Назначение и типы запасов

Управляемые материальные потоки – это материально технические ресурсы, необходимые предприятиям для осуществления производственных процессов периодически выводятся из потокового процесса, аккумулируясь как резервные мощности ресурсов, необходимые для осуществления процесса демпфирования (глушения) колебаний и/или синхронизации скоростей управляемых потоков, проходящих через узловые точки технологических потоковых процессов создания готовой продукции фирмы. [5].

Основные функции запасов [4, с.61], [7],[10]:

1. регулирующая, т.е. регулирование процесса производства от одной стадии производства к другой;

2. экономическая, что придает большую независимость отдельным подразделениям;

3. упреждающая при потреблении товаров прогнозируемым, но переменным образом, что позволяет сгладить эти колебания путем уменьшения или увеличения запасов, а не путем изменения производительности оборудования;

4. защищающая от случайностей колебаний в сроках поставок и спроса;

5. производственная, т.к. запасы могут быть неотъемлемой частью производственного цикла.

Актуален вопрос трансформации запасов из одного вида в другой, связанный с изменением их пространственного положения. Таким образом, вопрос классификации запасов необходим для решения, по крайней мере двух задач: 1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока и 2) управления запасами в рамках заданной логистической системы. Критериями классификации могут быть два параметра движения материальных потоков – пространство (или место нахождения) и время, а также функция запаса. Рассмотрим следующую классификацию запасов, приведенную в табл. 1 [9].

Таблица 1 – Классификация запасов

Признак классификации Тип запаса
По месту нахождения продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду
  • материальных ресурсов
  • незавершенного производства
  • готовой продукции
  • тары
  • возвратных отходов
По отношению к логистическим операциям/функциям Совокупные
  • в снабжении
  • производственные
  • товарные (сбытовые)
  • складские
  • транспортные (в пути)
  • грузопереработки
По функциональному назначению
  • текущие (регулярные)
  • страховые (гарантийные)
  • подготовительные
  • сезонные
  • спекулятивные
  • устаревшие (неликвидные)
  • продвижения
  • переходящие
По отношению к ЗЛЗ или логистическим посредникам
  • у поставщика
  • у потребителей
  • у торговых посредников
  • у посредников в физическом распределении


Рассмотрим более детально представленные на схеме классификационные признаки запасов:

По месту продукции в логистическом канале (цепи) можно выделить следующие группы запасов: запасы мате­риальных ресурсов; незавершенного производства; готовой продукции; тары и возвратных отходов.

По отношению к логистическим операциям/функци­ям Все запасы, имеющиеся в экономике определены как совокупные материальные запасы, являющиеся объектом оптимизации логистичес­кого управления с позиций общих издержек, и включают в себя запасы материальных ресурсов в снабжении; произ­водственные запасы материальных ресурсов, незавершен­ного производства и готовой продукции; товар­ные (сбытовые) запасы готовой продукции в системе дистрибьюции; складские; транспортные (в пути транзитные) и запасы грузопереработки. Можно совокупные запасы производства представить также в виде следующей схемы (рис.1), они включают в себя сырье, материалы, основные и вспомогательные, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Совокупные запасы производства, как видно из рис.1., подразделяются на два вида: производственные и товарные запасы (сбытовые).

Назначение и типы запасов - student2.ru

Рис. 1 –Виды запасов по месту нахождения и исполняемой функции

Основная часть совокупных запасов производства представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки. А так как каждая отдельная организация в логистической цепочке поставщиков и потребителей является, с одной стороны, организацией – поставщиком, а с другой – организацией изготовителем, следовательно, производственные и товарные запасы всегда имеются на предприятии.

Запасы в снабжении — это материальные ресурсы, на­ходящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщи­ков до складов материальных ресурсов товаропроизводи­теля, предназначенные для обеспечения производства го­товой продукции.

Производственные запасы — это запасы материальных ресурсов и незавершенного производства, поступившие к потребителям и не подвергнутые переработке, находящие­ся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного по­требления и позволяющие обеспечить бесперебойность про­изводственного процесса. Производственные запасы под­разделяются на текущие (регулярные), страховые (гаран­тийные), подготовительные, сезонные, спекулятивные, устаревшие (неликвидные). П.з. учитываются и рассчиты­ваются в натуральных, условно-натуральных и стоимост­ных измерителях. На величину П.з. влияют такие факторы как: потребность предприятий потребителей в матери­альных ресурсах, периодичность запуска материала в про­изводство или непрерывность его расходования, транзит­ные нормы, складские характеристики, сезонность произ­водства, потребления и транспортировки.

