Организация: понятие, общая характеристика. Внешняя и внутренняя среда организации

Организация: понятие, общая характеристика. Внешняя и внутренняя среда организации

Источник: Шальман Н.Н. Менеджмент, учебное пособие, Архангельск, 2013, стр.8

Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.

Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или нескольких). Организации создаются для выполнения того, что человек не мог бы выполнить индивидуально.

Организации представляют собой главный компонент современного общества. Жизненное пространство современного человека заполнено организациями, которые определяют eгo жизнь. Организации необходимы для того, чтобы совместно делать то, что человек не может сделать в одиночку. Результаты деятельности организаций могут быть как позитивными, так и негативными.

Рассмотрение организации как системы требует отнести ее к социальным или социально-экономическим системам. Организация является основным субъектом хозяйственных отношений в современной экономике, поэтому государство уделяет большое внимание систематизации организаций и законодательному регулированию их статуса.

Внутренняя среда организаций характеризуется внутренними переменными.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации, которые являются результатами управленческих решений.

К факторам внутренней среды организации относятся:

• цели;

• структура организации;

• технология;

• люди;

• задачи.

Внешняя среда организации разделяется на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.

К характеристикам внешней среды относятся взаимосвязанность показателей, сложность, подвижность, неопределённость.

Факторы внешней среды прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на организацию и испытывают на себе влияние организации. К ним относятся потребители, конкуренты, поставщики, финансовые учреждения, государственные органы, профсоюзы.

Факторами внешней среды косвенного воздействия является все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие. К ним относятся: состояние экономики (конъюнктура рынка), социально-культурные факторы (национальный менталитет, вкусы и предпочтения потребителей определенных социальных или возрастных групп), демографические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс, климат, международные отношения.

На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внешней средой. При этом ограничения императивны, т. е. неподвластны менеджменту организации. Условия — диспозитивны, т. е. у менеджмента есть возможности выбора определенных условий.

Система методов управления, их характеристика

Источник: Шальман Н.Н. Менеджмент, учебное пособие, Архангельск, 2013, стр.40

Управленческие решения. Методы принятия управленческих решений

Источник: Шальман Н.Н. Менеджмент, учебное пособие, Архангельск, 2013, стр.44-49

Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.

Коммуникация. Преграды в коммуникационном процессе

Источник: Шальман Н.Н. Менеджмент, учебное пособие, Архангельск, 2013, стр.51-55

Деловая этика и этикет

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Деловая этика- это учение и практика поведения человека в соответствии с понятиями о добре и зле, о нравственности и морали, о назначении человека в обществе и смысле жизни и деятельности. Деловая этика включает в себя систему идеалов, на которые опирается менеджер, любой деловой человек, чтобы достичь поставленной цели.

Деловая этика базируется на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности.

Деловая этика неразрывно связана с характером менеджера, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием им поведения людей в коллективе, обществе. Такие понятия, как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость положительно характеризуют менеджера.

В отличие от правового регулирования, контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Именно поэтому быть или не быть моральным почти полностью зависит от собственной доброй или злой воли человека. Разумеется, всякий свободный выбор обусловлен множеством факторов, тем не менее насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Везде, где существуют человеческие отношения, присутствует и мораль. Уважая в себе личность и собственное достоинство, здравомыслящий человек понимает, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.

Там, где деловые отношения людей строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, там всегда степень надежности и гарантия успеха выше, чем в организациях, опирающихся только на административное управление и контроль.

Стержневым этическим качеством честность. Требование честности обусловлено необходимостью со­вместной деятельности людей в процессе их социальной практики, взаимной координации их деятельности, потребностями их повседневной жизни. Честность включает в себя такие позитивные нравственные атрибуты, как правдивость, принципиальность, верность принятым на себя обязательствам, субъективная убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми предприниматель руководствуется в своей коммерческой деятельности, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит.

Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров важно владеть основами деловой этики. Управленческая практика выработала этические нормы, т. е. постулаты профессиональной этики, которые лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя, менеджера. Цивилизованный предприниматель, менеджер:

- убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства;

- исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;

- верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

- признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

- уважает себя как личность, а любую личность - как себя;

- уважает любую собственность, государственную власть, социальный порядок, законы;

- доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

- ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию;

- стремится к нововведениям;

- является гуманистом.

С учетом всего сказанногоэтику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Для менеджера немаловажное значение имеет также знание делового этикета- сложившихся в определенной социальной среде привил поведения, а также следование им.

Этикет распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают как соблюдать гигиену, разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, семье, общественных местах, театре, на улице и так далее. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения.

Существует много определений этикета. Одно из них: этикет– свод правил поведения, который принятых в обществе.

Этикет - это также одна из форм регуляции человеческого поведения. Но правила этикета носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора. Их надо знать и соблюдать. Язык этикета преимущественно выражает требования общечеловеческой вежливости, но при этом он регламентирует иерархию возрастных, служебных, половых различий людей, в нем заранее оговаривается ситуация и предлагаются уже готовые модели конкретного действия.

Этикету присуще рядособенностей:

1. Этикет несёт в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющаяся тысячелетиями и свойственны многим народам. Простые правила вежливости, приветствия, выражения благодарности присуще всем людям без исключения.

2. Этикет отражает специфические и национальные особенности: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, соответствующие историческим условиям жизни разных народов.

3. Требования этикета носят исторический характер,они не являются абсолютными, они относительны, их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельства. По мере изменения условий жизни людей, роста образования и культуры в обществе одни правила поведения сменяются другими.

4. Нормы этикета условны они как бы носят характер неписанного соглашения что в поведение людей является общепринятым, а что нет. Задачи этикета - предложить людям такие формы - стереотипы поведения которые смогут облегчить им общение и взаимопонимание.

5. Этикет это особая форма проявлениянравственной культуры,поскольку хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека.

6. Этикет носит в себе эстетический характер неслучайно мы говорим: « Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика». По этому можно сказать, что этикет- это принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека.

Более того, пользоваться правилами этикета на практике необходимо не только потому, что так нужно, но и потому, что так удобнее, логичнее и уважительнее по отношению к другим и к самому себе.

Ещё одной особенностью этикета является его диалогичность, т.е. этикет предполагает, что все общающиеся между собой люди знают его правила и говорят, что называется, «на одном языке». Так, если люди не привыкли обязательно приветствовать друг друга при встрече, они могут ответить на ваше приветствие недоуменным взглядом. Но в цивилизованной среде предполагается общее знание правил этикета и потому соблюдать их необходимо.

Деловой этикет провозглашает следующие принципы:

1. Пунктуальность(делайте все вовремя).

Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Специалисты рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения полученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения или конкретной сделки необходимо хранить бережно, как тайны личного характера.

3. Доброжелательность и приветливость. Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. А поскольку каждый сотрудник является лицом компании, то ее успех зависит от профессионализма, доброжелательности и безупречного знания хороших манер этого лица.

4. Внимание к окружающим(тактичность, деликатность). Уважайте мнение других, прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Покажите, что цените опыт других людей. Уверенность в себе не должна подменять скромность.

5. Имидж(внешний облик). Необходимо одеваться со вкусом, выбирать цветовую гамму к лицу, большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность(говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок.

Общая культура человека складывается из многих компонентов, в том числе ее составляет и внешнее проявление воспитанности.

Культура речи - один из существенных показателей образованности, воспитанности и общей культуры человека. Успешная деятельность фирмы, ее имидж в определенной степени зависят от того, насколько правильным языком разговаривают ее руководители и служащие, насколько грамотно и литературно они ведут переписку.

Имеются общие признаки речевой культуры человека: правильность речи; богатство (оригинальность) языка; краткость; ясность и точность; эмоциональность.

Важное значение имеют деловые отношения менеджера с подчиненными, коллегами. Сюда относится прежде всего поведение человека в лифте, на улице, в офисе, т.е. все, что создает его имидж. Поэтому руководителю необходимо знать правила поведения в обществе. Вот некоторые из них.

