Понятие «Организация». Признаки. Внутренняя и внешняя среды. Процессы и блоки управления

Понятие организация

Организация – это социальный институт с известным статусом или стационарный объект.

Организация – это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект, что предполагает присутствие фигуры организатора и контингента организуемых.

Организация – свойство или атрибут объекта. Именно это значение имеют ввиду, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах.

Т.о. организация – такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.

Признаки организации:

1) Наличие цели;

2) Обособленность – выражается в замкнутости внутренних процессов, которая обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего мира;

3) Саморегулирование – возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды (организационно правовая форма предприятия);

4) Наличие внутриорганизационного центра, координирующего деятельность членов организации и обеспечивающего их единство;

5) Наличие связей между элементами организации – рассматривается проявление принципа системности;

6) Наличие организационной культуры – совокупность установившихся традиций, символов, ценностей и верований. Состоит из элементов:

- субъективные: ритуалы, мифы, принятые нормы общения;

- объективные: символика, цвет, оформление физической среды;

Среды организации.

Внутренняя среда – рассматривается по ресурсному подходу или концепция «5М». Согласно этой концепции основная задача руководителя привлечение, распределение ресурсов и контроль за ними – люди, деньги, сырье и материалы, оборудование, информация и технология. В настоящий момент в качестве особого ресурса выделяют еще и время.

Внешняя среда – это многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние.

Значимые черты внешней среды:

- сложность – число и многообразие факторов, на которые вынуждены реагировать организации крайне велико;

- подвижность – все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении, непрерывно, хотя и с разной скоростью претерпевают изменения;

- взаимосвязанность факторов внешней среды – изменение одного фактора приводит к изменению множества других;

- турбулентность – изменение во внешней среде происходят с высокой степенью неопределенностью и непредсказуемости;

- неуправляемость – организация имеет очень ограниченные возможности, если они вообще есть, влиять на внешний контекст своей деятельности (через лоббизм, монополию, задание собственных стандартов качества и потребления). Но даже эти меры способны лишь отчасти стабилизировать среду. В основном же организации приходится непрерывно адаптироваться, т.е. изменяться самим.

Элементы внешней среды:

- локальная среда:

микросреда;

среда прямого действия;

деловое окружение.

Это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние этих операций.

Составляющие локальной среды:

Потребители;

Поставщики;

Конкуренты;

Финансовокредитные структуры;

Государственные органы;

Общественные организации;

Региональный рынок труда;

Местное сообщество.

- глобальная среда (макросреда, среда косвенного воздействия, фоновое окружение) – это наиболее острые силы, события и тенденции не связанные непосредственно с определенной деятельностью организации, но формирующие контекст бизнеса в целом:

Социокультурные;

Технологические;

Технические;

Силы торговли;

Экологические;

Экономические;

Политические;

Правовые.

-международная среда или среда бизнеса многонациональных компаний – это факторы международного бизнеса, а именно особенности культуры, экономики, государственного и иного регулирования, а также политическая обстановка той или иной страны.

Процессы в организации.

Функционирование или стабилизация – это деятельность организации, непосредственно связанная с сохранением ее как целого на основе постоянного поддержания сложившихся отношений и связей, обмена ресурсами, энергией, информацией как внутри себя так и с внешней средой.

Развитие или обновление – это процесс, в ходе которого создаются необходимые условия для преобразования организации и ее отдельных элементов в соответствии с изменившимися требованиями внутренних и внешних сред.

В результате таких преобразований и перехода к новому качественному состоянию организация восстанавливает нарушенное равновесие, без которого ее функционирование невозможно.

Блоки управления

Управление производством – предполагает организацию процесса выбора основных параметров технологии, определение объема текущего выпуска продукции, загрузки оборудования, организации подачи сырья, материалов и комплектующих.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом – организация процессов заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки, хранения и отправки продукции покупателям.

Управление инновациями – организация процесса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

Управление маркетингом – организация процесса изучения рынков, коньюктуры, формирование каналов сбыта, выработки ценовой и рекламной политик.

Управление кадрами или социальное управление – организация процесса подбора, расстановки, обучения кадров и повышение их квалификации.

Управление финансами– организация процесса составления бюджетов и финансового плана, формирование и распределение финансовых ресурсов и портфелей инвестиций.

Управление эккаунтингом (системой бухучета) – организация процесса сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнение с исходными и плановыми показателями результатов деятельности как своей организации так и других.

Наши рекомендации