Виды показателей качества продукции предприятия
Качество и конкурентоспособность продукции предприятия
Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.
Конкурентоспособность— это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой- либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.
Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.
Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.
Качество продукции — это совокупность ее свойств, характеризующих степень пригодности этой продукции для использования по назначению. Качество продукции выпускаемой данный предприятием, должно отвечать государственным стандартам и техническим условиям, а также превосходить качество продукции конкурирующих организаций.
Качество продукции — это один из основных факторов, способствующих увеличению объема реализации продукции и прибыли. Качество продукции — это основной показатель конкурентоспособности продукции выпускаемой продукции и предприятия.
Качество продукции, ее технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами, а также с изделиями конкурирующих организаций. При этом оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Виды показателей качества продукции предприятия
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различаютобобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции
Обобщающие показателихарактеризуют качество всей произведенной продукции независимо о ее вида и назначения.
Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:
· новой продукции в общей сумме ее выпуска;
· сертифицированной и несертифицированной продукции;
· продукции, соответствующей мировым стандартам;
· экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.
·
·
Индивидуальные(единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:
· полезность продукции
· надежность
· технологичность,
· эстетичность изделий.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Принципы и виды планов, разрабатываемых на предприятии.
План— это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Планирование деятельности фирмы - это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:
· предвидеть перспективу фирмы;
· более рационально использовать все ресурсы;
· избежать риска банкротства;
· своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
· повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.
Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:
· необходимость планирования - соблюдение данного принципа соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов;
· конкретность и измеримость планов, позволяющие контролировать ход их выполнения и оценивать результаты;
· ориентированность во времени - каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени, которые позволяют контролировать его исполнение;
· реалистичность плана - показатели плана должны основываться на оценке ресурсного потенциала фирмы. Если фирма принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех ее подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины;
· гибкость - возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Предполагает разработку апьтерна- тивных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
· комплексность - планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально- техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность;
· непротиворечивость (согласованность) планов фирмы, разрабатываемых ее структурными и функциональными подразделениями;
· обязательность выполнения - утвержденный руководством фирмы план становится обязательным для выполнения;
· эффективность - разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект;
· оптимальность - предполагает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
Таблица 1. Классификация планов
Классификационный признак | Виды планов |
Время реализации | § Долгосрочные — от 10 до 25 лет § Среднесрочные — от 3 до 10 лет § Краткосрочные — от 1 года до 3 лет § Оперативные — до 1 года |
Тип целей | § Тактические § Оперативные § Стратегические § Нормативные |
Степень точности | § Укрупненные § Уточненные |
Масштабность целей | § Стратегические — предусматривают глобальные цели § Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки § Бизнес-операции |
Уровень управления (сфера применения) | § Корпоративные § Бригадные § Цеховые |
Конкретная установка | § Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции § Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу § Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности |
Содержание | § План производства и реализации продукции § План по материально-техническому снабжению § План по труду и кадрам § План по издержкам производства § План инвестиций § Финансовый план § План по социальному развитию |
Метод обоснования | § Рыночные (индикативные) § Административные (централизованные) |
Стадия разработки | § Предварительные § Окончательные |
Ориентир планирования | § Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта § Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед § Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы § Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы |
Процесс планирования включает несколько этапов:
· формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы;
· обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период;
· планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач;
· определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг);
· внедрение планов и контроль за их исполнением.