Организация: понятие, классификация и структура управления. Внешняя и внутренняя среда организации.

Методы менеджмента: понятие, виды и характер воздействия.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга: экономические методы, административно-правовые и социально-психологические.

Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приёмов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы можно разделить на 2 группы:

1. Методы регулируемые федеральными и региональными органами (не определяются предприятием):

- налоговая система страны и региона

-кредитно-финансовый механизм страны и региона

2. Методы регулируемые предприятием:

-экономические нормативы функционирования предприятия

-система материального поощрения работников

-система ответственности за качество и эффективность работы

Эти методы направлены на поощрение деятельности объект в зависимости от его эффективности. К ним можно отнести различного рода материальные стимулы в виде прибыли, выгоды и т. д.

Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства. Эти методы представляют собой:

Организационное воздействие определяется объёмом полномочий которым наделён руководитель.

Цели: -регламентация границ деятельности подчинённых

-постановка задач работникам

-контроль

Организационное регламентирование

Регламенты управления – совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия, учреждения и организации.

Примеры:

организация в целом – устав, договор учредителей, правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание…

персонал – должностные инструкции, контракты сотрудников, договор о материальной ответственности…

информация – типовые формы документов, справочники и классификаторы, положение о служебной тайне…

техника – технические паспорта, инструкции по эксплуатации, инструкции по технике безопасности…

процесс управления – порядок принятия решений, регламент совещаний…

организационное нормирование

Распорядительное воздействие и его действенность зависит от полноты и своевременности информации об объекте.

Цели:

-устное или письменное распоряжение, приказ, договор

-установление конкретных заданий

-контроль за исполнением

-обеспечение слаженной работы коллектива

Организационно распорядительное воздействие

Цели:

-подбор кадров

-расстановка кадров

-учёт интересов и способностей каждого работника

Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объект управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

Организация: понятие, классификация и структура управления. Внешняя и внутренняя среда организации.

Организация – объединение людей, совместно работающих для достижения определённых целей.

Чтобы считаться организацией трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:

1. наличие не менее двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены данной группы.

3. согласие группы работать совместно

Классификация организаций:

1. По отношению к прибыли:

Коммерческие – организации, основной целью деятельности которых является получение прибыли

Некоммерческие – организации, преследующие другие цели, однако они могут заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, идущую на покрытие текущих расходов и развитие.

2. Организации по форме собственности:

-государственные

-муниципальные

-частные

-общественные

-организации со смешанной формой собственности

3. Организации по статусу:

-первичные

-вторичные

4. Организации по способу организованности:

-формальные

-неформальные

5. По степени открытости:

-открытые

-закрытые

6. По организационно-правовым формам:

-хозяйственные товарищества и общества

-производственные кооперативы

-государственные и муниципальные предприятия

-некоммерческие организации

Структура управления:

Организационные структуры управления
Классические структуры (формальные, бюрократические, механистические, иерархические) Специфические структуры (адаптивные, органистические, гибкие)
Основные характеристики: 1. Чёткое разделение труда 2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется и подчиняется вышестоящему 3. Жёсткая система правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей 1. Основные характеристики: 2. Способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям ориентация на ускоренную реализацию сложных проектов, проблем и программ 3. Временное закрепление задач и работ за исполнителями
1. Линейные структуры управления 2. Функциональные структуры управления 3. Линейно-функциональные структуры управления 4. Линейно-штабные структуры управления 1. Дивизиональные структуры управления 2. Проектные структуры управления 3. Матричные структуры управления

Линейная стр. представляет собой вертикальную одностороннюю линию подчинения сверху вниз, она просто укрепляет единоначалие и личную ответственность руководителя. Сковывает инициативу подчинённых. И имеет большие затраты времени на прохождение команд сверху вниз.

Функциональная стр. предполагает разграничение производственных обязанностей между функциональными отделами, при этом решения вырабатываются функциональными отделами, передаются линейному руководителю для претворения их в жизнь. Недостаток: долгое время сработки.

Линейно-функциональная стр. это совокупность деятельности линейного аппарата и функциональных подразделений. Чтобы учесть и отразить различия отд. организаций в задачах, стратегиях; руководители используют различные системы деления на отдельные части. Этот способ деления управляемости фирмой называется депортаментализацией. Она бывает функциональной и дивизиональной.

Функциональная депортаментализацыя – это процесс деления организации на отдельные элементы с четко поставленной задачей и обязанностями (отдел производства, отдел маркетинга, отдел финансов, отдел снабжения)

Преимущества: стимулирует деловую и профессиональную специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию в функциональных областях.

Недостатки: отделы могут быть более заинтересованы в реализации своих задач, чем в общих задачах.

Чтобы справиться с проблемами обусловленными размерами фирмы, изменением технологии, изменением внешней среды разработана дивизиональная структура. В соответствии с кот. разделяют организацию на элем. происхождения:

- по видам товаров; - по группам покупателей; по географическим регионам;

В соответствии с этим варианты дивизиональных структур называются: региональная; продуктовая, потребительская.

Проектная организация – временная структура, создаваемая для решения конкретных задачи. Цель: собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта или решен. сложных разовой задачи в установленное время с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы.

Матричная организация- представляет собой такую же временную структуру как и проектная орган. только члены этой орган. подчинены одновременно как руководителю группы так и руководителю функционального подразделению.

Недостаток: её сложность и внутренняя борьба за власть, конформизм в принятии групповых решений.

Конгломерат - представляет собой сотрудничество основной центральной группы с временно привлекаемыми фирмами для решения групповых задач. Фирмы независимые.

Внутренняя и внешняя среда организации:

Внутренняя среда объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели.

Элементы:

1. миссия - четко выраженная направленность деятельности организации на удовлетворение многообразных потребностей людей. В многообразии потребностей определяет и многообразие целей. На основе миссии определяются цели организации, которые отражают конкретные направления ее деятельности с указанием сроков.

Цель - это тот желаемый результат на достижение, которого направлены усилия организации.

Стратегия - это программа мероприятий и способов обеспечить осуществление миссии и достижение ее цели.

2. все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры, которая отражает сложившиеся в организации разделение труда.

Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением.

3. технология - это процесс преобразования ресурсов в конечный продукт

4. ресурсы - это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспечивающие стабильную работу организации

5 .организационная культура - это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, традиций, принципов и норм поведения работников внутри и вне организации.

6. управление

7. люди

Внешняя среда - это силы, внешней по отношению к организации, которые

воздействуют на ее результативность.

Основные особенности влияния внешней среды на фирму:

1. сложность внешней среды

2. подвижность - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации

3. взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие

4. неопределенность
Составляющие внешней среды:

1. Макроокружение или факторы косвенного воздействия: научно-технический прогресс, экономическая среда, социально-культурная среда, политическая обстановка, международная жизнь, правовая среда, природно-географические факторы, демографическая ситуация.

2. Непосредственное окружение или факторы прямого воздействия: потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, страховые компании, профсоюзы, финансово-кредитные организации, государственные органы.


Наши рекомендации