Какого бы ранга начальник ни вошел в кабинет подчиненного, руку протягивает хозяин кабинета независимо от возраста и пола. Только не следует протягивать руку навстречу идущему человеку или через стол. Правильно будет, если вы спокойно подойдете к посетителю, протянете руку, поздороваетесь и предложите ему присесть.

В общественных местах подавать руку сослуживцам необязательно. Достаточно сделать поклон головой.

Дружить с подчиненными надо за порогом офиса. На работе такие отношения только вредят делу. Деловые взаимоотношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными, так как бывают ситуации, когда руководителю необходимо потребовать выполнения того или иного задания.

С участниками собрания или совещания следует здороваться либо со всеми за руку по часовой стрелке, либо просто кивком головы. Особое отношение к одному или нескольким сотрудникам не способствует единству и взаимопониманию людей в коллективе.

Необходимо считаться с самолюбием людей. Всякая критика должна быть справедливой, обоснованной и корректной. Лучше всего высказывать свои претензии к подчиненному наедине с ним, выслушав его объяснения своих поступков

Неформальное, сердечное поздравление высоко ценится в любом коллективе.

Кроме основных принципови нормвежливости, тактичности, скромности существуют еще и правила поведения, к которым относятся, например, «неравенства» людей в области этикета, выражающиеся, в частности, в виде преимуществ, которые имеют:

· женщины перед мужчинами;

· старшие перед младшими;

· больные перед здоровыми;

· начальник перед подчиненными.

Конфликты, их виды. Стресс

Источник: Шальман Н.Н. Менеджмент, учебное пособие, Архангельск, 2013, стр.56-62

Стресс - это общая реакция организма на физическое или психологическое воздействие, а также соответствующее состояние организма. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой, световой и другие стрессы. В менеджменте в основном рассматривают психологический стресс. Выделяют положительную и отрицательную формы стресса.

Организация: понятие, общая характеристика. Внешняя и внутренняя среда организации

Источник: Шальман Н.Н. Менеджмент, учебное пособие, Архангельск, 2013, стр.8

Нормативного (обязательного к использованию и общепризнанного) определения организации нет.

Под организацией следует понимать группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (одной или нескольких). Организации создаются для выполнения того, что человек не мог бы выполнить индивидуально.

Организации представляют собой главный компонент современного общества. Жизненное пространство современного человека заполнено организациями, которые определяют eгo жизнь. Организации необходимы для того, чтобы совместно делать то, что человек не может сделать в одиночку. Результаты деятельности организаций могут быть как позитивными, так и негативными.

Рассмотрение организации как системы требует отнести ее к социальным или социально-экономическим системам. Организация является основным субъектом хозяйственных отношений в современной экономике, поэтому государство уделяет большое внимание систематизации организаций и законодательному регулированию их статуса.

Внутренняя среда организаций характеризуется внутренними переменными.

Внутренние переменные — это ситуационные факторы внутри организации, которые являются результатами управленческих решений.

К факторам внутренней среды организации относятся:

• цели;

• структура организации;

• технология;

• люди;

• задачи.

Внешняя среда организации разделяется на внешнюю среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного воздействия.

К характеристикам внешней среды относятся взаимосвязанность показателей, сложность, подвижность, неопределённость.

Факторы внешней среды прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на организацию и испытывают на себе влияние организации. К ним относятся потребители, конкуренты, поставщики, финансовые учреждения, государственные органы, профсоюзы.

Факторами внешней среды косвенного воздействия является все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие. К ним относятся: состояние экономики (конъюнктура рынка), социально-культурные факторы (национальный менталитет, вкусы и предпочтения потребителей определенных социальных или возрастных групп), демографические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс, климат, международные отношения.

На функционирование организаций накладываются ограничения. Для функционирования организаций имеются условия. И то и другое может быть результатом взаимодействия с внешней средой. При этом ограничения императивны, т. е. неподвластны менеджменту организации. Условия — диспозитивны, т. е. у менеджмента есть возможности выбора определенных условий.

Наши рекомендации