Виды показателей качества продукции предприятия

Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Конкурентоспособность— это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.

Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.

Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции выпускаемой данный предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.

Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.

Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.

Виды показателей качества продукции предприятия

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различаютобобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции

Обобщающие показателихарактеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.

Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:

· новой продукции в общей сумме ее выпуска;

· сертифицированной и несертифицированной продукции;

· продукции, соответствующей мировым стандартам;

· экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.

·

·

Индивидуальные(единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:

· полезность продукции

· надежность

· технологичность,

· эстетичность изделий.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Принципы и виды планов, разрабатываемых на предприятии.

План— это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Планирование деятельности фирмы - это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:

· предвидеть перспективу фирмы;

· более рационально использовать все ресурсы;

· избежать риска банкротства;

· своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

· повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.

Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:

· необходимость планирования - соблюдение данного принципа соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов;

· конкретность и измеримость планов, позволяющие контролировать ход их выполнения и оценивать результаты;

· ориентированность во времени - каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени, которые позволяют контролировать его исполнение;

· реалистичность плана - показатели плана должны основываться на оценке ресурсного потенциала фирмы. Если фирма принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех ее подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины;

· гибкость - возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Предполагает разработку апьтерна- тивных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;

· комплексность - планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально- техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность;

· непротиворечивость (согласованность) планов фирмы, разрабатываемых ее структурными и функциональными подразделениями;

· обязательность выполнения - утвержденный руководством фирмы план становится обязательным для выполнения;

· эффективность - разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект;

· оптимальность - предполагает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

Таблица 1. Классификация планов

Классификационный признак Виды планов
Время реализации § Долгосрочные — от 10 до 25 лет § Среднесрочные — от 3 до 10 лет § Краткосрочные — от 1 года до 3 лет § Оперативные — до 1 года
Тип целей § Тактические § Оперативные § Стратегические § Нормативные
Степень точности § Укрупненные § Уточненные
Масштабность целей § Стратегические — предусматривают глобальные цели § Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки § Бизнес-операции
Уровень управления (сфера применения) § Корпоративные § Бригадные § Цеховые
Конкретная установка § Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции § Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу § Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности
Содержание § План производства и реализации продукции § План по материально-техническому снабжению § План по труду и кадрам § План по издержкам производства § План инвестиций § Финансовый план § План по социальному развитию
Метод обоснования § Рыночные (индикативные) § Административные (централизованные)
Стадия разработки § Предварительные § Окончательные
Ориентир планирования § Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта § Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед § Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы § Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы

Процесс планирования включает несколько этапов:

· формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы;

· обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период;

· планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач;

· определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг);

· внедрение планов и контроль за их исполнением.

Наши рекомендации