Товарные (сбытовые) запасы — это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукций фирмы производителя и в дистрибу­тивной сети и предназначенные для удовлетворения спро­са потребителей (продажи). Как и производственные, сбы­товые запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, ус­таревшие (неликвидные), запасы продвижения, а также переходящие. Товарные запасы анализируются, планируются и учитыва­ются в абсолютных (в стоимостном и натуральном выра­жении) и относительных (в днях товарооборота) показате­лях и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.

Складские запасы — запасы продукции находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звень­ев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) — это запасы материальных ресурсов, незавер­шенного производства или готовой продукции находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической цепи (ЗЛС) к другому или в пределах одного ЗЛС. Факторами, определяющими раз­мер транспортных запасов, являются время транспорти­ровки, расстояние, на которое перевозятся грузы, рацио­нальность установленных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями, коэффициент звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевая и ре­гиональная специализация и др. Транспортные запасы ха­рактеризуются такими факторами как время пребывания запасов в пути, т.е. время транспортировки определяю­щееся с момента погрузки на транспорт до прибытия гру­зов к месту назначения; нормативами сроков доставки грузов (в днях).

Грузопереработка — это специфический складской за­пас, формирующийся без логистической операции хранения

(например, перевалка в одном транспортном узле с од­ного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и т.д.).

По функциональному назначению запасы подразделя­ются на: текущие (регулярные); страховые (гарантийные); подготовительные; сезонные; спекулятивные; устаревшие (неликвидные); продвижения.

Текущие запасы — это основная часть производствен­ных и товарных запасов. Предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками и рассчитываются, в част­ности, из интервала поставки. Величина этих запасов постоянно меняется.

Страховой (гарантийный запас) — предназначен для сокращения логистических и финансовых рисков, связан­ных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ДОР и т.п.), сбоя­ми в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами. В отличие от текущих запасов размер страхового запаса яв­ляется величиной постоянной и в нормальных условиях — неприкосновенной. Нормы страхового запаса определяют­ся на основе среднесуточного потребления каждого из вида материальных ресурсов или готовой продукции, величины партии поставки и средневзвешенного отклонения интер­валов поставки от среднего интервала.

Подготовительный запас — часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки мате­риальных ресурсов и готовой продукции к производствен­ному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических операций по приемке, оформлению, погруз­ке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, сушке, рихтовке и т.п.) к потреблению. Величина подготовительных запасов зависит от количества времени, необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного по­требления.

Сезонные запасы — это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или харак­тера производства, транспортировки. Сезонные запасы дол­жны обеспечить нормальную работу организаций и беспе­ребойность производственного потребления на время се­зонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировки. Нормативная величина сезонного запа­са определяется как произведение величины среднесуточ­ного потребления данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении или потреблении.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быст­рой реакции на проводимую фирмой маркетинговую поли­тику продвижения товара на рынок, обычно сопровождае­мую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широко­го потребления: аудио— и видеотехники, табачных изде­лий и т.п.) должны удовлетворять возможное резкое уве­личение спроса на готовую продукцию фирмы.

Спекулятивные запасы — обычно создаются фирма­ми для материальных ресурсов (компонентов, полуфабри­катов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов. Типичным примером является закупка многими евро­пейскими и американскими фирмами больших объемов дешевых электронных компонентов (микросхем, блоков и т.п.) компьютеров, аудио— и видеотехники в Японии, Ко­рее, Сингапуре.

Устаревшие (неликвидные) запасы — образуются вслед­ствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара, а также из-за ухудшения качества товаров во время хранения. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.

Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде, до очередной поставки.

По отношению к звеньям логистической системы (ЗЛС) или логистическим посредникам — запасы можно классифицировать как находящиеся у по­ставщиков, потребителей, торговых посредников, посредни­ков в физическом распределении.

Наши рекомендации