Понятие «Организация». Признаки. Внутренняя и внешняя среды. Процессы и блоки управления
Понятие организация
Организация – это социальный институт с известным статусом или стационарный объект.
Организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект, что предполагает присутствие фигуры организатора и контингента организуемых.
Организация – свойство или атрибут объекта. Именно это значение имеют ввиду, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах.
Т.о. организация – такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.
Признаки организации:
1) Наличие цели;
2) Обособленность – выражается в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего мира;
3) Саморегулирование – возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды (организационно правовая форма предприятия);
4) Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство;
5) Наличие связей между элементами организации – рассматривается проявление принципа системности;
6) Наличие организационной культуры – совокупность установившихся традиций, символов, ценностей и верований. Состоит из элементов:
- субъективные: ритуалы, мифы, принятые нормы общения;
- объективные: символика, цвет, оформление физической среды;
Среды организации.
Внутренняя среда – рассматривается по ресурсному подходу или концепция «5М». Согласно этой концепции основная задача руководителя привлечение, распределение ресурсов и контроль за ними – люди, деньги, сырье и материалы, оборудование, информация и технология. В настоящий момент в качестве особого ресурса выделяют еще и время.
Внешняя среда – это многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние.
Значимые черты внешней среды:
- сложность – число и многообразие факторов, на которые вынуждены реагировать организации крайне велико;
- подвижность – все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении, непрерывно, хотя и с разной скоростью претерпевают изменения;
- взаимосвязанность факторов внешней среды – изменение одного фактора приводит к изменению множества других;
- турбулентность – изменение во внешней среде происходят с высокой степенью неопределенностью и непредсказуемости;
- неуправляемость – организация имеет очень ограниченные возможности, если они вообще есть, влиять на внешний контекст своей деятельности (через лоббизм, монополию, задание собственных стандартов качества и потребления). Но даже эти меры способны лишь отчасти стабилизировать среду. В основном же организации приходится непрерывно адаптироваться, т.е. изменяться самим.
Элементы внешней среды:
- локальная среда:
микросреда;
среда прямого действия;
деловое окружение.
Это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние этих операций.
Составляющие локальной среды:
Потребители;
Поставщики;
Конкуренты;
Финансовокредитные структуры;
Государственные органы;
Общественные организации;
Региональный рынок труда;
Местное сообщество.
- глобальная среда (макросреда, среда косвенного воздействия, фоновое окружение) – это наиболее острые силы, события и тенденции не связанные непосредственно с определенной деятельностью организации, но формирующие контекст бизнеса в целом:
Социокультурные;
Технологические;
Технические;
Силы торговли;
Экологические;
Экономические;
Политические;
Правовые.
-международная среда или среда бизнеса многонациональных компаний – это факторы международного бизнеса, а именно особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политическая обстановка той или иной страны.
Процессы в организации.
Функционирование или стабилизация – это деятельность организации, непосредственно связанная с сохранением ее как целого на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией, информацией как внутри себя так и с внешней средой.
Развитие или обновление – это процесс, в ходе которого создаются необходимые условия для преобразования организации и ее отдельных элементов в соответствии с изменившимися требованиями внутренних и внешних сред.
В результате таких преобразований и перехода к новому качественному состоянию организация восстанавливает нарушенное равновесие, без которого ее функционирование невозможно.
Блоки управления
Управление производством – предполагает организацию процесса выбора основных параметров технологии, определение объема текущего выпуска продукции, загрузки оборудования, организации подачи сырья, материалов и комплектующих.
Управление материально-техническим снабжением и сбытом – организация процессов заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки, хранения и отправки продукции покупателям.
Управление инновациями – организация процесса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Управление маркетингом – организация процесса изучения рынков, коньюктуры, формирование каналов сбыта, выработки ценовой и рекламной политик.
Управление кадрами или социальное управление – организация процесса подбора, расстановки, обучения кадров и повышение их квалификации.
Управление финансами– организация процесса составления бюджетов и финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов и портфелей инвестиций.
Управление эккаунтингом (системой бухучета) – организация процесса сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнение с исходными и плановыми показателями результатов деятельности как своей организации так и других.