
2. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 536 с.
3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Инфра-М, 2007. - 215 с.
4. Гиляровская Л.Т. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 360 с.
5. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 336 с.
6. Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - СПб.: СПбГАСУ, 2007. - 155 с.
7. Канке А.А, Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. - 288 с.
8. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Инфра-М, 2008. - 320 с.
9. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. - 192 с.
10. Савицкая Г.В. Экономический анализ. - М.: Новое издание, 2005. - 651 с.
11. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 288 с.
12. http:/www.yandex.ru